Турнир знатоков истории Древнего мира 5 Класс


Турнир знатоков истории Древнего мира среди 5 классов.

Состав участников: 4 команды по 5 человек. Каждая команда придумывает себе девиз, эмблему, название, выбирает капитана.

1 конкурс – разминка. Капитаны команд вытягивают одно из 4-х заданий:

1.Написать имена древнегреческих богов и указать, чему покровительствовал каждый бог.

2.Написать имена древнеегипетских богов и указать, чему покровительствовал каждый бог.

3.Написать героев мифов о Тесее и Минотавре, о Дедале и Икаре с указанием подвигов и действий.

4.Перечислить имена героев «Илиада» и «Одиссея» с указанием подвигов и действий.

За каждого перечисленного героя или бога 1 балл.

2 конкурс-Крылатые выражения (3 выражения на 1 команду. Правильный ответ – 2 балла).

Авгиевы конюшни.

В греческой мифологии Авгиевы конюшни — обширные конюшни Авгия, царя Элиды, которые в продолжение многих лет не убирались. Очищены они были в один день Гераклом: он направил через конюшни реку Алфей, воды которой и унесли все нечистоты. Миф этот впервые сообщен древнегреческим историком Диодором Сицилийским. Возникшее отсюда выражение «авгиевы конюшни» означает крайне запущенное помещение, а также, в переносном смысле, дела, находящиеся в крайнем беспорядке.

Нить Ариадны.

Ариадна — дочь критского царя Миноса. Когда на Крит из Афин вместе с юношами, обреченными на съедение Минотавру, прибыл царевич Тесей, Ариадна влюбилась в него. Минотавр находился в Лабиринте — дворце с таким количеством переходов, что из него невозможно было выбраться. Ариадна дала Тесею клубок ниток, которые тот разматывал, входя в Лабиринт. Убив Минотавра, Тесей смог выбраться из Лабиринта по размотанной нити. В переносном смысле выражение «нить Ариадны» — путеводная нить, возможность, помогающая выйти из затруднительного положения.

Ахиллесова пята.

Ахиллес (Ахилл) в греческих мифах — один из самых сильных и храбрых героев; он воспет в «Илиаде» Гомера. Мать Ахилла — богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды реки Стикс; лишь пятка, за которую Фетида его держала, не коснулась воды и осталась уязвимой. В эту пятку Ахилл и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение «ахиллесова пята» употребляется в значении: слабое, уязвимое место.

Троянский конь (дары данайцев).

Выражение употребляется в значении: коварные дары, несущие с собой гибель для тех, кто их получает. Возникло из греческих сказаний о Троянской войне. Данайцы (греки), после длительной и безуспешной осады Трои, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берегов Трои. Жрец Лаокоон, увидев этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: «Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!» Но троянцы, не слушая предостережений Лаокоона и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей. Полустишие Вергилия «Боюсь данайцев, даже дары приносящих», цитируемое часто по-латыни («Timeo Danaos et dona ferentes»), вошло в поговорку. Отсюда же возникло выражение «троянский конь», употребляемое в значении: тайный, коварный замысел; предательство.

Свежие документы:  День семьи вятского купца I гильдии Якова Алексеевича Прозорова до и во время Пасхи, 8 класс

Прометеев огонь.

Прометей в греческой мифологии — титан, в мифах выступает как богоборец и защитник людей. После победы богов над титанами Прометей стал на сторону людей, похитил огонь с Олимпа и принес его людям. За это по приказу Зевса Прометею копьем пробили грудь, и он был прикован к скале на отрогах Кавказского хребта и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя идеи идущего на самые страшные мучения. Выражение «прометеев огонь» означает: священный огонь, горящий в душе человека.

Гордиев узел. Разрубить гордиев узел.

Когда-то Гордий — первый царь Фригии — был простым земледельцем, и однажды во время пахоты орел сел на ярмо его волов. Это было истолковано как знамение, предвещающее Гордию царскую власть. Вскоре фригийцы, оставшись без правителя, обратились за советом к оракулу, кого выбрать царем. Оракул предсказал, что надо избрать того, кого они первым встретят едущим на повозке. Этим человеком оказался Гордий. Став царем, он выстроил город, получивший его имя, и поставил в цитадели свою повозку, опутав ее ярмо сложнейшим узлом. Считалось, что тот, кто распутает этот узел, станет правителем всей Азии. По преданию, Александр Македонский в 334 г. до н.э. вместо распутывания узла просто разрубил его мечом, откуда и пошло выражение «разрубить гордиев узел» — принять быстрое и смелое решение.

Яблоко раздора.

В греческой мифологии яблоко раздора — золотое яблоко с надписью «прекраснейшей», которое подбросила богиня раздора Эрида трем богиням: Гере, Афине и Афродите. Смертный юноша Парис должен был присудить яблоко достойнейшей («суд Париса«). Гера пообещала Парису власть и богатство, Афина — мудрость и воинскую славу, а Афродита — отдать в жены самую красивую женщину. И Парис признал самой прекрасной из богинь Афродиту. Исполняя свое обещание, богиня помогла Парису похитить самую красивую из смертных женщин — Елену. С этого похищения началась Троянская война. Выражение «яблоко раздора» означает: причина спора, раздора.

«Высечь море». Царь персов Ксеркс шел войной против Греции в V веке до н. э. и приказал построить мост через пролив между Азией и Европой для переправы своих войск. Буря разметала мост. Разъяренный правитель приказал казнить строителей, а море высечь цепями. Выражение употребляется по отношению к тем людям, которые в слепой ярости пытаются выместить злобу на им неподвластном.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие для 9 класса на тему: «Путешествие на олимпийском поезде»

«Поднять на щит». В Риме, выбирая полководца, поднимали его высоко на щите над головами воинов. Сегодня означает «превозносить заслуги, сильно хвалить человека».

«Ганнибалова клятва». Еще девятилетним мальчиком Ганнибал, будущий выдающийся карфагенский полководец, поклялся вечно бороться с Римом. Он сдержал клятву. Употребляется в значении клятвы верности, которую дает человек и этому благородному делу посвящает всю жизнь.

Гуси Рим спасли. На Рим ночью напали галлы. Под покровом темноты они бесшумно преодолели укрепления. Но гуси, находившиеся в храме, услышали шум и загоготали. Римляне проснулись и отразили нападение галльских племен. Используется, когда второстепенным событиям придают чрезвычайное значение.

Пиррова победа. Царь Эфеса Пирр одержал победу над римлянами ценой огромных потерь. После битвы он якобы воскликнул: «Еще одна такая победа, и у меня не останется армии!» Употребляется в значении «добиться чего-то ценой огромных жертв».

3конкурс домашнее задание-Воображаемое путешествие дети готовят презентацию на заданную тему). Критерии оценки:6 баллов(грамотность изложения -1, логика изложения -1, полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи -3, наглядность-1).

4конкурс-«Вопрос-ответ».

Каждой команде задается по 4 вопроса-правильный ответ-3 балла.

I Назовите страну

1. Страна, которая расположена на восточном побережье Средиземного моря, где находятся города Библ, Тир, Сидон.

А.  Индия В. Египет С. Финикия

2. Страна, которая расположена в восточной Азии. В этой стране находится река, которую называют «река тысячи бед»

А. Египет В. Двуречье С. Китай

3. Страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до средиземного моря.

А. Финикия В. Египет С. Индия

4. Страна, которая расположена между двумя большими реками Евфрат и Тигр.

А. Двуречье В. Индия С. Финикия

II.Исторические личности.

1.Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг. Где сохранились вавилонские мифы и сказания. (Ашшурбанапал)

2.Об этом фараоне известно, что его гробница, единственная их всех не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нем второй, третий. Лишь в последнем, четвертом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия юного фараона (Тутанхамон)

3.Я начертал свои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого… (Хаммурапи)

4. Я – царь царей… Милостью Аурамазды они подчинены мне. Они приносили мне дань. Что им от меня было сказано, будь это ночью, будь это днём, они делали. Мятежникам я отрезал носы, уши и языки …

Свежие документы:  Итоговая работа по Новой истории для 8 класса

(Дарий)

III.Задачи

1. Какой год был раньше: 90 год до нашей эры или 90 год нашей эры? (90 г. до нашей эры)

2. В 2010 г. археологи нашли останки древнего поселения, которое было разрушено 500 лет назад. Когда произошло это событие? (1510 г.)

3. В 10 г. до н.э. поставили придорожный столб. В прошлом году его перевезли в музей, сколько лет столб простоял у дороги? (2020 л.)

4. В 2010 г. были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 750 лет (1260г.) первое и 950 лет второе. Какое из них было сделано раньше и на сколько раньше? (950 л. (1060г.) раньше на 200г.)


IVВопрос-ответ

1. -служители храмов (жрецы)

2.– жилище богов (храмы)

3. – бог солнца в древнем Египте (Амон-Ра)

4. – главное удобрение на полях Древнего Египта (Ил)

5 конкурс-Блиц турнир. Капитаны по жребию вытягивают страну. Ведущий произносит название предметов, а команды должны записать номера тех предметов, которые связаны с историей страны, выпавшей им.(правильный ответ-1 балл)

1 – Египет 2 – Двуречье 3 – Финикия 4 — Ассирия

1. Клинопись-2

2. Кедр-3

3. Аллея сфинксов-1

4. Маски из цветного стекла-3

5. Глиняные статуи богов, мебель и книги из глины-2

6. Доставка воды на верхние поля шадуфами-1

7. Ворота богини Иштар-2

8. Раковины с пурпурной краской-3

9. Кошка – священное животное-1

10. Мумия-1

11. Хаммурапи-2

12. Бог солнца Шамаш

13. Алфавит-3

14. Библиотека Ашшурбанапала-4

15. Тутанхамон-1

16. Они похищали людей и продавали их в рабство-3

17. Железо-4

18. Воины преодолевали реки с помощью кожаных мешков-4

19. Город Ниневия-4

20. Город Вавилон-2


Подведение итогов и награждение победителей.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: