Конспект урока по истории «Гражданская война» 9 класс


Урок № 26.

История России XX в.9 класс.

Тема урока: Гражданская война.

Урок разработала учитель истории

санаторной школы-интерната №18 г. Таганрога

Тюпалова Татьяна Анатольевна

Эпиграф урока: “Будет такое время на Руси, когда ангелы не будут успевать принимать души умирающих”.

С. Соровский.

Цель урока: в результате исследования источников из интернета сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа.

Задачи урока:

  1. Учащиеся должны уяснить сложность исторического подхода к изучению событий и необходимости отказа от идеологизированности в оценке причин и событий гражданской войны.

  2. Этапы гражданской войны, общая картина боевых действий.

  3. Опираясь на источники, учащиеся должны дать оценку красному и белому террору.

  4. Учащиеся должны сделать вывод по уроку на основе творческих работ, выполненных к уроку по предварительному заданию.

Метод: «вебквест».

Оборудование урока:

  1. компьютеры с выходом в интернет;

  2. технологическая карта урока;

  3. Материалы и документы из мультимедиа учебника часть 2 «История России XX в.».

  4. Учебникк А. А. Левандовского «История России XX».

Ход урока.

Учитель: «Ребята, сегодня на уроке мы должны будем проделать сложную и ответственную работу: используя информацию из различных источников интернет-сайтов выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории-гражданскую войну. Именно собственную, потому, что она может идти вразрез с тем, что возобладало в средствах информации последних лет. Я думаю, нам будет под силу эта задача.

Работа в тетрадях: тема урока, домашнее задание.

I часть: создание III-х творческих лабораторий

1.Историки-исследователи белого движения.

2.Историки-исследователи красного движения.

3.Социологи-исследователи интересов крестьянства.

4. Аналитики



Учитель: «Летом1918 года началась гражданская война. В отличие от обычных войн она не имеет четких границ, ни временных, ни пространственных. Трудно установить определенную дату ее начала, провести линию фронта. В. И. Ленин в своих выступлениях гражданскую войну ограничивал 1918-1920 гг. Но суть не в определении ее сроков, а в ее трагизме для миллионов человеческих судеб.

Как правая и левая рука

Твоя душа моей душе близка,

Мы смежены блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь прошел, и пропасть пролегла

От правого до левого крыла.

М.Цветаева

Ученик: /Информация о периодизации гражданской войны/

Учитель: «Термин гражданская война?»

Ученик: «…………»

Учитель: «Термин интервенция»

Ученик: «………….»

II Часть. Учитель: каждая группа получила перечень сайтов и ссылок в интернете по заданной теме. Переходим к анализу источников. Нужно установить социальный состав, цели, программы белого движения и красного движения. Определить методы и формы борьбы. Выявить основные причины выбора крестьянами

Идет работа с документами (учащиеся подключаются к интернету):

I группа.

  1. Социальный состав белых?

  2. Цели белого движения?

  3. Методы борьбы белого движения?



II группа.

  1. Цели красных?

  2. Социальный состав красных?

  3. Метод борьбы красного движения?

М. Шолохов эпизод убийства казаков (приводят литературный пример)

III группа.

  1. Почему крестьяне поддержали красное движение, предопределив будущее нашей страны?

Вывод: Если к середине 1919 года власть большевиков была свергнута на 80% территории, то к концу 1920 года Красная Армия фактически одерживает победу и вновь восстанавливается советская власть.

Учитель: «Какая же сила предопределила исход гражданской войны?»

Учащиеся: «Крестьяне»

Учитель: «Почему крестьяне встали на сторону Советской власти? Что повлияло на это решение?»

Ученик: «………..»

Мультимедиа книга.

III Часть. Учитель: «Окончание гражданской войны. С первой мировой войны стартовал марафон десятилетий уничтожения и распыления по миру российской интеллигенции. Этот процесс продолжился и в гражданскую войну. Первым канул в лету культурный исторический пласт – русские офицеры. Немногие выжившие из них, недоотравленные ядами, недоразорванные фугасами, недовешенные, недораспятые революционными солдатами, ушли в безвестие. И даже само слово офицер официально не употреблялось до 1943 года.»

Мультимедиа учебник. Фрагмент фильма «Окончание гражданской войны».

Свежие документы:  Тест "Революции XVI-XVII вв" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: