Сценарий урока – игры
«Путешествие по Вселенной»
(урок обобщающего повторения по теме «Вселенная»)
Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. Игры в сочетании с другими методами делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого материала, формируют навыки коллективной работы, повышают интерес к предмету.
Конечный успех любой игры зависит от правильной её организации и подготовки к ней.
Подготовка к игре.
Игру провести значительно сложнее, чем урок, т.к. требуется значительная предварительная работа учителя и учащихся.
Класс разбивается ( при помощи классного руководителя ) на приблизительно равные по уровню знаний команды.
Команде даётся задание:
-придумать название и эмблему команде (учитывая пройденную тему);
-подготовить «звёздочку»,состоящую из 4 лучей: один луч-вопрос, три других-варианты ответов;
-готовят домашнее задание. Необходимо написать сочинение «Воображаемое путешествие на планету…».
Оборудование урока
.
Доска красочно оформлена, на ней прикреплены: фотографии небесных тел, космических кораблей, таблицы «Земля-планета солнечной системы», «Изучение космоса».
Запись на доске с названием игры и цитата:
Как мне быть к Вселенной безразличным,
Если суть её нам всё ясней,
Если всем существованьем личным
Я в конечном счёте связан с ней…
С.Щипачёв.
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь :пески среди молчания
И звёздный свет над сумраком Земли.
И.Бунин.
На отдельном столе разложены книги по данной теме. Ребята рассаживаются за столы по командам.
Учитель:
Мы закончили тему о нашей Вселенной.
Узнали о звездах мы и о планетах,
Узнали о Солнечной нашей системе
И чем астероид различен с кометой.
И почему Млечный Путь так зовется
Будто назвать по-другому нельзя?!
Так же узнали, что желтое Солнце –
Ближайшая к нашей планете звезда.
И чем отличаются метеориты
От тёзок своих — метеоров.
Узнали: Нептун и Уран, и Юпитер –
Планеты-гиганты в небесных просторах.
Узнали Меркурий, Венеру и Марс мы,
И в заключенье хочу вам сказать,
Что нету прекрасней планеты, чем наша,
И пусть небольшая — ей имя — «Земля».
Ребята, хотите совершить путешествие по Вселенной? Тогда в путь! И первая остановка на космической станции под названием «Звездная».
Учитель :
Дома вы заготовили «звездочки», на которых есть вопрос. Команда сейчас посовещается, и выдвинет по одному члену команды со своей звездочкой.
Ребята выходят к столу. Обмениваются звездочками. Отвечают на вопрос. За каждый правильный ответ –
1 балл.
Приглашаются еще по одному члену команды.
Учитель: Вторая остановка — станция «Юных переводчиков». Знание языков очень необходимо для космонавтов, а вдруг встретятся в космическом пространстве с кем-нибудь! Приглашаю к пульту управления по одному участнику от команды.
Каждому участнику выдается карточка с названием термина. Игрок должен сказать, что значит перевод этого слова.
— атмосфера — «атмос» — пар; «сфера» — шар,
— кратер — «большая чаша»,
— астероид — » звездоподобный «,
— галактика — » млечный «,
— комета — «волосатая «.
За правильный ответ -2 балла.
Учитель:
Мы побывали, ребята, на двух станциях. Давайте отдохнем. И подведем итоги первых двух конкурсов. Но чтобы игроки наши не скучали вам — задание: побывать на станции «Мудрейших». Наконец-то вы получите коллективное задание, т.е. его выполняет вся команда, все вместе. Ваша задача разгадать кроссворд. Кто первый справится с ним — тому дополнительный балл. Но смотрите, кроссворды у всех одинаковы, поэтому решаем его шепотом. Максимальное количество баллов—7
| | | | | | | 22 | | | мМ | | ||
| | | | Г | | еЕ | | ||||||
| 4 | пП | Л Л | аА | нН | еЕ | тТ | аА | |||||
| | | | лЛ | | еЕ | | ||||||
| 1 | | аА | | оО | | |||||||
| | вВ | | | кК | | рР | | |||||
| | | сС | | | тТ | | | |||||
5 | аА | сС | тТ | еЕ | рР | оО | иИ | Л Д | | ||||
| | | | лЛ | | кК | | | |||||
6 | з3 | вВ | еЕ | з3 | дД | аА | | ||||||
| | | нН | | | | |||||||
| | нН | | | |||||||||
кК | оО | мМ | еЕ | тТ | аА | | | ||||||
| | | | | яЯ | | |
По вертикали:
Космическое пространство и все, что его заполняет: космические или небесные тела, газ, пыль.
2. Звездная система, гигантское скопление звезд.
3.Вспышка света, возникающая при сгорании в земной атмосфере частичек космической пыли.
По горизонтали:
Небесное тело, отражающее свет Солнца.
Космические тела, большая часть из которых движется между орбитами Марса и Юпитера.
Гигантский пылающий шар.
Небесные тела, состоящие изо льда, замерзших газов и твердых частичек. 3
7
Учитель:
Долго мы путешествовали по далеким мирам, много видели интересного, о многом узнали. И вот теперь такое задание. Объявляется конкурс художников. Конкурс художников.
К доске приглашаются по одному участнику от команды.
Задание: нарисовать:
Солнечную систему.
Нашу Галактику Млечный путь.
Созвездие Большой Медведицы.
Комету при движении ее вокруг Солнца.
Схему мира по Птолемею.
Баллы ставятся за правильность рисунка и за его художественное оформление.
Не более 3 баллов.
Учитель :
А чтобы не скучали остальные путешественники космического пространства, вам задание:
Географическая цепочка.
Дайте расшифровку записи: 15 000000886000 . 2 балла.
Космонавты! Летим дальше. Наш полет продолжается. И сейчас мы посетим планету…
( Домашнее задание, сочинение «Воображаемое путешествие на планету…»).
Наш полет был длительным, мы так устали, давайте отдохнем. Подведем итоги и объявим победителя.
Подведение итогов.
Узнали Меркурий, Венеру и Марс мы,
И в заключение хочу вам сказать,
Что нету прекрасней планеты, чем наша
И пусть небольшая — ей имя — «Земля».
Сценарий составлен учителем географии СОШ № 73
г. Краснодара Першиной Еленой Ивановной.