Урок-экскурсия «ПТК своей местности: болота»


Тема: ПТК своей местности: болота.

Тип урока: урок-экскурсия

Цель урока: Установить особенности природного комплекса на примере болота, формирующегося в условиях повышенного увлажнения.

Задачи урока:

1. Раскрыть причины возникновения болот;

2. Показать влияние болот на природу своей местности;

3. Определить степень экологического состояния болот своей местности.

4. Продолжить воспитание у обучающихся любви к своему родному краю.

Оборудование: рулетка, определитель растений, фотоаппарат.

Методы обучения: наглядный, практический, исследовательский.

План урока.

1. Организационный этап.

2. Этап подготовки учащихся к проведению экскурсии.

3. Экскурсия

4. Выполнение заданий.

5. Оформление результатов.

6. Выводы.

Основные этапы работы

  1. Организационный этап.

Проведение инструктажа по технике безопасности.

  1. Этап подготовки учащихся к проведению экскурсии.

Изучение литературы.

Рекомендуемая литература:

1. Гуленкова М.А., Сергеева М.Н., Растения болот / Серия: Атлас родной природы. — М: Эгмонт, 2001. — 64 с.

2. Болота // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

3. Водно-болотные угодья России. Том 2. Ценные болота (под общ. ред. М. С. Боч). — Издательство: Wetlands International Publication № 49. — 1999. — 88 с

Рекомендуемые интернет ресурсы:

Вавилон.wiki

https://ru.wikipedia.org/wiki/Болото#.

https://bio.1september.ru/articlef.php?ID=200201606

https://www.ufolog.ru/publication/3297/

Ход урока

«Болото избродил, а рыбы не изловил….» https://ru.wikiquote.org/wiki/Русские_пословицы


  1. Введение.

Термины:

Марь — заболоченный редкостойный лиственничный лес, прерывающийся участками безлесных кочковатых болот и ерников.

Мочажина — влажное, заболоченное, топкое место между кочками на болоте, низменном лугу.

Топь — переувлажнённый участок болота с разжиженной торфяной залежью, высоким уровнем воды и рыхлой непрочной дерниной.

Трясина — зыбкое болотистое место.

Няша —зыбкое болотистое илистое или глинистое место.


Вопросы:

1. Как влияют болота на природу своей местности?

2. Следует ли осушать болота, расположенные в своей местности?

3. Как может измениться природа в случае осушения?

2. Болота. Их виды. Условия для образования.

Болота — это переувлажненные участки местности.

Болота делятся на два типа: низинные и верховые.

Низинные

Верховые

Питаются грунтовыми

водами.

Питаются осадками

(избыточное увлажнение)


Низинные болота встречаются там, где близко к поверхности подходят грунтовые воды. Расположены они в понижениях рельефа, имеют вогнутую форму. Низинные болота непроходимы или труднопроходимы. Низинные болота, при накоплении торфяного слоя, отрываются от питающих их грунтовых вод и становятся верховыми. Для сохранения верховых болот необходимо главное условие — избыточное увлажнение.

Условия образования болот:

1. Избыточное увлажнение (к>1);

2. Плоский рельеф, замедленный сток;

3. Зарастание озер;

4. Близость грунтовых вод;

5. Близость к поверхности водоупорного слоя (вечная мерзлота, щит платформы).

Вопросы:

1.Почему нельзя осушить все болота?

— На болотах идет очистка воды, болота дают начало многим рекам.

— На болотах растут ценные ягоды — клюква, морошка, голубика.

— В болотах образуется торф, который используется как топливо, и как

удобрение.

— Болота — места обитания водоплавающих птиц: уток, куликов, гусей и др.

3. Этап проведения экскурсии.

Методика проведения:

Для того чтобы экскурсия в природу прошла успешно, необходимо провести среди обучающихся подготовку. Класс разбивают на группы и каждому из них дают определенное задание по изучению литературы.

Работа на местности:

1. Изучение общих особенностей поверхности и строения рельефа окружающей местности.

2. Установить степень заболоченности своей местности и причины этого (использовать карты района, села).

3. Установить в какой части села находится болото.

4. Определить степень зарастания болота и степень его обмеления.

5. Определить растительный и животный мир болота.

6. Определить степень экологического состояния болота.

7. Составить план местности и сделать вывод.


Вопросы:

1. Следует ли осушать болота, расположенные в своей местности?

2. Как может измениться природа в случае осушения болота?


4.Этап оформления работы

Составление плана местности

Составление и защита презентации.


Используемая литература и интернет ресурсы.

Вдовюк Л. Н. Организация исследовательской работы в школьной географии. Т: ТГУ., 2007

https://ru.wikipedia.org/wiki

https://www.uralgeo.net/gidro_ku.htm

https://www.kurganregion.ru/prirodnie-resursi/vodnie-resursi


Свежие документы:  Конспект урока географии в 6 классе «Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: