доклад «Формы патриотического воспитания»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа №11 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области






Формы гражданско – патриотического воспитания школьников.





Выполнила: Иванова Зоя Павловна,

учитель истории и обществознания













С О Д Е Р Ж А Н И Е


Введение.

Актуальность гражданско — патриотического воспитания.

1.Понятие о патриотизме.

2. Формирование патриотизма.

3. Формы гражданско — патриотического воспитания.

4. Реализация программы патриотического воспитания.

Заключение.

Список использованных источников.

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом?

Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Но, так или иначе, но для простоты

суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно

определил понятие «патриотизм», Владимира Даля, трактовавшего его как

«любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, ревнитель о

благе его, отчизнелюб, отечественник».

Патриот — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.

Патриот— это человек, который ставит интересы своей страны (не власти, не народа, не семьи, не себя) выше всего остального.

Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине». Патриотизм (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:

1. Главный из них — наличие среди основных здоровых эмоций каждого

человека, почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.

2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим

землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра — благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире «нацией по гражданству».

3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей

родины, ее приукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих

земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает

его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или

иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории и

не будет вредить там. У себя на Родине он совместно с другими согражданами-патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб.

Патриотизм — очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе

(подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого

человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут

чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков,

содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом,

двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения,

работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных

мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и

совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности

и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению,

умножению числа своих просвещенных соотечественников.

Патриотическое воспитание обучающихся в школе — одно из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения. Патриотическое воспитание — это формирование у граждан, наших ребят, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на развитие патриотических чувств, на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания. К системе гражданско — патриотического воспитания отнесены: формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и общественными организациями; деятельность СМИ, научных организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем гражданско – патриотического воспитания.

Гражданско – патриотического воспитание в современной России актуально.

Условия, в которых сегодня находится российское общество в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. Можно выделить ряд факторов, которые противоречат гражданско – патриотическому воспитанию и ограничивают его эффект:

— в настоящее время Россия переживает духовный кризис. Вслед за распадом коммунистических ценностей поставлен под вопрос и ее либеральная альтернатива;

— основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости;

— поиски национальной идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество, не принесли желаемых результатов;

— упадок общественной морали, которая не может быть остановлена без приоритетного внимания государства к воспитанию подрастающего поколения. Однако в 90-е г.г. приоритетом школьной реформы стал перенос акцента с воспитательной деятельности образовательного учреждения на внедрение либеральной модели обучения (гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободы и плюрализма в образовании). Очень скоро стало очевидно, что в этой модели воспитание не имеет того особого значения, которое оно приобрело в традиционной российской культуре и педагогике, а именно не направлено на духовно – нравственное развитие человека в процессе образования;

Свежие документы:  Статья "Комплексный подход в формировании здорового образа жизни учащихся средней школы № 2 г. Новочебоксарска Чувашской Республики"

— единую Всероссийскую пионерскую организацию заменили малочисленные детские организации, которые должны были подчеркнуть плюрализм молодежной политики и ее свободу от какой – либо идеологии. Оказавшись в новой рыночной среде, без государственной поддержки эти организации не смогли эффективно влиять на воспитание детей и молодежи. Патриотические ценности были монополизированы радикальными группировками левого и правого толка;

— однако и формирование государственной системы воспитания не сулит быстрого успеха. Этому мешает общее неблагоприятное состояние социальной среды: непомерно высокий уровень социальной дифференциации населения, деструкция коллективистских начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей;

— нравственное воспитание личности не могут рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество – такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество.

Все отмеченные факторы не благоприятствуют развитию гражданско – патриотического самосознания. Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально – психологического климата в стране.. Уже одно это делает принципы гражданско – патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.

Правительством Российской Федерации утверждена программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», разработанная в соответствии с предложениями Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, творческих союзов, религиозных концессий. Этот важный документ был создан огромным коллективом единомышленников, данная программа призвана способствовать сохранению общественной стабильности, восстановлению национальной экономики и укреплению обороноспособности страны.

События последнего времени подтвердили, что экономические проблемы, социальная дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству, окружающим. Социально-экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали, к сожалению, негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской и патриотической позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим, составной частью образовательного процесса становится национально-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:


— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;


— формирование бережного отношения к природе и всему живому;


— воспитание уважения к труду;


— развитие интереса к русским традициям и промыслам;


— формирование элементарных знаний о правах человека;


— расширение представлений о городах России;


— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);


— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;


— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

В том числе подготовить наших подростков к защите Отечества, к службе в вооружённых силах. Эти задачи решаются совместными усилиями общеобразовательных учреждений, учреждениями дополнительного образования, конечно, же, семьи и других общественных организаций. Сегодня воспитательная работа организуется и проводится на единой основе с учётом профиля образовательного учреждения, назначения и воспитательных возможностей каждого учебного заведения, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, и, безусловно, тесной взаимосвязи военно-патриотических и других мероприятий с учебно-воспитательным процессом и оборонно-массовой работой. Патриотическое, а в отношении мальчиков и военно-патриотическое, воспитание начинается с семьи, поскольку в семье закладываются все виды социального воспитания ребёнка. Опыт, традиции, уклад жизни семьи формируют и развивают нравственные и волевые качества, знания, умения и навыки детей, начиная с первых лет жизни. С началом обучения детей в школе, семья, тесно сотрудничая с образовательным учреждением, обогащает все эти элементы воспитания. Родители, педагоги, специалисты военного дела, активисты оборонно-массовой работы — своими советами и непосредственным участием в педагогическом процессе способствуют воспитанию молодого человека патриотом и защитником Отечества. Приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса сегодня становится национально-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое призвано формировать в детях чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости за свой народ. А гордиться можно лишь тем, что хорошо знаешь, к чему сопричастен. Духовно – нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны.

Изменения в российском обществе отразились на социальном заказе к образовательным учреждениям. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы гражданско-патриотического воспитания, так как оно направлено на формирование личности, обладающей качествами гражданина — патриота, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Таким образом, гражданско — патриотическое воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и в частности нашего образовательного учреждения.

Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 11 города Сызрань ведёт свою образовательную деятельность с 1961 года. Педагогический коллектив нашей школы активно содействует реализации программы гражданскопатриотического воспитания. В нашей школе разработана программа «Патриот», которая определяет основные направления патриотического воспитания обучающихся.

Формы гражданско-патриотического воспитания обучающихся через внеклассную и внеурочную деятельность:

  • беседы, классные часы, читательские конференции;

  • тематические утренники, проведение совместных праздников;

  • торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;

  • экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам;

  • смотры строя и песни, военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок»;

  • конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;

  • ролевые игры, проигрывание ситуаций;

  • встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;

  • мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;

  • празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;

проведение конкурсов военно-патриотической песни;

  • посещение воинской части;

  • обращение к государственной символике;

  • краеведческая деятельность;

  • поисковая работа группы «Память»; сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн;

  • знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ;

  • социальные акции «Ветеран живет рядом», «Милосердие», «Утренние зори», операция «Забота».

Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. К сожалению, с каждым днем с нами рядом остается все меньше тех, кто защищал нашу страну, нашу землю, нашу Родину. И самое большое, что мы можем сделать, это помнить о защитниках Отечества и передавать нашим потомкам память о них и их великом подвиге. Мы и наши потомки до конца своей жизни будем испытывать огромное уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, которое они заслужили тем, что сделали для последующих поколений. Память о соотечественниках, павших на полях сражений, защищавших от врагов свой народ, с древнейших времен почиталась на Руси. Традиция эта давняя и передается от поколения к поколению.

Сегодня в общественной жизни нашей страны на первое место выходит задача патриотического воспитания молодежи. И связано это с тем, что в 90-е годы произошла девальвация ценностных ориентиров, в том числе и патриотизма, в результате которой слишком многие представители молодежи не получили тех нравственных установок, которые были у отцов и дедов. Осознавая ситуацию, законодательная власть, правительство, общественные организации развернули большую работу, чтобы исправить положение в этой области. Ее цели, формы, методы, комплекс мероприятий определены в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». Она направлена на то, чтобы молодежь имела четкие нравственные и патриотические ориентиры.

В этой связи мне представляется особенно актуальной тема военно-патриотической работы по увековечению памяти погибших при защите Отечества и его интересов, в том числе исполнявших служебный долг за его пределами. А также вопросы верности воинским и боевым традициям, их пропаганды и преумножения, организации и проведения поисковой работы. В нашей школе работает поисковая группа «Память», главная цель работы – сбор материалов, увековечение памяти павших соотечественников в Великой Отечественной войне, в Афганистане, локальных войнах и военных конфликтах. Составлена программа «Патриот».

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда, проживающих в микрорайоне школы. Все ветераны закреплены за классными коллективами, которые шефствуют над ними, поздравляя со всеми праздниками, помогая. Ежегодным стало приглашение их на праздничный концерт, посвященный Дню Победы, с чаепитием 8 мая, традиционно проводятся встречи с участниками Великой Отечественной войны. Возрождается в школе движение «Новые тимуровцы», направленное на оказание помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается. 

Опорной базой, площадкой для формирования настоящих защитников Отечества, патриотов Родины являются следующие мероприятия: смотры строя и песни, военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок», соревнования «А, ну-ка, мальчики!», «Вперед, мальчишки!», конкурсы допризывной молодежи «Учись защищать Родину!» (для обучающихся 8-9 кл.).

Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества. Опыт работы показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа. Дети встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, людьми, которые ковали Победу. Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое впечатление.

Встрече с ветеранами предшествует большая поисковая работа группы «Память». Обучающиеся приносят вырезки из газет, фотодокументы, оформляют стенд «Они освобождали Родину»», выставку рисунков «Война глазами детей», готовят материал о своих родственниках — участниках войны. Подобные занятия оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят.

В фойе школы оформлены стенды по гражданско-патриотическому воспитанию, посвящённые героям Великой Отечественной войны «Они сражались за Родину», в котором периодически обновляется информация, раскрывающая новые страницы страшной войны 1941 — 1945 годов, и стенд, посвящённый воину – интернационалисту Марату Юлдашеву, выпускнику школы, «Я умираю, но не сдаюсь», который погиб в Афганистане. Члены группы «Память» собрали богатый материал о герое — воине М.Юлдашеве.

Ежегодно, 15 февраля учащиеся 1-9 классов принимают участие в митинге, посвящённом годовщине вывода ограниченного контингента советских войск из республики Афганистан, который проходит возле стенда Марата Юлдашева. Ребятами исполняются песни, читаются стихи: 2009 год — знаменателен 20-ой годовщиной вывода советских войск из республики Афганистан, в школе был проведен торжественный митинг, посвященный открытию мемориальной доски М.Юлдашеву. Идея увековечения памяти погибших в Афганистане, локальных войнах и военных конфликтах, при защите конституционного строя России давно витала в воздухе, но нужно было время для ее созревания. И оно пришло. Начало реализации этой идеи было положено общественностью в лице ветеранских организаций, объединяющих воинов-«афганцев». На здании нашей школы повесили мемориальную доску «Здесь учился Марат Юлдашев – воин – интернационалист», эти стенды и мемориалы станут не только напоминанием о молодых ребятах, погибших при выполнении воинского долга, но и выражением преемственности в служении России: отцы и деды сражались за Родину в годы Великой Отечественной войны, их дети и внуки достойно и с честью выполнили и выполняют свой долг по обеспечению интересов страны, в том числе и за рубежом.

Большое количество внеклассных мероприятий на уровне класса и школы было приурочено и проведено к снятии блокады Ленинграда (27 января 1944 года). Были встречи с ветеранами, блокадниками, тружениками тыла. Все это, безусловно, воспитывает наших ребят: учит добру, милосердию, состраданию ближнему.

Эффективность военно-патриотического воспитания определяется, прежде всего, деловым сотрудничеством всех взрослых, учреждений и организаций, участвующих в воспитательном процессе, то есть взаимодействием школьной и внешкольной воспитательных сред для нравственного и гражданского формирования личности. Общеобразовательное учреждение продолжает взаимодействовать с Краеведческим музеем, Выставочным залом, Дворцом творчества детей и молодежи (музей «Необъявленные войны»), Архивом, газетой «Волжские вести».

Обучающиеся 1-9 классов посещают музеи города Сызрани, ведь именно поисково-краеведческая работа способствует обращению сегодняшнего школьника к традициям своего народа. Здесь происходит знакомство с традиционными для нашей местности ремёслами, попытка освоить секреты изготовления предметов быта, утвари, одежды и её украшений, — что не только воспитывает любовь к труду как основе формирования личности, но и приобщают к национальному образу жизни, народно — трудовому опыту поколений. В плане гражданско-патриотического воспитания учащихся мы активно взаимодействуем с филиалами центральной библиотечной системы города, а также центральной библиотеки, которые являются для нас неким мостиком между прошлым и настоящим, настоящим и будущим: В библиотеках проводятся встречи с ветеранами, воинами — афганцами, инвалидами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, блокадниками Ленинграда. Хочется отметить, что наше общеобразовательное учреждение активно сотрудничает со средствами массовой информации, освещая тем самым работу по многим направлениям воспитательной деятельности. Только любовь, полное осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее и душевное сопереживание достижениям и каким — то недостаткам всех проводимых государством реформ, — могут выявить в наших детях и подростках те душевные качества, которые и определят его как личность, причём уже как состоявшуюся личность, и как гражданина с большой буквы.

В условиях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных граждан, формирования у них гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к историческому прошлому России, бережного отношения к традициям своего народа, обращение к государственной символике является особенно важным. Активное воспитательное влияние государственной символики обусловливает её особую роль в системе символов. Способность государственной символики влиять на сознание человека посредством художественного образа, передавать заключённое в ней обобщённое содержание в доступной и яркой, привлекательной для учащихся форме, создаёт особые возможности использования обращения к гербу, флагу и гимну страны в воспитании школьников. Нравственные, политические идеи, выраженные в государственной символике, составляют тот потенциал, который при активном включении в учебно-воспитательный процесс, помогает пробуждать у учащихся чувство гордости за свою Родину.

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное будущее. В краеведческой работе я использую информационно – коммуникационные технологии. Ребята с удовольствием делают компьютерные презентации, которые иллюстрируют их исследовательские работы, помогают перевести информацию из одной знаковой системы в другую. «История Отечества» как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например, темы «Отмена крепостного права», «Столыпинская аграрная реформа», «Коллективизация», «Сельскохозяйственная политика Хрущева» аграрные реформы 1965 г., 1987 г., 90-х годов дополняются краеведческим материалом. Учащиеся анализируют документы и материалы краеведческого уголка, проводят социологические исследования методом интервью, анкетирования и о результатах сообщают на уроке.

При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения о мужественных солдатах – сызранцах, которые участвовали во всех сражениях войны.

Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.

При изучении тем по истории культуры России использую местный этнографический материал

На уроках посвященных проблемам современной России, активно использую материалы местных средств массовой информации.

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:

экскурсии в городской Краеведческий музей, школьный музей ГБОУ ООШ №11;
– уроки-знакомства с историко-архитектурными памятниками города и края;
– оформление стенгазет «Страницы истории родного края», «К родному краю с любовью»;
– конкурсы лучших чтецов «С чего начинается Родина?»;
– экскурсии по живописным местам края;

— обзорная автобусная экскурсия по родному городу, в «Село Ширяево – жемчужина Жигулей», по Самаре « Куйбышев – запасная столица».

Но гражданин-патриот должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права, в этом направлении проводятся следующие мероприятия

— изучение правил поведения в школе и общественных местах;
– школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);
– общешкольные мероприятия;
– работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
– работа Парламента школы;  

выборы Президента школы.

Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.

Очень хотелось бы, чтоб пропагандировали с «большого экрана» не насилие и кровь, а жизненные ценности, которые постигались нашим народом в тяжёлых войнах, боях, сражениях, катастрофах и так далее. Ведь Россия, всегда была и будет сильным и могучим государством, в котором будут жить Патриоты, способные в любую минуту защитить своё Отечество!























Список использованной литературы

1. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2008. – С. 595.


2. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. – 2009. – № 2. – С. 37-42.


3. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: Каро, 2008. – 224 с.


4. Введение в научное исследование по педагогике. – М.: Просвещение, 1988.

5. Возрождение и будущее Отечества – в патриотизме молодежи. – М.: МПА, 2008. – 208 с.

6. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения . ж. Педагогика и жизнь №5 — 2008г. С. 110-114

7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». – М.: Росвоенцентр, 2005. – 61 с.


8. Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина. – М.: Веди-принт, 2009. – 288 с.


9. Гражданское образование в российской школе. – М.: Астрель.


10. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1986 11. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. – М.: Росвоенцентр, 2009г.

12. Квятковский Ю.П. Программа работает на консолидацию общества// Патриот Отечества. – 2006. – № 1. – С. 26-30.


13. Кожевников С.И. Патриотическое воспитание студентов вузов (на примере изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин): Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – М., 2005. – 25 с.


14. Лисеенко Г.М. Патриотическое воспитание допризывной молодежи в центрах, объединениях и клубах: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – М., 2009.

15. Мешкова С.И. Педагогические условия формирования готовности подростков общеобразовательных школ к защите Отечества: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2010г.


16. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи – будущее России. – М.: Фонд Андрея Первозванного, 2010г.


17. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.


18. Молодежь и общество. – 2006. – № 1. – с. 62-157. Раздел 3: Патриотическое воспитание молодежи.


19. Лутовинов В.И. Патриотизм: проблемы формирования у молодежи в современных условиях. – М.: ВУ.


20. Лутовинов В.И., Мельниченко И.И. Развитие патриотизма в России 21 века. – М.: Светотон, 2009. – 256 с.


21 Радионов Е.Г. Педагогические основы воспитания готовности молодежи к защите Отечества: Автореф. дисс. …доктора пед. наук. – М., 2010г.


22. Суколенов И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях. – Курган: КУ, 2008. – 177

23. Палева З.Г. Справочник объединений, занимающихся гражданским и военно-патриотическим воспитание м молодежи . Сыктывкар Министерство образования и высшей школы Республики Коми.- 15с.


24.Патриотическое воспитание молодежи: Методический сборник. – Великий Новгород, 2004. – 103 с.

25.Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».








Свежие документы:  Интегрированный курс «История Древнего мира» 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: