Урок для 7 класса по теме: «Природные зоны Африки»


«Природные зоны Африки» (7 класс), 7 декабря

Цели урока:

  1. углубить понятие природной зоны;

  2. показать взаимосвязь животных, растений и факторов неживой природы в природных сообществах;

  3. конкретизировать экологические знания. Формировать убежденность в необходимости охраны окружающей среды;

  4. объяснять закономерность размещения природных зон и зависимость изменения природных зон от деятельности человека..

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.

Сегодня мы с вами, ребята, отправляемся в путешествие по природным зонам Африки. Предстоит увлекательная и интересная работа. Наша задача: нам необходимо познакомиться с природными зонами Африки, выявить особенности природных условий влажных экваториальных лесов, саванн и пустынь и как можно глубже рассмотреть причины явлений, процессов и особенностей природы этого необычного материка.

Организуем три экспедиции, результатом работы каждой экспедиции будет заполнение таблицы и оформление контурной карты. После вашего возвращения – мы обменяемся впечатлениями. Ну, а теперь, – получите свои путевые дневники и — в путь!

2. Работа в группах.

На партах лежат географические атласы, географические справочники и словари, иллюстрации представителей растительного и животного мира.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 1 ГРУППЫ

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Африка – красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка? Вам необычайно повезло – так как именно вам выпала честь исследовать природную зону влажных экваториальных лесов!

Хотелось бы дать ряд ценных советов, которые помогут в работе вашей экспедиции:

  1. Выберите капитана – знатока этой местности,

  2. Распределите обязанности в группе.

  3. Строго выполняйте указания этих инструкций. (Если заблудились — вы всегда можете подать сигнал SOS учителю!)

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТОЧКА:

  1. Вспомните, что такое природная зона, природный комплекс?

  2. Где располагаются влажные природные леса? Покажите по карте.

  3. Каковы климатические условия этой природной зоны? Посмотри в карту климатических поясов.

  4. Какой тип почв в экваториальном лесу? Посмотри в почвенную карту.

  5. Какие растения произрастают в экваториальных лесах и почему их называют вечнозелеными?

  6. Вспомните, сколько ярусов в лесу? Кто потребляет продукцию верхнего яруса?

  7. Почему среди животных экваториального леса так мало крупных видов? Какие виды вам знакомы?

  8. Какие приспособления (адаптации) выработали животные к таким условиям среды обитания?

  9. К чему может привести вырубка экваториального леса?

  10. Результаты своих наблюдений обсудите в группе, заполните таблицу и нанесите природную зону на контурную карту.

Природная зона Климат Почвы Растительность (представители) Животный мир (представители)          

Капитану и дружному экипажу желаем удачи в поисках приключений!

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 2 ГРУППЫ:

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Африка – красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка? Вам необычайно повезло – так как именно вам выпала честь исследовать природную зону саванн!

Хотелось бы дать ряд ценных советов, которые помогут в работе вашей экспедиции:

  1. Выберите капитана – знатока этой местности.

  2. Распределите обязанности в группе.

  3. Строго выполняйте указания этих инструкций. (Если заблудились — вы всегда можете подать сигнал SOS учителю!)

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТОЧКА:

  1. Вспомните, что такое природная зона, природный комплекс?

  2. Что называется саванной?

  3. Где располагается саванна? Покажите по карте.

  4. В пределах какого климатического пояса лежит эта природная зона? Дайте характеристику данному климату. Посмотри в карту климатических поясов.

  5. Пожары в сухой период бывают часто. Каковы главные причины возгорания?

  6. По карте почв определите, какой тип почв в саванне и дайте ему характеристику.

  7. Какие последствия наблюдаются после пожаров в саванне?

  8. Какие растения восстанавливаются, а какие нет после пожара? Каким способом спасаются животные?

  9. Разнообразие крупных животных — главная черта животного мира саванн. Как животные приспосабливаются к открытому пространству?

  10. Результаты своих наблюдений обсудите в группе, заполните таблицу и нанесите природную зону на контурную карту.

Природная зона

Климат

Почвы

Растительность (представители)

Животный мир (представители)

 

 

 

 

 

Капитану и дружному экипажу желаем удачи в поисках приключений!

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 3 ГРУППЫ:

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Африка – красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка? Вам необычайно повезло – так как именно вам выпала честь исследовать природную зону тропических пустынь!

Хотелось бы дать ряд ценных советов, которые помогут в работе вашей экспедиции:

  1. Выберите капитана – знатока этой местности,.

  2. Распределите обязанности в группе.

  3. Строго выполняйте указания этих инструкций. (Если заблудились — вы всегда можете подать сигнал SOS учителю!)

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТОЧКА:

  1. Вспомните, что такое природная зона, природный комплекс?

  2. Что такое пустыня? Какие впечатления возникают у вас перед глазами при упоминании этого слова?

  3. Какие пустыни вы увидели на территории Африки? Покажите по карте.

  4. Какая из пустынь самая большая? Какие типы пустынь вы увидели?

  5. В пределах какого климатического пояса лежит эта природная зона? Дайте характеристику данному климату. Посмотрите в карту климатических поясов.

  6. По карте почв определите, какой тип почв в пустыне и дайте ему характеристику.

  7. Какую воду используют жители? Как называются уголки жизни в пустыне?

  8. Какие растения произрастают и как они приспособились к жизни в пустыне?

  9. Какие животные обитают в пустынях? Как они приспосабливаются к условиям пустыни?

  10. Результаты своих наблюдений обсудите в группе, заполните таблицу и нанесите природную зону на контурную карту.

Природная зона

Климат

Почвы

Растительность (представители)

Животный мир (представители)

 

 

 

 

 



Капитану и дружному экипажу желаем удачи в поисках приключений!

3. Отчет о работе в группах с заполнением общей таблицы.

4. Закрепление изученного материала, итоги урока.

  • Какова роль и значение влажных экваториальных лесов в природе Африки и Земли в целом?

  • Какие последствия имеет вырубка лесов?

  • Главной чертой животного мира Африки является разнообразие крупных животных, а по числу обитающих видов африканские саванны и вовсе не имеют себе равных в мире. Чем объяснить такое исключительное богатство?

  • О происхождении тропических пустынь можно услышать образное высказывание: “Скотовод – кочевник не столько сын, сколько отец пустыни”. Что вы думаете о географическом содержании этого выражения?

5. Домашнее задание:

§28, оформить контурную карту, подготовить сообщения о заповедниках Африки.

Свежие документы:  Урок географии 9 класс Конференция: «Электроэнергетика России»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: