Урок географии в 6 классе по теме «Расы и народы»


Урок географии в 6 классе. По теме «Расы и народы»

Урок – путешествие.

Цели и задачи

  • создать условия для усвоения терминов: «расы», «расовые признаки» и формирования знаний о влиянии условий окружающей среды на формирование расовых признаков;

  • создать условия для формирования умения выявлять расовые признаки, умения составлять портрет представителей различных рас;

  • создать условия для самостоятельного приобретения новых знаний из различных источников информации;

  • создать условия для формирования жизненной позиции о равенстве всех рас и толерантности по отношению к представителям всех человеческих рас;

  • создать условия для совершенствования навыков работы на компьютере и развития навыков информационной деятельности: поиск, обработка, хранение текстовой и графической информации, работа с текстовой информацией.

  • создать условия для развития умений организации поисковой и исследовательской работы.

  • создать условия для: развития умений общаться между собой, осознания ценности совместной деятельности

Оборудование: учебник, атлас, карточка «Дневник путешественника» презентации: «Расы»», «Человечество – единый биологический вид».


Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Конспект урока

  1. Организационный момент

На доске (слайд1- название темы). Мне хочется начать урок со слов английского писателя Р.Киплинга

«Создал мир большим Творец:

Семь морей в один конец,

И народов на пути не перечесть.

То, о чем мечтали в Йорке,-

Проза будней на Майорке.

То, что в Лондоне позор,

В Рангуне честь»

На Земном шаре сегодня проживаент более 6,5 млрд. человек. Люди на земле заселяют почти всю территорию планеты. Неосвоенных территорий почти не осталось. Даже в суровой Антарктиде на научных станциях живут люди. Однако мы нередко задаем вопрос как люди расселялись на Земле.

  1. Опрос (слайд2)

Покажите на карте Восточную Африку, Южную Азию, Северную Америку, Южную Америку. Северный Ледовитый океан, Индийский океан, Тихий океан, Австралия

Где и когда появились первые люди на земле? (Человек на Земле появился около 30-40тысяч лет назад в Восточной Африке или в Южной Азии, где круглый год тепло)

Как человек стал расселяться по Земле? (Сначала люди заселяли лучшие и удобные места для жизни- с самыми большими запасами пищи, с мягким климатом, с отсутствием хищников. Население росло, и приходила очередь расселяться и осваивать земли с более сухим и холодным климатом, где больше трудностей и опасности . Рост населения и поиск новых источников существования заставлял людей заселять новые земли)

3. Объяснение нового материала

Правильно, Расселяясь по планете, люди приспосабливались к различным природным условиям, создавая новые орудия труда, развивая науку, культуру, искусство.

Сегодня мы с вами совершим путешествие и познакомимся с человеческими расами. Во время путешествия мы будем вести дневники. На партах у вас лежат дневники путешественников- подпишите их. ( приложение1)


Люди различаются внешними признаками: цветом кожи, разрезом глаз, особенностями волос. Все многообразие людей по внешним признакам можно объединить в три расы. А что же такое раса? Давайте заглянем в словарь и прочитаем.

Слайд 3 – термин Раса

Ра́са — система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков. Первую классификацию человеческих рас опубликовал французский врач и путешественник Франсуа Бернье в 1684 г.

Взяли свои дневники путешественник и выполните 1 задание.

Слайд 4 – Наследственные признаки расы

Слайд 5 — с портретом Франсуа Бернье

Он выделил три расы: белую, черную и желтую.
       Проблема объяснения расовых различий не решена до конца. Поэтому существует несколько теорий, объясняющих эту проблему. Наиболее распространены две из них.

Слайд 6 – схема объяснение расовых различий

Слайд 7- Писатель Антуан де Сент-Экзюпери

Как говорил известный французский писатель « Если я чем-то на тебя

не похож, я этим не оскорбляю тебя, а напротив, одобряю». Что подтверждает, что расовые отличия внешних признаков не влияют на способности, характер и образованность людей. Среди лауреатов Нобелевской премии( высшей международной награды ученых и писателей) есть представители всех человеческих рас.


Слайд 8 представители различных рас

Слайд 9 Всех людей на Земле можно разделить на три большие расы: негроидную, монголоидную, европеоидную

Настало время сделать следующую запись в наших дневниках.


Выполните задание
2 Впишите названия человеческих рас.

Каждую расу можно охарактеризовать по многим признакам. Сейчас мы с вами послушаем сообщения учащихся, и одновременно будем заполнять задание в дневниках.


Слайды (10-19) –-негроидная раса ( сообщение ученика)

Негроидная раса. К этой расе относятся негры, австралийцы — аборигены, пигмеи, бушмены, папуасы. Признаки данной расы: темная кожа, темные глаза, жесткие курчавые волосы, широкий нос, толстые губы
Негроиды тысячелетиями существовали в приэкваториальных районах Африки, Австралии. Их темная кожа и темные глаза содержат много пигмента, который защищает их от обжигающих солнечных лучей. Жесткие курчавые волосы предохраняют голову от солнца

Слайд(20-28)– – европеоидная раса ( сообщение ученика)

Европеоидная раса. К Европеоидной расе относятся: русские, перуанцы, венгры, датчане, арабы, индийцы, французы, греки. Большинство народов Евразии относится к этой расе. Признаки данной расы: светлая кожа, светлые глаза, узкий нос. Люди этой расы изначально обитали в умеренном поясе освещенности. Их кожа стала светлой, так как не нуждалась в большом количестве пигмента, защищающего от ультрафиолетовых лучей. Нос жителей холодных регионов узкий и сильно выступающий. Такой нос замедляет вдыхание холодного воздуха и согревает его.



Слайд (29-36 )монголоидная раса ( сообщение ученика)

Монголоидная раса. К монголоидной расе относятся: буряты, вьетнамцы, индейцы, китайцы, корейцы, тибетцы, японцы. Признаки данной расы :желтоватый цвет кожи, прямые черные волосы, узкий разрез глаз, выступающие скулы Монголоиды изначально обитали на открытых пространствах с суровыми ветрами. От слепящих пыльных и снежных бурь их разрез глаз постепенно стал уже, появилась дополнительная складка на веках – эпикантус. Выступающие скулы и особое строение глаз монголоидов защищают их глаза от попадания пыли и снега во время бурь.



Мы с вами познакомились с разными расами, теперь обратимся к дневнику путешественника и попробуем выполнить задание №4. Назвать те расы которые соответствуют описанию.

Слайд (37-40)

Представители разных рас различаются некоторыми особенностями своего организма, но эти различия несущественны, так что человечество представляет собой единый биологический вид – человек разумный.

Важно помнить, что психические, интеллектуальные, нравственные черты личности зависят не от расы или национальности, а от воспитания, образования, целеустремленности, воли и усердия, а также от состояния здоровья каждого человека.

В заключения нашего путешествия заполним в дневниках вывод.

Задание 4. Сделайте вывод, впишите пропущенные слова.


Если останется время, то решается Кроссворд по теме «Расы и народы»

( приложение №2), если не остается время, то кроссворд едет заданием на дом.

Слайд (41) домашнее задание


Свежие документы:  Тест "Рельеф и полезные ископаемые" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: