Конспект урока на тему «Как осваивали и изучали территорию России»


Тема : Как осваивали и изучали территорию России.

Цель: Познакомить учащихся с историей освоения и изучения территории России.

задачи : 

— создать условия для изучения вклада русских путешественников и ученых в освоение и изучение нашей Родины.

— развивать умение работать с картами атласа, учебным текстом, при заполнении таблицы.

— развивать словесную речь учащихся, умение строить логические высказывания, корригировать произношение.

— воспитывать чувство гордости за великих людей России.

Оборудование : презентация, Физическая карта России, портреты путешественников, справочники.

Словарь: географические открытия, исследования, поморы,

Ход урока

 

I.    Организационный момент

II. Речевой момент: дежурные звуки к-г

ка-га карта – гора

ека – ега река – снега

кря – гря кряж — грязь

Горная цепь Уральских гор образует водораздел между реками , текущими на Русскую и …-…. Равнины.

— Какую изучаем географию?

— Какую тему изучили?

Проверка домашнего задания. Тест по теме «Часовые пояса России»

1. Россия расположена:

         а) в 11-и часовых поясах;

         б) в 10-и часовых поясах;

         в) в 12-и часовых поясах;

         г) в 24-х часовых поясах.

2. Линия перемены дат проходят в проливе:

         а) Беринговом;

         б) Кунаширском;

         в) Карские Ворота.

3. Какого числа жителю Чукотки надо вылететь на Аляску, чтобы оказаться там 8-го июня?

         а) 9-го июня;

         б) 8-го июня;

         в) 7-го июня.

4. Мы живем в 2015 году 20-го мая по времени:

         а) по поясному;

         б) по поясному и декретному;

         в) по поясному, декретному и летнему.

5. Если переехать из 3-го часового пояса в 10-й часовой пояс, то надо часы перевести на:

         а) на 7 часов назад;

         б) на 7 часов вперед;

         в) на 13 часов вперед.

 

6. Где начинаются новые сутки:

         а) на 0º меридиане;

         б) на северном полярном круге;

         в) на 180º меридиане;

         г) на экваторе.

7. Время данного меридиана называют:

         а) местным;

         б) поясным;

         в) декретным;

         г) летним.

Ответы: 1 — б; 2 — а; 3 — а; 4 — в; 5 — б; 6 — в; 7 — а

 III. Изучение новой темы

  1. Целевая установка

  2. Работа по освоению нового материала:

Задание: Опираясь на текст учебника (§ 4), карты атласа, рис.8 стр.25, составить систематизирующую таблицу «Этапы освоения территории России». В конечном виде она может иметь вид:

Этап

Освоенная территория

Известные географические объекты

1

2

3

XI — XV вв.

Путешествия новгородцев и поморов: весь Европейский Север — от Кольского полуострова до бассейна Печоры, частично Зауралье

Студёное море (Северный Ледовитый океан), Мурманский берег, Терский берег, Корельский берег, страна Коми, реки Печора и Вычегда

XV — XVI вв.

Походы московских воевод в Западную Сибирь: самая высокая часть Урала, истинное направление Уральских гор (с севера на юг), Иртыш, низовья Оби. Походы поморов: Карское море, устья Оби и Таза, основание Манга- зеи, доплыли до Новой Земли и Шпицбергена. Походы казаков на восток: Западная Сибирь, Иртыш, Южная Сибирь

Сибирь, Уральские горы, Иртыш, Обь.

Проливы Югорский Шар, Карские Ворота, Карское море, Обь, Таз, Мангазея, Новая Земля, Шпицберген

Конец XVI — начало XVII в.

Экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток: реки Лена, Хатанга, Колыма и др., все южное побережье моря Лаптевых, озеро Байкал, остров Ольхой на Байкале, основание Иркутска. Экспедиция И. Моск- витина: тихоокеанское побережье Азии, Охотское море, бассейн Лены, Амур.

Экспедиция С. Дежнева: от устья Колымы через Берингов пролив в Тихий океан

Лена, Хатанга, Колыма, море Лаптевых, оз. Байкал, о-в Ольхон, Иркутск.

Охотское море, Лена, Амур

Середина

xvii-xvnie

Экспедиция В. Атласо- ва: Камчатка.

Первая и Вторая Камчатские экспедиции под руководством В. Беринга: открытие пролива между Азией и Америкой, исследовано побережье Камчатки, Командорские острова.

Великая Северная экспедиция: материковое побережье Карского моря и моря Лаптевых, очертания полуостровов Таймыр и Ямал, нижнее течение всех крупных рек бассейна Северного Ледовитого океана к востоку от Печоры до Колымы.

Арктические экспедиции: Новосибирские острова, новая Земля, Алеутские острова, Аляска

Камчатка.

Командорские острова, Берингов пролив.

Море Лаптевых, полуострова Таймыр, Ямал.

Новосибирские острова, Новая Земля, Алеутские острова, Аляска

XIX — XX вв

Экспедиция Н. Пржевальского: Уссурийский край. Арктические экспедиции: Северная Земля, остров Жохова, острова Арктического Института и др.

Остров Жохова, Северная Земля: острова Октябрьской Революции, Пионер, Комсомолец, Большевик, острова Арктического Института и др.

— При заполнении таблицы можно использовать дополнительные материалы, которые могут помочь учащимся и вызвать у них интерес к истории географических открытий на территории России. 

IV.Закрепление материала.**

1)   Какие русские города были заложены в Сибири и когда это произошло?

2)   По карте установите, кто из русских землепроходцев исследовал побережье Северного Ледовитого океана?

3)   По карте установите, кто изучал побережье Тихого океана?

4)   Когда начались и с чем были связаны походы русских в Сибирь?

5)   Изучите пути продвижения Семена Дежнёва, Ерофея Хабарова, Владимира Атласова. Какова их роль в освоении Сибири и Дальнего Востока.

6)   Опишите экспедиции русских исследователей Северной Америки и Алеутских островов.

7)   Кто изучал внутренние части Сибири в XVIIIXIX вв?

Закрепление.*Географический диктант

— Побережье какого моря освоили Новгородцы – поморы? (Баренцево).

— Ради чего плавали поморы в Мангазею? (за пушниной).

— Кто разведал путь в Сибирь? (Ермак).

— Кто открыл озеро Байкал ? (К.Иванов)

— К какому морю вышел Иван Москвитин? (Охотское море).

— В чем заслуга С. Дежнева? (открытие прохода из Ледовитого океана в Тихий).

— Он в 1696 г. совершил поход на Камчатку (В. Атласов).

— В честь каких братьев названо море? (Лаптевых).

— Он изучал Уссурийский край (Пржевальский).

— Моряк родом из Дании, ставший известным путешественником в России, возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одной из них. Его имя трижды запечатлено на карте России (Беринг).

— Русский полярный мореплаватель участник Великой Северной экспедиции, достигший северной точки Азии (Челюскин).

V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 4, используя карту в атласе «Географические исследования в XVIII — начале XX века» (с. 34-36), опишите «Русскую полярную экспедицию» под руководством Э. Толя.**

—  описать путь одного из путешественников.*

 

 

Свежие документы:  Технологическая карта по Информатике "Построение таблиц истинности для логических выражений" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: