Конспект урока по истории «Древнейшие цивилизации Индии и Китая» 5 класс




МБОУ «Чувашско – Бродская СОШ» Алькеевского МР РТ











РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

В 5 КЛАССЕ ПО ИСТОРИИ




ТЕМА:



«Древнейшие цивилизации Индии и Китая»









Учитель истории и обществознания

Низамова М.Х.









2014-2015 уч.год





Курс: История Древнего мира

Класс: 5

Урок № 18

Дата: 29.10.2014

Тема: Древнейшие цивилизации Индии и Китая.


Цель урока:

Создавать условия для:

— открытия учащимися новых знаний по теме «Древнейшие цивилизации Индия и Китая» с выявлением причинно-следственных связей между особенностями природных условий и уровнем развития занятий, культуры, верований жителей этих стран

— развитие познавательного интереса, умения работать с историческими документами, воспитывать уважение к историческому прошлому стран мира.

Задачи урока:

1.Познакомить учащихся с древнейшими цивилизациями Индии и Китая: географическим положением этих стран, основными занятиями жителей, свидетельствами о развитии культуры и формировании государств.

2.Формировать у учащихся умения использовать полученные знания.

3.Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.

4.Обеспечить соответствующий уровень развития учащихся: способности к анализу, наблюдательности, внимания, памяти речи, творческого мышления.

Оборудование: политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай», учебник, тетрадь, исторический документ.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Хорошо! Тогда начинаем наш урок.

1 мин

  1. Проверка домашнего задания 5 -6 мин

Фронтальный опрос:

— О каком государстве мы говорили на прошлом уроке? (Междуречье)

( Работа с картой).

Какие города Междуречье были самыми крупными ? (Ур, Урук.)

На какие группы делилось население ? (Рабы, ремесленники и земледельцы.)

Какие металлы обрабатывали жители Междуречье? (Золото, серебро.)

Что умели делать жители этой страны? (Обрабатывать землю, разводить сады, строить дома и плотины, шить одежду, изготовлять орудия труда, обрабатывать кожу, торговать.)

Кем был Хаммурапи? (Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 г. до н. э.)

Чем прославился Хаммурапи? (он издавал первые законы)

— А кто скажет, что такое законы?

— Какие вы законы знаете?

— Существует ли сейчас Междуречье?

— А какие государства существует сегодня на этой территории?

— Давайте найдем эту страну на политической карте мира.

— Какие реки протекали на территории Междуречья?

— Находим реки Тигр и Евфрат, какая страна находится на этой территории?

— Правильно это страна – Ирак. Вы слышали об этом государстве?

3. Переход к изучению нового материала.

-Какой раздел мы с вами изучаем? (Древний Восток)

— Какие страны Древнего Востока мы уже изучили?

Учитель: Правильно, ребята! Мы изучили цивилизации Древнего Египта и Междуречья.

Посмотрите на карту. Какие государства мы будем сегодня изучать?

Это древнейшие государства, возникшие на территории Индии и Китая.

4.Изучение нового материала. 20 мин

Учитель сообщает тему урока. Запись в тетрадях.

Тема: Древнейшие цивилизации Индии и Китая.

— А вы знакомы этими государствами?

— А что вы знаете об Индии?

— Что знаете о Китае?

— А кто покажет на карте эти государства?

— А сегодня существует эти государства?

— Правильно, ребята эти государства сохранились до сегодняшнего дня.

-Древнейшие цивилизации появились в Египте, Междуречье, Индии и Китае, там, где протекают крупные реки.

— На этом уроке мы должны найти ответ на вопрос:

— Почему древние государства Индии и Китая считаются цивилизованными?

На этот вопрос мы ответим в конце нашего урока.

Чтобы ответить на этот вопрос мы должны знать особенности местоположения и природы, занятия жителей этих государств.

  1. Работа в группах. (2 группы)

  1. Группы получают задание.

  2. Прочитайте текст, обсудите ответы на вопросы

  3. Выяснить местоположение и природу Древней Индии.

Ответить на вопросы:

— На каком полуострове находится Индия?

— Как Индия отделена от других государств северной части ?

— Покажите на карте горы Гималаи

— Назовите две реки, протекающие по ее территории.

— Какой металл индейцы добывали и что из него изготавливали?

-Что выращивали индейцы?

— Какой город был самым крупнейшим городом в Индии? (Мохенджо-Даро)

3. Сообщение учащегося. Хараппская цивилизация — древнейшая в Индии.

Вопрос к классу.

— Почему цивилизация получила название Хараппской? (первым был изучен город возле селения Хараппы.)

— Какие дома строили индейцы?

— Встречали ли мы такие города в Древнем Египте и Междуречье?

(Запись в тетрадях.) Вот эти раскопки позволили установить, что древнейшая в Индии цивилизация существовала в 25 — 18 веках до.н.э.

Делаем итог.

Физкультминутка. (если ответ правильный — встаем) (1-2 мин)

  1. Фараон — правитель Египта. +

  2. Хаммурапи правил 1792-1750 годах +

  3. Письменность в Египте- это клинопись –

  4. Зиккурат – храм – башня в виде ступенчатый пирамиды+

  5. Тигр и Евфрат это реки Египта-

  6. Гималаи находится на севере Индии+

  7. Мемфис это столица Древнего Египта+

  8. Рельеф – выпуклое изображение, высеченное на камне+

  9. Шамаш – бог солнце и правосудие в Междуречье +

  10. Мохенджо-Даро самый красивый город Междуречье —

  1. Работа в группах. Выяснить местоположение и природу Древнего Китая.

Прочитайте текст, обсудите ответы на вопросы

— На какой равнине находится Китай?

— Какие реки протекают в Китае?

— Какую реку и почему китайцы называют «блуждающая», «горе Китая»

— Чем занимались древние китайцы? Что было хорошо развито в Китае?

— Когда появилась первое государство в Китае?

Делаем итог. Первые поселения в Индии и Китае появились в долинах рек.

Основными занятиями жителей были земледелие, скотоводство, ремесло.

Запись в тетрадях. Первое государство на территории Китая возникло в 18 веке. до.н.э

5. Работа с учебником. Стр. 65. Миф о великом Юе. (5 мин)

Анализ документа.

— Что в китайском мифе о потопе совпадает с мифом шумеров? Сравните главных героев этих мифов во время наводнения.

Теперь вернемся к вопросу, поставленному в начале урока:

— Почему Древнюю Индию и Китай считают цивилизованными государствами?

(Появление земледелия, появление государств, появления городов, появление письменности приводит к цивилизацию.)

Слайд. Соврем. Индия. и Китай (2 мин)

  1. Закрепление изученного.

Тест на слайде. 5 мин

Взаимопроверка.

Рефлексия. 2 мин.

— Что вы нового узнали сегодня на уроке? Было ли вам интересно узнать об этом?

7. Домашнее задание. Инструктаж д/.з. Стр. 66. Вопросы и задания к главе 3. воп.2 –письменно. Сообщение на тему «Пирамиды Египта»*. Выставление оценок.

Итог урока (2 мин)





Свежие документы:  Технологическая карта урока истории "Перестройка" 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: