Технологическая карта урока географии в 5 классе.
Разработала: учитель МБОУ «СОШ №5» г. Югорска, Фефелова Ольга Алексеевна
Тема урока: Земля в Солнечной системе
Содержательная: -Продолжить формирование знаний учащихся о Земле как планете Солнечной системы; -Сформировать знания учащихся о нашей Галактике Млечный Путь, о влиянии системы “Земля-Луна” на земные процессы; -Расширить знания о людях, их прфессиях, внесших вклад в изучении Вселенной. Развивающая: Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между размерами Земли и природой; Деятельностная: Развивать умения учащихся по работе с текстом учебника,справочными материалами; Воспитательная: Воспитывать понимание того, что Земля- единственная планета, на которой существует жизнь. | |
Тип урока: | изучение нового материала |
Форма организации учебной деятельности: | коллективная, индивидуальная, в парах |
УУД | Личностные УУД: Ученик должен обладать ответственным отношением к учебе; Регулятивные УУД: Сформированность умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; Коммуникативные УУД: Сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя. Познавательные УУД: Сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации |
Опорные понятия, термины: Планеты, вращение Земли, Луна | Новые понятия: Галактика, созвездия,Млечный путь, спутники планет, Солнечная система |
Межпредметные связи : Экология: Постоянное изменение качества окружающей среды. Астрономия: Галактика, созвездия, планеты, спутники планет. Биология: Эволюция живых организмов на Земле. Естествознание: Три состояния воды в природе. Магнитное поле Земли. | |
Ресурсы: ”— основные;
— дополнительные: | УМК “Сферы”: электронный учебник, учебник (авт. А.А. Лобжанидзе), атлас, тетрадь-тренажёр, раздаточный материал для практической работы, плакат “Планеты Солнечной системы» презентация |
Технология развития критического мышления |
|
Этапы урока
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
1. Орг. момент
| Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
|
| Л.: Освоение социальных норм, правил поведения |
2. Актуализация знаний (Стадия вызова) | Читает стих. Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо… Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету! Приложение 1. Прием №1 Кластер: Земля | Слушают стихотворение.
Называют свои ассоциации.
Запоняяют рабочий лист
Высказывают свои предположения | Прослушать фрагмент стихотворения, ответь на вопрос: — какие ассоциации у вас возникают, когда вы услышали эту фразу? Записывает все ассоциации на доске. — О чем может пойти речь на уроке? Сообщает тему урока.
| Повторение сведений о Земле, расширение знаний о Вселенной | П.: Сформированность основ смыслового восприятия художественных и познавательных сообщений, выделения существенной информации из сообщений разных видов. |
3. Сообщение темы и цели урока | Земля в Солнечной системе. (слайд 1)
|
|
|
|
|
4. Изучение нового материала: «Географические следствия формы и размеров Земли» (Стадия осмысления)
| Предлагает выполнить задание: прочитать текст (распечатан для каждого ученика взят из учебника, параграф21, второй пункт) и сделать пометки на полях: «V» — если считают, что это им известно «-» — если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть «+»- новое для них «?» — прочитанное оказалось непонятным и требует разъяснений | Работают с текстом, делают пометки на полях | Прочитать текст, сделать соответствующие пометки на полях. | Сформированность умения осуществлять синтез и осуществлять подведение под понятие;
| Р.: Умеют работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
|
Приём №2 таблица: « Инсерт» Вместе с учащимися заполняет таблицу. Кластер №1 — Если бы Земля имела меньшую массу…. — Шарообразность Земли определяет …. Кто первым на практике доказал, что Земля имеет форму шара? (Ф. Магеллан) Кто сделал первый снимок Земли из космоса? ( Ю.Гагарин) Кто они были по профессии? Какими качествами надо обладать, чтобы достичь высоких результатов? | Анализируют текст и выбирают необходимые сведения Самостоятельно знакомятся с содержанием Демонстрируют результат своей работы. | Вместе с учителем заполняют таблицу
Дополнить кластер новыми сведениями | Сформированность умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
| П.: Умеют выделять главное, существенные признаки понятий; Р.: участвовать в совместной деятельности;
| |
Физкульт -минутка |
Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.) Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.) А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.) Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.) Что это за шар? (Солнце) | Выполняют движения |
|
| Л.: Ответственное отношение к своему здоровью |
(Стадия осмысления) | Работа с текстом Учебника с.56 текст, сопровождается показом фото, анимаций с электронного приложения Солнечная система: Что такое солнечная система? Кластер №2 :Состав Солнечной системы
| учащиеся читают текст.
После почтения составляют кластер №2
| Прослушать текст, дополнить кластер.
| Знают строение и состав Солнечной планеты. | П.: Сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации |
Учебник –с. 57 «Мои географические исследования» Составьте вопросы? — Назовите планеты — Какая самая большая? — Самая маленькая? И т.д Многие планеты имеют спутники. У Земли –один. Луна. Влияние луны на Землю? Фазы Луны (электронное приложение к учебнику) |
| Выполнить задания из рубрики: «Мои географические исследования»
| Умение работать со схемами и таблицами, выявлять закономерности, анализировать, сравнивать планеты по различным показателям. | П.: Сформированность умения создавать и использовать модели и схемы для решения задач | |
Вопрос: В чем главная особенность Земли?
Кто первым привел доказательства о шарообразности Земли? (4 век до нашей эры Аристотель)
| Читают текст в учебнике на стр. 57 Отвечают на вопросы | Прочитать текст, назвать условия, которые необходимы для формирования жизни. | Умеют описывать уникальные особенности Земли как планеты | П.: Сформированность умения ознакомительного и изучающего чтения;
| |
| Дополнительный материал: Какие небесные тела кроме Земли существуют. | Ученики читают описание космических тел. | Разгадать кроссворд. | Знают космические тела: комета, метеорит, созвездие | Р.: Умеют выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности;
|
6. Рефлексия | «да» — «нет»
Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать? Оцените свою работу. Поставьте оценку. | Знаком « +» отмечают верные высказывания, «-», неверные. Работа в парах.
Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, оценивают. | Прочитать высказывания, отметить верные и неверные утверждения. | демонстрируют знания по изученной теме , умение их применять в условиях | Р.: Сформированность умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; Л.: Обладают осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; Л.: Формирование умения осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями |
7. Домашнее задание:
|
| Записывают домашнее задание в дневник.
| Записать домашнее задание, выполнить один из вариантов. Подумайте, ответьте на вопросы. |
|
|
Приложение 1. Рабочий лист
Фамилия, имя__________________________ дата:___________
Тема урока: Земля в Солнечной системе 5 класс
Дополните схему:
Солнечная система Земля
Заполнить таблицу:
«-» думал по- другому | «+»- новое для меня | «?» непонятно, требует разъяснений | |
|
|
|
|
«Верно – неверно»:
Земля вращается вокруг Солнца.
Солнце – центр Солнечной системы.
Луна приводит к образованию приливов и отливов на Земле.
Земля имеет два спутника.
Юпитер – самая маленькая планета Солнечной системы.
Вселенная – часть Галактики.
Орбита – путь Земли вокруг Солнца.
Следствием вращения Земли вокруг своей оси является смена времен года.
Земля- это планета жизни.
Луна всегда обращена к Земле одной стороной.
Выполните тест: электронный учебник
Оцените свою работу на уроке:Приложение 2.
Географические следствия формы и размеров Земли.
Шарообразная форма Земли и ее размеры имеют важное географическое значение. Огромная масса нашей планеты – 6, 6 гекстиллионов тонн – определяет силу земного притяжения, которая удерживает на поверхности планеты воду и вокруг нее атмосферу. При меньших размерах газы воздуха рассеялись бы в космосе. Так, сила лунного притяжения в шесть раз слабее земного, поэтому на Луне почти нет атмосферы и воды. Более крупные размеры и масса планеты изменили бы состав воздуха.
Шарообразная форма Земли определяет разное количество солнечного света и тепла, поступающего на ее поверхность.
Приложение № 3. Кроссворд
Я – небесное тело. Представляю собой светящийся массивный газовый шар. Обычно состою из гелия и водорода. (звезда0
Я — твёрдое тело космического происхождения, упавшее на поверхность крупного небесного тела. Большинство из нас имеют вес от нескольких граммов до нескольких килограммов. Крупнейший из найденных — Гоба (вес 60 тонн). Полагают, что в сутки на Землю падает 5–6 т, или 2 тысяч тонн в год.(метеорит)
Я известна с глубокой древности. Небесное тело, которые становятся все ярче и ярче по мере приближения к Солнцу, а также приобретают длинные и тоже очень яркие хвосты, — появлялись довольно редко, а главное — неожиданно. Из-за необычного вида их считали предвестниками несчастий: голода, стихийных бедствий, эпидемий, войны или смерти правителя.(комета)
Я, естественный спутник Земли, среднее расстояние от Земли 384000 км, средний диаметр 3476 км. Я практически лишена атмосферы.(Луна)
В трёхмерном пространстве звёзды, которые мы видим на небесной сфере рядом, могут быть расположены очень далеко друг от друга. С древнейших времён люди видели некоторую систему во взаимном расположении звёзд и группировали их в соответствии с ней в нас. Кто мы? (созвездия)
Используемая литература
Дубкова С.И. История астрономии.- М.: Белый город, 2002.
Бахчиева О.А., Богомаз Л.С., Николаенко Е.В. География. Планета Земля. 6 класс. Методические рекомендации. – М.: «Просвещение», 2008.
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля.5-6 классы Учебник для общеобразовательных школ с приложением на электронном носителе. – М.: «Просвещение», 2013.
Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум М: Просвещение, 2012.
5. Мишняева Е.Ю., Котляр ., О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. М: Просвещение, 2012.