Интеллектуальная игра «Гроза 12 года», посвященная 200летию Отечественной войне 1812 года


Интеллектуальная игра «Гроза 12 года», посвященная 200летию Отечественной войне 1812 года.


1 этап Разминка.







2 этап: географические объекты войны «Карта 1812 года»


  1. В этом населенном пункте Кутузов сказал: Что бы ни случилось, я принимаю на себя ответственность перед государем, Отечеством и армией».


  1. Здесь Наполеон бросил свою армию со словами: Что мне до этих уродов! Пусть выпутываются как могут»


  1. Место в 80 км от Москвы, где размещался русский лагерь.


  1. Один из центров формирования ополчения, столица.


  1. Об этом населенном пункте Кутузов сказал: «Пока будет еще существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии, не только …, но и вся Россия была бы потеряна».



  1. Этот населенный пункт 8 раз переходил из рук в руки. Несмотря на то, что город отбить не удалось, это сражение заставило Наполеона действовать так, как хотел М.И.Кутузов. К какому решению вынудил Кутузов Наполеона.


  1. Накануне сражения по обычаю надели чистое белье, заботливо начистили ружья, точили штыки. Ночью священники пронесли по лагерю чудотворный образ Смоленской Божьей Матери – заступницы Земли русской. За образом шел Кутузов и весь штаб. На пути иконы на коленях стояли тысячи солдат и офицеров. О каком населенном пункте идет речь?



3 этап: БОРОДИНО: отдельные участки Бородинского сражения получили устойчивые исторические названия. Вы должны написать их.

( Шевардинский редут, батарея Раевского, Семеновские флеши)


? В ЧЕМ СОСТОЯЛ ЗАМЫСЕЛ КУТУЗОВА НА БОРОДИНСКОМ ПОЛЕ.


4 этап: РАБОТА С КАРТОЙ: УКАЗАТЬ ОСНОВНЫЕ СРАЖЕНИЯ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812г.

Каждая команда получает контурную карту, на которой команда должна указать под номерами основные сражения Отечественной войны.








4 этап: Герои Отечественной войны 1812 года.



  1. Происходил из старинного рода грузинских царей. «Простой , без связей и интриг, русский солдат». В 1799 г. ему было присвоено звание генерал-майора. Суворов говорил о нем: наиотличнейший генерал и достойный высших степеней». Во время войны 1812 года командовал 2-й русской армией , в Бородинском сражении героически защищал флеши, отбив 7 французских атак, при 8 –м штурме был тяжело ранен и вскоре скончался.



  1. Он происходил из старинного дворянского рода. Учась в Инженерной школе слушал лекции М.В.Ломоносова. Владел 4-мя иностранными языками. В 1777 г. был назначен в Крым под начало А.В.Суворова. Представляя его к награде за штурм Измаила, Суворов писал: «Генерал… шел у меня на левом фланге, но был правою моею рукою». В 1793-1794 гг вел дипломатические переговоры с Турцией. Александр 1 назначил его главнокомандующим русской армией в 1812 году. Баснописец Крылов посвятил ему басню «Волк на псарне».


  1. Родился в обедневшей дворянской семье в Лифляндии. Получил домашнее воспитание, умел читать и писать по-русски, по-немецки, по-французски. В 1810-1812 гг занимал пост военного министра России, был главнокомандующим русскими войсками. В Бородинском сражении под ним было убито и ранено пять лошадей. Получил титул «героя Бородинсой битвы».


  1. Родился в старинной дворянской семье. В 9-м возрасте впервые увидел А.В.Суворова, который напророчил мальчику военную судьбу. Во время Отечественной войны предложил главнокомандующему организовать партизанскую борьбу против французов. Был в приятельских отношениях с А.С.Пушкиным, В.А.Жуковским, П.А.Вяземским, сам писал стихи. В.Г.Белинский считал его «самым ярким светилом второй величины на небосклоне русской поэзии».


  1. Родился в старинной дворянской семье. В 19 лет стал подполковником. Во время войны отличился при д. Салтановка: по легенде, рядом с ним в этот момент шли сыновья: 17-летний Александр и 11-летний Николай.

«В момент решительной атаки на французские батареи взял их с собою в главе колонны Смоленского полка, причем меньшого, Николая, он вел за руку, а Александр, схватив знамя, лежавшее подле убитого в одной из предыдущих атак нашего подпрапорщика, понес его перед войсками. Геройский пример командира и его детей до исступления одушевил войска.»







5 этап: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА В ПОСЛОВИЦАХ.

О событиях войны сложено много песен, стихов, поэм. Перед вами—пословицы, связанные с этим периодом, но распавшиеся на части. Соотнесите эти части по смыслу и восстановите пословицы. Попробуйте определить, какое конкретное событие послужило поводом для их возникновения.







1. На француза а)бить французов.


2. От Бородинской пушки

Под Москвой б)растерял свои подвязки.



3. Приехал Кутузов в)да оступился.


4. Француз боек, г)а, замерз на Березине.


  1. Наступил на землю

Русскую д)земля дрожала


6. Отогрелся в Москве, е)и вилы ружье.


7. Бонапарту не до пляски— ж)да русский стоек.















6 этап: Исторические задачи:



  1. Это слово первоначально существовало в военном лексиконе лишь как обозначение участника партии, т.е. отдельного отряда. В Отечественной войне оно приобрело новый смысл и сохранило его до наших дней в значении «народный мститель».


  1. При отступлении армии Наполеона оловянные пуговицы на шинелях рассыпались в порошок. Почему?



  1. На территории РФ, а именно в Челябинской области есть населенные пункты

под названиями Берлин, Париж, Лондон, Лейпциг. После какого события они появились.



  1. Еще до начала военных действий Наполеон весной 1812г. распространил в России 20 млн. фальшивых русских рублей. Зачем?


  1. Рядом с комнатой, где печатались фальшивые ассигнации, была комната, в которой эти деньги валялись на полу, а рабочие их ворошили и топтали ногами. Почему они это делали?



  1. В 1776 году в Лейдене на изличении находился один русский, ранению которого университетские профессора посвятили несколько медицинских статей: пуля вошла в левый висок, а вышла у правового глаза. Но раненный не погиб, был вынужден носить черную повязку. Кто был этот пациент?

  1. Первая в русской армии женщина-офицер, прославившаяся своей необычной судьбой. В 1806 г., переодевшись в мужское платье, она несколько лет служила на военной службе. Выйдя в отставку, выступила в печати «Записками кавалерист-девицы».


  1. При возвращении во Францию после неудачного похода на Россию Наполеон спросил у крестьянина, наблюдавшего подготовку к переправе через Неман: «много ли дезертиров уже переправилось через Неман?» Что ответил крестьянин Наполеону?










6 тур: Отечественная война и литература.


https://his.1september.ru/2007/22/36-1.jpg

1. Поэт, прозаик. 20-летие Отечественной войны в 1832 г. отметил стихотворением «Два великана», а к 25-летней годовщине Бородинского сражения написал стихотворение, имеющее такие строки:

Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!

2. Сын русского помещика и пленной турчанки, поэт, один из ближайших друзей А.С.Пушкина, автор прославленных баллад «Людмила» и «Светлана», ополченцем прошедший с армией от Москвы до Красного. В Тарутинском лагере он написал ставшее знаменитым стихотворение «Певец во стане русских воинов». После победы над Наполеоном он посвятил Кутузову стихотворение «Вождю победителей».

3. Партизан Отечественной войны 1812 г., генерал-лейтенант, поэт и военный писатель, член литературного общества «Арзамас». Автор строк:

Я люблю кровавый бой!
Я рождён для службы царской!
Сабля, водка, конь гусарский,
С вами век мне золотой!

(1815 г.)

5. Ни один из русских поэтов не посвятил Отечественной войне 1812 г. столько вдохновенных строк, ни один не постиг его великого народно-исторического смысла с такой глубиной и силой, как он. Его полудетские патриотические переживания отразились в следующих строках:

Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шёл мимо нас…

  1. Баснописец, прозаик, драматург: служил библиотекарем в Санкт-Петербургской публичной библиотеке, автор басен «Волк на псарне», «Ворона и курица», «Щука и кот», в сюжетах которых отражены события Отечественной войны 1812 г.



  1. Русский писатель 19 века, написавший грандиозное произведение об Отечественной войне 1812 года, фильм поставленный по этому произведению получил премию Оскар.






7 ЭТАП: 1812 год в Щелковском крае.



  1. Из письма: «К несчастию нашему остается нам мало убежища, потому что французы из Москвы за грабежом наезжают человек ста по три в селение версты три до Счолокова…»


  1. Из документа: «При сем отправлены на трех дрогах с тремя извозчиками закупоренные в ящики картины…А двум каменщикам прикажи замуровать у кладовой кирпичом окна и двери помещения, чтобы неприметно было…»

Так князья Голицыны пытались спасти живописные картины первого публичного московского Музея картин. В каком населенном пункте они были замурованы.


  1. В щелковском крае есть такие географические объекты, которые связаны с историей войны 1812 г: «французская дорога», «французская кроватка» и даже есть захоронения французских солдат. Где они находятся?


  1. За участие в войне несколько крестьян были отмечены знаком военного ордена св.Георгия 5-го класса: имя одного из них вам знакомо. Это Герасим Курин, отряд которого взял в плен 50 французов, но был еще один командир партизанского отряда, который захватил в плен 300 солдат и офицеров, это был волостной голова Амеревской волости: в которую входили 26 селений, среди которых села Амерево, Хомутово, Жигалово, Душеново, Потапово, Медвежьи Озера и др. Имя его выгравировано вместе со многими подвигами россиян на доске под №27 храма Христа Спасителя у стен алтаря. (Емельян Васильев)


У советского писателя С.Алексеева есть рассказ «Рука»: в нем повествуется о подвиге адьютанта генерала Милорадовича, во время Бородинской битвы он получил приказ добраться до передовой и передать распоряжение генерала, во время передачи приказа ему ядро отрывает руку, которой адъютант показывал направление передвижения войск. Превозмогая боль, герой указывает другой рукой на правую сторону кургана, куда нужно было срочно перебросить два полка. Этот человек был племянником самого Кутузова и жителем Щелковского края: владельцем имения Гребнево. Кто он? (Дм.Бибиков)














1 этап Разминка.


  1. Эта река являлась западной границей Российской империи.

  2. Место проведения военного совета в сентябре 1812 г.

  3. Какое сражение называют «битвой гигантов»

  4. В этом городе соединилась 1и2 западные армии.

  5. Стремительное наступление движения войск.


  1. Место ссылки Наполеона.

  2. Какое сражение называют «битвой народов»

  3. Цельнолитой шарообразный чугунный снаряд.

  4. Крестьянка, создавшая боевой отряд из женщин, девушек и детей.

  5. Представитель военного сословия.


  1. Войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах.

  2. Генерал русской армии, получивший смертельное ранение во время Бородинской

  3. Имя освободителя Европы от тирании Наполеона.

  4. Каков принцип образования ряда: Давыдов, Фигнер, Курин, Кожина.

  5. Старинный русский город, место боев в ноябре 1812 года.


  1. Армией «двунадесяти языков» называли…

  2. Наполеон I — об этом городе: “Если я займу Киев — я схвачу Россию за ноги. Если я возьму Петербург — я возьму её за голову. Заняв …, я поражу её в сердце …”.

  3. Населенный пункт в 110 км от Москвы, место генерального сражения.

  4. Сражение в этом небольшом городе М.И.Кутузов назвал “пределом нападения, началом бегства и гибели врагов”.

  5. “Стреляй редко да метко, им коли крепко, пуля — дура, а он молодец” — так говорил Суворов об этом предмете.


























Свежие документы:  Интегрированный урок в 9 классе «70 лет Курской битве»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: