Внеклассное краеведение в процессе обучения географии


Внеклассное краеведение в процессе обучения географии.


Согласно требованиям ФГОС второго поколения особое внимание должно уделяться деятельностному компоненту обучения. Основное условие эффективности обучения — занятость учеников продуктивной учебной деятельностью, обучение их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы

Географическое краеведение – одно из средств вовлечения учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Школьное краеведение основано на ситуации поиска, активном действии учащегося, привлекает новизной материала и способствует мобилизации возможностей учащихся в разных направлениях. Географическое краеведение имеет большое значение в эстетическом воспитании, которое осуществляется при восприятии природных объектов; дает широкие возможности учителю в изучении индивидуальных особенностей детей, способствует нравственному воспитанию. При изучении родного края главное внимание уделяется рассмотрению отдельных элементов природы, установлению взаимосвязей между ними и хозяйственной деятельностью человека.

С целью углубления и конкретизации программных географических знаний, мною много лет ведется краеведческая работа с учащимися. Предлагаемый курс разработан в деятельностной парадигме и направлен прежде всего на развитие учащихся. Занятия строятся в соответствии с основными принципами системно — деятельностного подхода. Знания не передаются “в готовом виде”, а специальным образом организуется учебно-исследовательская деятельность учащихся. Важная роль отводится различным формам совместной деятельности, предоставляющим учащимся пространство для пробы и поиска, самостоятельной исследовательской и проектной деятельности, для самоопределения. Элементы курса можно использовать в качестве вариативной части программы по географии.

Задачи:

  1. Усилить познавательный интерес учащихся, показать прикладное значение географии.

  2. Углубить знания о своем крае, его природе. Способствовать патриотическому воспитанию учащихся.

  3. Прививать умения и навыки самостоятельного приобретения знаний, способствовать формированию навыков научно- исследовательской работы.

Работа по накоплению научного материала осуществляется в летний период. Набор в группы свободный. После окончания 5 класса проводится полевая практика по землеведению. В 6-8 классах — полевая физико-географическая исследовательская практика, в 8-9 классах — геологический практикум. Собранные данные служат источником для написания научно-исследовательских работ, проектов, рефератов.

План проведения практики по землеведению (10 дней)

5 класс

Тема 1. Измерения на местности.

1.2. Измерение расстояний. Изготовление дальномера.

1.3. Измерение углов. Изготовление угломера.

1.4. Измерение превышений. Работа с нивелиром.

1.5. Масштаб. Изображение расстояний, углов, превышений на плане.

Тема 2. Ориентирование на местности.

2.1. Определение сторон горизонта. Изготовление астрономических часов.

2.2. Наблюдение за высотой солнца. Изготовление гномона.

2.3. Компас. Азимуты.

Тема 3. Азимутальная съемка в масштабе. Работа с планом школьного двора.

Тема 4, 5. Организация наблюдений за погодой.

4.1. Ветер, сила и направление ветра, флюгер.

4.2. Температура воздуха, термометр.

4.3. Облака, виды облаков, облачность, осадки.

4.4. Оформление стенда наблюдений за погодой.

5. Экскурсия на метеостанцию.

Тема 6. Рельеф. Формы рельефа. Знакомство с почвами.

Тема 7. Горные породы своей местности. Знакомство с обнажениями.

Тема 8. Экскурсия на реку. Комплексное описание природы.

Тема 9. Экскурсия на реку. Описание реки.

Тема 10. Камеральная обработка. Составление отчета по полевой практике.

План проведения физико-географической полевой практики

(6-8 классы)

Практика проводится в течение 10 дней. Первые 7 дней включают в себя отработку навыков и умений по определенной теме, и проводится по следующему плану:

1) Лекция на местности (реже в кабинете)

2) Полевые исследования

3) Камеральная обработка данных

Последующие дни посвящаются непосредственно накоплению исследовательского материала для написания научно-исследовательских работ.

Тема 1

а) Методы физико-географических исследований (визуальный, картографический, графический, математический, полевой)

б) Полевой дневник. Оформление.

в) Съемка местности (маршрутная, полевая) – проводится на местности.

Тема 2

а) Рельеф. Основные формы рельефа своей местности (лекция)

б) Гипсометрическая съемка. Нивелирование холма (на местности)

в) Описание оврага, речной долины по плану (на местности)

Тема 3

а) Геология своей местности. Горные породы своей местности, их определение (лекция, работа с породами).

б) Описание обнажений (на местности). Привязка. Размеры обнажения. Включения, название и размер слоя, структура и текстура, зарисовка обнажения.

Тема 4

а) Гидрография исследуемого участка (на местности).

б) Характеристика ручья (речки), родника. ( Промеры глубин,

определение расхода воды, скорости течения, площади живого

сечения).

Тема 5.

а) Изучение почв. Почвы своей местности. Состав и строение почвы.

Морфологические признаки почвы (лекция).

б) Описание почвенных разрезов (на местности). Глубина залегания и

название горизонтов, влажность, цвет, механический состав,

структура, сложение, новообразования и включения).

в) Построение почвенных профилей.

Тема 6.

а) Растительный и животный мир исследуемого участка.

Характеристика пробных площадок (на местности).

б) Построение геоботанического профиля.

Тема 7. Природные комплексы. Установление связи растительности,

животного мира, почв, рельефа, гидрографии.

Занятия 9 – 10. Камеральная обработка.

Рекомендуемые темы исследовательских работ:

  1. Физико-географический профиль речной долины.

  2. Анализ коренных отложений горных пород на примере геологических обнажений.

  3. Почвы исследуемого участка.

  4. Геоботанические профили исследуемых участков (сравнительный анализ)

Примечание: методики исследований подробно указаны в литературе.

Летний геологический практикум

Данный практикум посвящен такой отрасли географии как петрография – наука о минералах и горных породах. Чтобы уметь отличать эти сходные природные образования друг от друга, недостаточно иметь запас только теоретических знаний: надо владеть еще и рядом практических навыков и приемов, т.е. знать технические приемы диагностики.

Диагностика природных образований является лабораторной работой и, как любая работа в лаборатории, вырабатывает у учащихся такие качества, которые могут понадобиться ему в работе, если он изберет техническую специальность. Предлагаемый курс комплексный. Он тесно связан с такими науками как химия и физика, и рассчитан на школьный уровень знаний. Практикум проводится совместно с учителем химии.

Цель курса: Расширение знаний в области географии, физики, химии, путем практических исследований.

Задачи:

1.Формирование навыков научно-исследовательской работы.

2.Знакомство с приемами лабораторных исследований.

3.Усиление познавательного интереса к предмету география.

4.Приобретение навыков определения пород и минералов.

5.Пополнение школьной коллекции пород и минералов и их систематизация.

Курс рассчитан на 10 дней, включает в себя теоретические и лабораторные занятия.

На первых занятиях учащиеся знакомятся с классами минералов и горных пород, учатся определять структуру горных пород и признаки минералов. Дальнейшие занятия включают в себя отработку умений определять отдельные отличительные признаки минералов, пользуясь специальным оборудованием. Требуется создать небольшую школьную лабораторию, в которой учащиеся определяют твердость, хрупкость, плотность, блеск, магнитность, плавкость минералов; содержание воды в минерале, степень разложения минерала в кислотах и т.д.

Полученные навыки используются в работе с определителем минералов, в результате которой учащиеся в ходе лабораторных исследований самостоятельно определяют название минерала или горную породу.

Для знакомства с горными породами желательно организовать выезд на геологическое обнажение, в ходе которого учащиеся научатся давать характеристику коренным породам в полевых условиях.


Программа геологического практикума

Тема 1. Горные породы и минералы. Классы минералов и горных пород

Тема 2. Макроскопические признаки породообразующих минералов.

2.1. Типы породообразующих минералов и их внешние признаки.

2.2. Важнейшие структуры пород.

Тема 3. Знакомство с оборудованием. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 4. Определение отдельных отличительных признаков минералов.

а) Работа со стеклом

б) Определение хрупкости, рассыпчатости и ковкости

в) Определение цвета черты

г) Определение твердости

д) Определение блеска

е) Цвет минералов

ж) Определение плотности

з) Определение магнитности

и) Определение плавкости

к) Определение воды в минерале, сублимация

л) Определение растворимости в воде

Тема 5. Работа с определителем минералов.

Итогами практикума является подготовка научно-исследовательских работ учащихся, проектов, научно-деловая игра «Мир минералов и горных пород». Элементы лабораторных исследований и полученные результаты применяются на уроках географии.

Методика исследований указана в литературе.

Литература

1. Вальков В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Почвоведение: Учебник для вузов. – Москва: ИКЦ. «Март», Ростов нД: Издательский центр «Март», 2006.

2. Добржицкий Б.С., Кондратьев Б.А. Практические работы по физической географии в средней школе: Пособие для учителей. — М.:Просвещение, 1980.

3. Корнеев И.К. Полевая практика по землеведению и краеведению. Минск, Высшая школа, 1982.

4. Немец Ф. Ключ к определению минералов и пород. Пер. с чешского. М., Недра, 1982. — Пер.изд.: ЧССР, 1979

5. Никонова М.А., Данилов П.А. Практикум по землеведению и краеведению: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.

6. Руководство к познанию природы и населения Удмуртии. Ижевск, Удмуртский университет, 1993.


Свежие документы:  Конспект урока по географии "Климат Австралии" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: