Конспект урока для 4 класса «Новое время: встреча Европы и Америки»


Открытый урок по курсу: «Окружающий мир, 4 класс»

Тема: «Новое время: встреча Европы и Америки»

Цели:

  1. Иметь представление о продолжительности истории Нового времени, определять учебную задачу урока.

  2. Показать роль изобретений, науки, культуры и предпринимательства в истории Нового времени.

  3. Участвовать в общей беседе, осознавать единство с окружающим миром.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, лента времени, выставка книг о Великих географических открытиях, карточки, презентация к уроку.



Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Блицопрос

  • Сколько лет продолжалась эпоха Средневековья? (1000лет)

  • Какие современные города возникли в Средневековье? (Берлин, Копенгаген, Амстердам, Москва)

  • Какие религии получили распространение в Средние века? (ислам, буддизм, христианство, иудаизм)

  • Назовите здания для молитв у христиан (церкви и соборы)

  • У мусульман? (мечети)

  • У буддистов? (буддистские храмы)

  • У иудаистов? (Синагога)

  • Как называли воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом? (рыцарь)

  • Где жили рыцари? (в замках)

  • Какое место выбирали для строительства замков? (высокий холм, обрывистый утёс, остров посреди реки).

  • Чем был окружен замок? (рвом с водой)

  • Где можно было согреться в таком жилище? (у камина)

  • Для чего проводились рыцарские турниры? (для развлечения)

  • Когда было изобретено книгопечатание? (в 1445г)

  • Кто его изобрёл? (немец Иоганн Гутенберг)

  • Как назывались металлические буквы? (литеры)

  • Как работали на печатном станке? (вручную)

Разминка



(у каждой группы 3 карточки с буквами А,Б,В для выбора ответа)

1) Древний мир – это время появления:

А) первых людей

Б) первых цивилизаций

В) первых деревень

2) Египетское государство возникло на берегу реки:

А) Евфрат Б) Ганг В) Нил

3) Средние века – это эпоха:

А) между первобытностью и Древним миром

Б) между Древним миром и Новым временем

В) между первобытностью и Новым временем

4) В средневековых государствах большинство населения жило:

А) в городах Б) в пещерах В) в деревнях

5) Это слово первоначально означало «всадник»:

А) варвар Б) трубадур В) рыцарь



Игра «Верно-неверно»

— На своих партах вы видите листы с пятью утверждениями. Если вы соглашаетесь с утверждением – ставите знак «+», если нет – знак « — ».

— История первобытного мира – самая длинная в истории человечества (+)

— Первобытный мир называют «детством человечества» (+)

— Древний мир – эпоха возрождения первых цивилизаций (+)

— Средние века называют временем рыцарей и замков (+)

— В средние века большинство людей жили в городах (-)



— Обменяйтесь с группами листами и проверьте по проектору ответы.



Игра «Найди лишнее» и объясни свой выбор

Христианство, ислам, буддизм, сфинкс. (Сфинкс. Все остальное – религии)

Москва, Рим, Амстердам, Копенгаген. (Рим – один из древнейших городов мира. Остальные города основаны в Средневековье)

Проверка домашнего задания

Давайте проверим друг у друга выполнение задания 1 на стр.7 в рабочей тетради.

Понравились ли вам рисунки ребят в вашей группе?





  1. Самоопределение к деятельности

— Наше путешествие по эпохам всемирной истории продолжается. Посмотрите на ленту времени. Какая историческая эпоха сменяет эпоху Средних веков?

— Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «новое»?

(впервые созданное или сделанное, возникшее недавно, вновь открытое, малоизвестное, незнакомое).

— Как вы думаете, почему Новое время так назвали?

— Прочитайте тему урока, записанную на слайде (Новое время: встреча Европы и Америки)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?



  1. Открытие нового знания

Работа по учебнику

— Проверим наши предположения по учебнику. На стр.22 самостоятельно найдите ответ на вопрос: почему Новое время так назвали? (Новое время – эпоха возникновения нового общества, великих технических достижения, появление новых предметов, облегчающих жизнь людей, Великих географических открытий, которые сопровождались открытие новых земель.)

— Новое время называют эпохой Великих географических открытий. Одно из таких открытий совершил человек, о котором пойдёт речь в стихотворении.

Незадачливый моряк

Плыл на запад, но никак

Он земли не достигал,

Компас свой не раз ругал.

Плыл он в Индию упорно,

И приплыл он наконец

В земли, где народ-творец

Он индейцами назвал,

Только в точку не попал.

— Кто был этим незадачливым моряком, отправившимся на поиски нового пути в Индию?

— В чём заключалось его открытие?

— А что об этом рассказывает наш учебник? Прочитайте на стр. 23-24.

— Более подробно о Колумбе и его путешествии можно узнать из книг, которые есть в нашей школьной библиотеке.(Показ книг)

— Каких путешественников вы ещё знаете? Познакомимся с некоторыми из них на стр. 24 учебника. (Фернан Магеллан, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев).

(портреты великих мореплавателей на проекторе)

— Зачем люди отправлялись в путешествия? (открывали новые земли, пути, материки, осваивали новые просторы)

— Только ли великих путешественников подарило Новое время миру? (Новое время подарило миру художников, архитекторов, писателей)

— Каких художников Нового времени мы можем назвать? (итальянские художники Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти)

— Какие знаменитые картины этих художников вы видели? («Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи)

— Какие произведения Жюля Верна вы знаете? («Дети капитана Гранта», «Таинственный остров»)



  1. Физминутка

  2. Работа по теме урока

— Что ещё оставило нам Новое время? Узнаем об этом на стр.25(технические изобретения: пароход, паровоз, фотография, телеграф, электрическое освещение, автомобиль, радио, телефон, метро)

— Давайте заслушаем выступления ребят.

  1. Применение новых знаний

— Выполним задание №2 на стр.9 в рабочей тетради. (работают в группах, коллективная проверка)

— Следующее задание № 4. Подберите синоним к слову «повозка»? (телега)

— Назовите первое слово названия произведения А.Дюма? (Граф)

— Расшифруйте название технического изобретения, сделанного в 19веке. (телеграф).

Викторина

Как называется эпоха, о которой говорили на уроке? (Новое время)

— Сколько она длилась? (400лет)

— Какую эпоху историки называют Новым временем? (16-19века)

— Назовите знаменитых людей Нового времени.

— Какое открытие сделал Колумб?

— Что доказал своей экспедицией Фернан Малеллан? (Земля имеет форму шара)

— Беллинсгаузен и Лазарев какой след оставили в истории? (Антарктиду)

— Какие технические изобретения были сделаны в 19веке?

Работа с СД (просмотр презентации)

  1. Подведение итогов

— Почему Новое время так назвали?

— Какими достижениями эпохи Нового времени мы пользуемся по сей день?

— Какое представление у вас сложилось об эпохе Нового времени? Интересные сведения об этой эпохе вы можете найти из Энциклопедий.

9. Дом. задание: с.22-27, стр.9-10 № 1,3,6 (р.т.)

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Обработка деталей с кокетками"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: