Конспект урока по истории для 6 класса по теме «: Борьба Руси с врагами на северо-западе»













Конспект урока по истории для 6 класса.

По теме: Борьба Руси с врагами на северо-западе.

Составлен Учителем 1 квалификационной категории МОУ «Тюбукская СОШ№3» Хасановой Р.З., Каслинский район, Челябинская область.
















Аннотация

Представлен конспект урока по истории на тему «Борьба Руси с врагами на северо-западе».Урок проводится в 6 классе общеобразовательной школе.


























Эпиграф: «И обратились враги в бегство, и убивали их, гоняясь за ними как по воздуху , и некуда было им бежать…»


Отрывок из летописиXV века


Сахаров А.Н. История России «Просвещение»

Тема: Борьба Руси с врагами на северо-западе.

Цель: формирование патриотического сознания и гражданской позиции через приобщение учащихся к историческим событиям России;

Задачи: воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину , морально- нравственных качеств личности учащихся, свойственных достойному гражданину Отечества

Формирование у учеников представления о судьбоносном для Руси отпоре немецкой и шведской агрессии на северо- западе.

Содействовать детям в развитии умения находить и выделять главное, применять ранее полученные знания для изучения нового материала , умения давать оценку историческим событиям и историческим деятелям , навыка самостоятельной работы с документами , текстом учебника, исторической картой, схемой .


Комбинированный урок

Тип урока- урок сообщения нового учебного материала

Оборудование урока: учебник « История России» для 6 класса ( автор- А.Н.Сахаров ),настенная карта «Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII в.»,ЦОР «История России с древнейших времён»(картина П.Д.Корина « Александр Невский»,схема « Невской битвы», анимация «Ледового побоища», видео –отрывок из худ. фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский»),детские рисунки с изображением монгольского воина, пахаря, рыцаря, иллюстрация с изображ. ордена «Александра Невского».

Этапы урока:

  1. Организационный. Приветствие, мотивация.

  2. Проверка дом.зад.

  3. Актуализация знаний: подготовка и мотивация к основному этапу.

  4. Усвоение новых знаний.

  5. Первичная проверка понимания.

  6. Закрепление знаний и способов действий.

  7. Обобщение и систематизация знаний.

  8. Инструктаж по выполнению дом.зад.

  9. Подведение итогов урока

  10. Рефлексия.

План изучения нового :

1.Натиск с запада.

2.Новгородский князь – Александр Ярославич.

3.Невская битва.

4. Ледовое побоище.

Ход урока:


  1. Добрый день! На сегодняшнем занятии мы как всегда узнаем много интересного и полезного. Для тех, кто желает проверить свои знания, приобретённые на предыдущем уроке, есть из чего выбрать, пожалуйста :

II-III.1Задание.. 4 уч-ся выписывают на доску термины, даты, персоналии по пред.темам

2.3 уч-ся «оживляют карту»-прикрепляют значки (два скрещ.меча чёрного цвета.

Вопрос-Вы догадались ,почему значки такого цвета?И почему мечи? Ответ: прикрепить на карте к городам, которые были разорены монголо-татарами.

3. «Приведи в соответствие» Даты и события.1211г.,1223г.,1240,1242г,

4.Беседа:

-Кто такие монголо-татары? Почему они напали на русские земли?Какие это земли?

-Почему по вашему мнению, несмотря на героическое сопротивление народов монголо- татары захватывали всё новые и новые земли?Причины успеха?

Выслушиваем ответы ,обобщаем,подводим итоги проверки знаний.Оценки за дом.зад. по рекоменд.детей.

Заключение: вXIII веке, врагом, ослабившим внутреннее и внешнее положение Руси , были- монголо-татары.

IV.Мотивация. Новая тема.

Давайте представим Русь в образе пахаря (в центр карты прикреп. аппликацию),аппликации ребята нарисовали ваши одноклассницы ( называю имена) по опережающему заданию. Он стоит отняв руки от сохи,смотрит в даль , взгляд его очень тревожен.Два всадника с вотока и запада устремились на него. С одним мы уже знакомы (аппликация) Опишите его.Ответ: он на приземистой лошаде, со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком, другой в железных латах и с пикой в руках. Первый-это монгольский воин,а второй- рыцарь-крестоносец, (актуализация знаний из истории средних веков) С восточным врагом мы уже знакомы, значит нам предстоит узнать о героической борьбе с врагами-где? Ответ: на северо-западе. Запись темы, даты в тетрадь. Вы наверное уже прочли эпиграф к уроку,очём он вам «говорит»?Правильно! Конечно о победе над противником.Каков будет наш дальнейший шаг? Ответ:Как это происходило,благодаря чему,удалось одержать победу и защитить своё государство.Задание: откройте карту стр.114 –Какие земли находились на сев.-зап.?Подвергались ли они разорению со стороны монголо-татар? Ответ: нет.Это Новгородская земля.

Предлагаю поработать в группах. Время по мере готовности. Задания.

!.группа . Внимательно изучают легенду карты. Кто ещё ,кроме монголов осущест.захват.походы на Русь? Ответ: немецкие феодалы, шведские и датские.Соседей Руси находят и показывают на настенной карте –Ливонский орден,

Тевтонский орден

2.группа.Учебник стр.118-119 и карточки-справки Что вы знаете о рыцарских орденах? Ответы.

3.группа.Задайте вопросы к тексту учебника стр.119.Ответы станут своеобразным планом-характеристикой князя, возглавившего оборону.

Экран Картина П.Д.Корина «А.Невский»

1.Князь новгородский.

2.Род.в 1221г.

3. Принимал участие в походах отца 1234г.

4.В 13 лет битва г.Юрьев.опыт запомнил.

5.Дальновидный, умный гос.деятель.

4. Было дано опережающее задание приготовить небольшое сообшение о А.Невском. Слушаем.Александр рано научился читать и писать , знал русские летописи и переводы византийских хроник с описанием походов А.Македонского и др. полководцев. С малых лет познакомился с Русской правдой .Присутствовал на заседаниях боярского совета и княжеского суда, постигая азы управления страной .Бывая с отцом в Новгороде , присматривался к боярскому и купеческому правлению, наблюдал за деятельностью веча, изучал работу торгового суда.В 16 лет стал новгородским князем.В20 лет одержал победу в битве со шведами в устье р. Невы.Хан Батый сказал о нём: «Всё, что мне говорили о нём, всё правда: нет подобного этому князю».

Подводится итог работы в группах , самые активные получают жетоны и те дети , которые в основном молчал тоже получают с пожеланиями начать работать.

V.Всем раздаю карточки с источником(отрывок из «Жития А.Невского» о подвигах русских воинов) и карточки с именами :Гаврило Олексич, Сбыслав Якунович, Яков, Меша, Сава,Ратмир. Экран Схема Невской битвы.

Зачитываю вслух как началась, проходила ,чем закончилась, а уч-ся составляют карточки с именами по возрастающей на своих партах и подписывают по памяти кратко, что каждый герой совершил, сколько смогут. Запись в тетрадь даты 15 июля 1240г.

Подумайте . Невская битва не принадлежит к числу крупных сражений, но ей придаётся очень большое значение. Почему?

Рассказ учителя (краткий) об отношениях с боярской думой.


Экран .Анимация Ледового побоища.

Вопрос перед просмотром : как проявилось боевое искусство А.Н.

Видео кадры из фильма «А.Невский»

Подводим итоги.

Вопросы:

Какие цели преследовали завоеватели?

Каково историческое значение битвы на Чудском озере?

Оценки за работу на уроке

Экран Орден « А.Невского»

Были ли в истории России такие тревожные и грозные годы? Наз. годы ВОВ

Говорю об Ордене, его статусе.

Д/з ПРОЧ.Параграф№15,выполнить. люб творч. работу и выучить даты.По желанию ответить на воп.зад.стр.123

Оценки за работу на уроке


Рефлексия -Что вам больше всего понравилось на уроке и запомнилось? Понравились ли герои? Захотелось ли вам побольше узнать о героических страницах истории нашей Родины?

Спасибо, вы – молодцы!!!



Свежие документы:  Конспект урока истории в 5 классе "В гаванях афинского порта Пирей"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: