Статья «Принцип краеведения в формировании географических знаний и навыков научно-исследовательской работы на уроках и во внеурочное время»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Грибановская средняя общеобразовательная школа №2

Грибановского района Воронежской области











Принцип краеведения

в формировании географических знаний

и навыков научно-исследовательской работы

на уроках и во внеурочное время.















Автор: Глумскова Л.И., учитель

географии Грибановской сош № 2








пгт Грибановский — 2010


Час, проведенный на природе с учащимися,

может оказаться более полезным и

значимым, чем многие дни школьных занятий

К. Д. Ушинский



География как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики.

Важнейшей целью географического образования школьников является формирование целостной картины природы, уяснение взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в конкретных фактах регионального и локального масштабов, поэтому за содержательную основу своей работы я взяла такое направление географии, как географическое краеведение. Краеведением занимаются представители разных наук, но наиболее близкой к краеведению оказывается география. А.С. Берг называл краеведение «географией родного края».

Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. Учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка. По образному выражению Н.Н. Баранского, они могут «увидеть мир в капле воды». Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу «от известному к неизвестному», «от близкого к далекому». Имея представление о природе, населении и хозяйстве родного края, легче понять географию более отдаленных районов России и зарубежных стран. Конкретное проявление процессов географической среды в ближайших окрестностях помогает формированию правильных представлений о многих предметах и явлениях географической оболочки Земли. Краеведение создает благоприятную основу для воспитания любви к Родине не на отвлеченных понятиях, а на конкретных явлениях, процессах, объектах. Систематическое осуществление краеведческого принципа помогает целенаправленно формировать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся, способствует развитию навыков научно-исследовательской работы.

Краеведческий принцип является одним из важнейших в преподавании

географии, и поэтому неслучайно, что в педагогике он возник в связи с изучением географии.

Мы живем на грибановской земле Воронежского края, которая является малой родиной для большинства учащихся нашей школы. В связи с этим я провела коррекцию тематического планирования по географии с учетом усиления краеведческого аспекта. В итоге получилось, что практически на каждом уроке я обращаю внимание ребят либо на свою малую родину, либо на свою большую родину, а чаще показываю их взаимосвязь: малая родина является частичкой большой родины – России, а та в свою очередь – частью земного шара, или мирового сообщества. В итоге получается, что первична для ребенка все-таки малая родина, поскольку она позволяет учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов. Вместе с тем, при выборе краеведческих текстов делаю акцент на тех, которые имеют общекультурное значение; для каждой темы продумываю систему дифференцированных и творческих заданий, направленных на анализ деятельности людей, ее результатов и отношений между людьми; продумываю критерии для самоанализа и самооценки результатов работы детей.

Формирование у учащихся системы научных знаний, представлений,

понятий, убеждений, активизацию мыслительной деятельности невозможно

осуществлять без широкого привлечения разнообразных краеведческих источников (литературных, картографических, статистических и т. д.) и знаний

учащихся о своем крае. Используя краеведческий материал, я стараюсь объяснить, конкретизировать, раскрыть и подтвердить научные понятия, явления, процессы фактами окружающей действительности из жизни природы и общества. Осмысление общих географических понятий учащимися, установление ассоциативных связей между изучаемыми географическими понятиями, процессами и их проявлениями в пределах конкретной территории может достигаться различными путями.

1. Непосредственное изучение края в ходе учебных экскурсий в природу и на производство, туристских походов, получением сведений в процессе

фенологических, климатических и гидрологических наблюдений.

2. Приобретение учащимися сведений из литературных и картографических источников.

3. Получение знаний о своем крае из сообщений учителей на уроках.

В связи с этим эффективность краеведческого принципа в обучении и воспитании учащихся достигается как за счет активной краеведческой деятельности по приобретению знаний из различных источников учителями, учащимися, наличия соответствующих наглядных пособий (гербарий, коллекции минералов и горных пород, макеты, модели, таблицы, диаграммы и т. д.), краеведческой литературы, справочников, так и умения отобрать и систематизировать эти материалы.

Краеведческий материал должен:

а) способствовать формированию научных взглядов на природу, хозяйство и их взаимодействие, воспитанию учащихся в духе патриотизма, бережного отношения к национальным богатствам;

б) отражать типичные, характерные стороны природы, населения, хозяйства, края, служить основой для формирования общих географических понятий, явлений, процессов;

в) соответствовать программным требованиям школьной географии;

г) отвечать возрастным особенностям учащихся.

Краеведческий принцип в преподавании географии осуществляется путем использования разнообразных методов и приемов учебной работы выбор

которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока.

Можно выделить два подхода. Первый заключается в том, что географические понятия, процессы, явления усваиваются при непосредственном изучении края (уроки-экскурсии в природу), в других случаях краеведческий материал составляет содержание целого (краеведческого) урока или же является его элементом. Так, при изучении темы «Погода» в 6 классе урок полностью строится на использовании краеведческого материала (анализируются материалы наблюдений за погодой). К этому же типу относится урок в 6 классе по изучению климата своей местности. Однако, на большинстве уроков краеведческий материал использую лишь на одном из этапов (проверка знаний, изучение нового материала, закрепление и повторение пройденного, выполнение самостоятельной работы). По А. З. Сафиуллину [3], важнейшие методы и методические приемы следующие:

Свежие документы:  Конспект внеклассного мероприятия по географии «Индия сквозь призму времен» 10 класс

1) объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы

(рассказ, объяснение) с иллюстрацией различных по содержанию краеведческих источников (карт, схем, диаграмм, натуральных объектов – гербариев, коллекций);

2) частично-поисковый, основанный на использовании краеведческих

знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся (беседа проверочная,

эвристическая, повторительно-обучающая);

3) работа с краеведческой литературой и источниками (книги, пособия,

справочники, периодическая печать);

4) исследовательский, предусматривающий непосредственное изучение

объектов, явлений природно-экономического содержания (наблюдения в

природе и обработка материалов, составление экономико-географической характеристики местных предприятий); работа с краеведческой литературой, картографическими, фондовыми и статистическими материалами; изучение природы и экономики края в процессе проведения учебных и внеурочных экскурсий [2].

Чаще всего краеведческий материал используется при сравнительной

характеристике по признакам сходства или различия изучаемых территорий с

родным краем. Так, климат какого-либо региона нашей страны сравнивается

с климатом своего края (рассматриваются климатообразующие факторы и

отдельные элементы климата). Учащиеся делают вывод о причинах отличия его от климата своей местности. Используя рассказ, беседу, самостоятельную

работу по картам, атласу, учебникам и т. д., целесообразно сравнивать рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, внутренние воды, реки, озера, подземные воды, почвы, растительность, животный мир.

Краеведческий материал использую в качестве исходного для постановки вопросов «проблемного» характера, направленных на более глубокое осмысление изучаемого материала. Так, в 6 классе при прохождении темы «Ветер и причины образования его» вначале выясняю сведения о погоде за прошлый или сегодняшний день (температуре, осадках, облачности, направлении ветра), а затем спрашиваю: «Почему сегодня ветер соответствующего направления?» Ответить на вопрос учащиеся смогут, когда рассмотрят механизм образования ветра. Проблемные ситуации могут быть использованы на многих уроках и в 8 – 9 классах Проблемный характер носят и экскурсии в природу в 6 – 7 классах.

Формирование таких природных и экономических понятий, как абсолютная и относительная высота местности, равнина, река, речной бассейн, водораздел, озеро, ветер, погода, климат, природный комплекс (6 кл.); местное, поясное время, природная среда, коэффициент увлажнения, падение реки, расход воды, годовой сток, заповедник, заказник (8 кл.); структура народного хозяйства, природные ресурсы, трудовые ресурсы, концентрация, специализация, себестоимость (9 кл.), невозможно без использования краеведческого материала.

Помимо того, чтобы выяснить глубину усвоения изучаемого материала,

обращаюсь к учащимся за примерами из жизни своей местности. Краеведческий материал использую в качестве источника для выполнения практических работ. При изучении темы «Климатические пояса и типы климатов России» учащиеся наносят на контурную карту свой населенный пункт, указывают его географические координаты. Для выяснения закономерностей климатических явлений на карте своего края можно выбрать

еще несколько населенных пунктов, расположенных западнее(Курск), восточнее (Саратов), севернее (Тамбов) и южнее (Ростов). На картосхему учащиеся наносят показатели суммарной радиации, коэффициента увлажнения, январские и июльские изотермы, годовое количество осадков, количество дней со снежным покровом, продолжительность зимнего периода и т. д.. В процессе практической работы и беседы, проведенной по итогам ее выполнения, учащиеся выясняют тип климата своей местности, делают выводы об отличиях климата своего населенного пункта (района, области) от климата территорий, расположенных севернее, восточнее и южнее.

Для формирования географических представлений, понятий, образов

на уроках демонстрируются натуральные местные объекты, модели, образцы

горных пород, макеты, фото, рисунки, таблицы, диаграммы и т. д. Например,

на уроках по темам «Особенности рельефа России» и «Геологическое строе-

ние территории нашей страны» в ходе беседы, самостоятельной работы по

анализу тектонической и физико-географической карт устанавливаются особенности рельефа своей местности. Сравнительный анализ геологической карты, макетов и профилей, рассмотрение взаимосвязей между рельефом и геологическим строением позволяют установить:

1) закономерности в образовании и развитии форм рельефа края, входящих в состав его более крупных форм (низменностей – Окско-Донской, возвышенностей – Среднерусской, Калачской);

2) сходства с рельефом страны и отличия;

3) взаимосвязь между геологическим строением и рельефом.

Приемами активизации мыслительной деятельности учащихся являются выполнение письменных самостоятельных работ краеведческого содержания по характеристике объектов, явлений (описание сезонов года, комплексное описание реки, озера, болота и т. д.) и подготовка докладов, сообщений,

раскрывающих общие закономерности развития географических явлений всравнении с особенностями их местного проявления.

Для характеристики взаимосвязей между человеком и природой необходимо объяснять происхождение местных названий. Топонимика позволяет раскрыть своеобразие природы, хозяйства, этнические особенности, историческое прошлое своего края. Учащиеся с большим интересом выясняют происхождение названий, например, название села Карачан происходит от реки Карачан, которая в переводе с тюркского означает «чёрная яма»; устанавливают изменения в названиях местных и официальных географических объектов (деревень, городов, рек, озер, возвышенностей, низменностей и т. д.), используя сведения архивных, музейных источников, а также полученные из бесед со старожилами.

По краеведческой тематике иногда даю домашние задания, рассчитанные на непродолжительный или длительный срок: описать сезоны года, почвенный покров, растительный и животный мир, вычертить картографические пособия, графики и т. д. Нельзя краеведческий материал привязывать к уроку искусственно, без смысловой нагрузки.

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Хозяйство Центрального района" 9 класс

Важное значение в организации учебно-краеведческой работы придаю тематическому планированию. При составлении планов учитываю

природно-экономические возможности местности и уровень краеведческих

знаний учителя и учащихся. Целесообразно в план включать лишь те разделы

и темы, при изучении которых можно использовать сведения из жизни края.

В результате систематического включения краеведческого материала в

учебный процесс у учащихся должна сформироваться целостная система знаний о родном крае.

В нашей стране сложились четыре организационные формы краеведения: государственное, общественное, школьное и внешкольное.

Наиболее распространенной формой государственного краеведения являются краеведческие музеи и библиотеки. Значительна роль музеев в изучении края и пропаганде знаний о нем путем проведения экскурсий, подготовки к изданию книг, брошюр, плакатов, организации выставок и чтения лекций для населения.

К формам государственного краеведения относятся местные научно-исследовательские учреждения, организации (гидрометеостанции, обсерватории, сельскохозяйственные опытные станции, научно-исследовательские институты, экспериментальные базы, архивы и т. д.). В организациях и учреждениях сосредоточивается разнообразный краеведческий материал, позволяющий проводить глубокие научные исследования, делать обобщения и выводы.

В общественном краеведении особая роль в изучении края принадлежит местному населению, особенно краеведам-любителям и их объединениям.

В школьном краеведении основная роль в изучении своего края отводится учащимся школ под руководством учителей.

Наряду с общими чертами, характерными для государственного, общественного и школьного краеведения (занимаются изучением одних и тех же объектов, используют одни и те же источники получения краеведческой ин-

формации и одинаковые методы познания), между ними имеются существенные различия как по содержанию и методам, так по целям и задачам исследования.

Во-первых, характер школьного краеведения определяется учебно-воспитательными задачами школы и осуществляется оно учащимися.

Во-вторых, в школьном краеведении руководителем и организатором всей краеведческой работы является учитель, который руководствуется учебными программами, планом воспитательной работы.

В-третьих, школьное краеведение служит основой для более глубокого и осмысленного усвоения учебного материала и вместе с тем одной из форм организации общественно полезного труда.

«Школьное краеведение – это систематическое познание учащимися родного края в процессе учебной, внеклассной и внешкольной работы в соответствии с задачами современной школы».

Изучение исторического прошлого и настоящего своего края, его природы, населения, промышленности и сельского хозяйства позволяет учащимся сформировать полное представление о своем крае. При краеведческих исследованиях необходимо выделить наиболее типичное, характерное для своего края, которое в свою очередь является составной частью общего для истории и природы нашей Родины.

Таким образом, в изучении своего края должны принимать участие

учителя всех специальностей: географии, истории, биологии, литературы и

языка и др.

Успех краеведческой работы во многом зависит от умения учителя организовать учащихся, определить объем и содержание изучения своего края.

Без знания самим учителем родного края и систематического изучения его

невозможно рассчитывать на успех краеведческой работы. Только тот учитель, который любит и знает свой край, упорно ищет новые пути и методы в работе, сможет передать свое стремление учащимся.

В нашей школе сложились две основные формы школьного краеведения:

1) программное (учебное) краеведение, содержание и характер которого определяются учебными программами. Оно обязательно для всех учащихся и всего педагогического коллектива школы;

2) внепрограммное (внеклассное) краеведение, задачи которого все

чаще отражаются в документах научных обществ учащихся. Основные формы программного краеведения – это программные учебные экскурсии, проводимые со всем классом в природу и на производство, а также наблюдения в природе и на географической площадке. Однако формы

и методы обязательной краеведческой работы с учащимися различных возрастных групп не одинаковы, содержание краеведческих исследований по-

степенно расширяется и углубляется.

Главными задачами программного краеведения являются:

1) всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала; 2) использование этого материала в преподавании учебных предметов. Эти задачи тесно связаны друг с другом: решение первой открывает путь ко второй.

Внепрограммное краеведение вытекает из программного и служит непосредственным продолжением последнего. Правильная организация внеклассного краеведения дает возможность всесторонне подойти к изучению

своего края и способствует активному участию в выполнению общественно

полезной работы. Наряду с различиями между двумя направлениями школьного краеведения существует тесная взаимосвязь. Она основана на общности цели – дать комплексное описание своего края с последующим использованием краеведческих сведений в учебно-воспитательной работе.

Развитие краеведения возможно лишь при систематическом проведении внеклассной и внешкольной краеведческой работы и использовании краеведческого материала на уроках географии.

Мой опыт показал, что изучение местного края способствует повышению интереса к предмету и высокой успеваемости по географии, так как:

1) Краеведение способствует лучшему усвоению физической и экономической географии России. При правильном использовании краеведческого материала, что предполагает отличное знание его самим преподавателем, многие темы можно проводить на конкретном местном материале и тем самым ликвидировать формализм в преподавании этого предмета.

2) Краеведческий материал является своего рода сравнительным «эталоном», которым преподаватель пользуется при изучении любой темы. Сравнение в географии – могучий рычаг на пути поднятия знаний и конкретных представлений о территориях и странах, где побывать не представляется возможным. Сравнения, как известно, могут быть и по сходству и по различиям. И те и другие имеют большое познавательное значение.

Свежие документы:  Игра «Крестики - нолики» (Обобщающее занятие по теме «Атмосфера»)

3) Краеведение воспитывает любовь к Родине, патриотизм. Для детального изучения всех районов и стран нет и не может быть времени, а следовательно, и возможности. Свой же край (город, район, область) учащиеся должны знать отлично, так как у каждого из них любовь к Родине связывается прежде всего с тем местом, где он родился и где он учится. «Патриотизм, –писал Илья Эренбург, начинается с самого простого: с дерева возле дома,

переулочка, сбегающего вниз к речке, с запаха антоновских яблок…».

4) Краеведение способствует выработке практических навыков и умений наблюдать и работать непосредственно на местности, что нередко вызывает затруднения у ученика.

Таким образом, использование широкого спектра возможностей краеведения позволяет сделать учебный процесс не только более доступным, но и содержательным и привлекательным. В наш суровый, «прагматический» век общение с природой, с реально существующими социальными и экономическими объектами позволяет затронуть лучшие «струны» в душе школьника, и тем самым, сделать его чуть чище и лучше. Экскурсионно-туристическая и научно-исследовательская деятельность, являющаяся основой краеведения, способствует выработке и закреплению практических навыков и умений, позволяющих закрепить полученные и приобрести новые знания, сделать их твердыми и востребованными.

В последние два десятилетия при обилии газетных и журнальных публикаций по краеведческой тематике краеведческое образование находится в кризисе, особенно в «плачевном состоянии» оказалась внеурочная краеведческая деятельность. Резко сократилось количество краеведческих кружков и факультативов. Школьные учебные экскурсии и туристические походы стали все более редкими. Лишь педагоги-энтузиасты сохраняют эти традиции и делают их нормой в своей педагогической деятельности. На мой взгляд, это свидетельствует о некотором застое, переживаемым ныне краеведением. Можно назвать немало причин этого явления.

Во-первых, это – отсутствие административных стимулов, когда учитель географии, на протяжении многих лет регулярно проводящий экскурсии и туристические походы, никем и никак не поощряется. Во-вторых, подобная деятельность требует больших затрат сил, средств и времени преподавателя (да и детей) – таким образом, учитель оказывается в ситуации, когда его инициатива, по сути, оказывается «наказуема». В-третьих, социальная ситуация в нашем обществе существенно изменилась и криминогенная обстановка во многих районах пугает и учителей, и родителей, и учеников.

Таким образом, очевидно, что богатый опыт использования краеведческого потенциала многими поколениями педагогов необходимо исследовать

и, приспособив к реалиям наших дней, включать в деятельность современных преподавателей. Особенно актуально это может быть для преподавания

географии и экологии. Исследовательская деятельность сегодня еще не стала органической частью учебно-воспитательного процесса. Одна из причин этого положения — недостаточная разработанность методической системы. Выделяя исследовательскую деятельность учащихся как одно из приоритетных направлений школьного образования, проблема разработки методической системы исследовательской краеведческой деятельности (ИКД) является чрезвычайно актуальной и перспективной. На мой взгляд, ИКД призвана решать не столько задачу получения новых научных сведений об окружающей среде, необходимых для поиска путей оптимизации взаимодействия общества и природы (это – задача школьных естественно-научных дисциплин), сколько задачу развития умений и навыков школьников по изучению окружающего мира через исследование его объектов, явлений, процессов; воспитание экологической ответственности детей за состояние окружающей среды, как перед нынешним, так и будущими поколениями. По сути дела, ИКД – это такая педагогическая технология, которая позволяет привить учащимся системный способ мышления и придать работе учащихся деятельностный характер.

Как социальный феномен ИКД выполняет следующие функции:

создание альтернативного информационного канала; повышение оперативности и эффективности оповещения населения о происшествиях и чрезвычайных ситуациях;

наблюдение за объектами, которые либо не включены в программы наблюдений государственных природоохранных служб, либо описываются недостаточно полно;

развитие эколого-географического и эколого-биологического образования и

просвещения.

ИКД как педагогическая технология в основном реализует три функции.

1.Образовательную, в единстве процессов обучения, воспитания и развития.

2. Информационную, предполагающую устранение неопределенности

или выявление недостатка информации о состоянии окружающей среды.

3. Социальную, связанную с развитием у детей способности

к принятию ответственных решений на основе полученной информации .

Несомненно, что все три функции взаимосвязаны, взаимообусловлены

и интегрируемы в пограничные направления типа социально-образовательного, информационно-развивающего и др.

Эффективность ИКД во многом зависит от форм его проведения. Среди традиционных форм проведения исследовательской деятельности школьников можно назвать географические, экологические и биологические

практики, экспедиции, экскурсии, лагеря, проекты и экологические тропы.

Новые формы проведения ИКД направлены на становлении географического миропонимания, на осмысление экологической и нравственной культуры человека XXI в.



















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев, С. В. Школьный экологический мониторинг в Санкт-Петербурге: состояние, проблемы, перспективы : учеб. пособ. / С. В. Алексеев, Е.В.Тутынина. – СПб. : Политехника, 2000. – 95 с.

2. Ковшов, С. В. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема / С. В. Ковшов, Е. А. Строкина, В. П. Ковшов // Сборник трудов молодых исследователей географического факультета МГУ им. Н.П. Огарева. Вып.8. – Саранск, 2005. – С. 120 – 125.

3. Сафиуллин, А. З. Основы географического краеведения в сельской школе / А. З. Сафиуллин. – М. : Просвещение, 1976. – 120 с.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: