Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 113 (МАОУ СОШ № 113)
г. Челябинска
ОГРН 102740270022
454010, г. Челябинск, ул. Агалакова, 19
Тел. 256-18-31
E—mail: mou113@mail.ru
Русь и Золотая Орда.
(Урок истории, 6 класс)
Подготовила:
Пьянзина Т.В., учитель истории
высшей категории
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: комбинированный.
Цели:
1.Определение особенностей взаимодействия и взаимовлияния Руси и Золотой Орды.
2. Развитие аналитических способностей учащихся.
3. Воспитание коммуникативной культуры.
Задачи:
1.Дать характеристику Золотой Орды как государственного образования.
2.Определить особенности взаимоотношений Руси и Золотой Орды.
3.Оценить различные точки зрения историков на период монголо-татарского ига.
Технология: развивающая, информационная, личностно ориентированная.
Оборудование:
— учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. С древнейших времен до конца XVI в. 6 класс. — М.: Просвещение, 2013;
-учебная карта «Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.»;
— дополнительный материал: «Исторические источники»;
— мультимедийное оборудование, Интернет.
Ход урока.
Эпиграф: «…растерзанная и издыхающая Россия».
А.С.Пушкин
2 .Изучение нового материала
План изучения нового материала.
Золотая Орда и особенности ее государственного устройства.
Особенности взаимоотношений Руси и Золотой Орды.
Русские князья и Золотая Орда.
Взаимовлияние Руси и Золотой Орды.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания | |||
| Сообщение темы урока, постановка цели урока, сообщение плана урока.
Беседа: -Назовите хронологические рамки этого периода? — Кто повинен в таком состоянии Руси? — Почему это стало возможным? — Приведите примеры ослабления военной силы Руси феодальной раздробленностью.
| Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Учащиеся отвечают на вопросы у карты. |
| ||
|
| ||||
II Изучение нового материала | Учитель предлагает работу по карточке у доски: Карточка: « Географическое расположение Золотой Орды»
Учитель дает пояснения по вопросу, привлекая учащихся к комментированию учебного материала.
Просмотр видеофрагмента: «Экскурсия в Сарай-Бату». (https://www.youtube.com/watch?v=jTaOdzAeFfU) Учитель задает вопросы по видеофрагменту: на приведение аргументов о могуществе и процветании государства; об исторических источниках, раскрывающих факты политической, военной и экономической истории Золотой Орды. | Учащиеся работают у карты: — определяют стороны света, — географические объекты, — расположение государства.
Учащиеся по ходу объяснения дают определения понятиям, используемых учителем: — нойон — темник — тысячник — сотник; показывают по карте: Египет, Среднюю Азию, Кавказ, Крым, Волжскую Булгарию, Западную Европу, Индию.
Учащиеся отвечают на вопросы по видеофрагменту.
| Межпредметные связи (география)
Словарная работа
Интернет-ресурс | ||
|
| ||||
| Учитель объясняет новый материал, оформляя на доске схему: | Учащиеся заносят в схему пиктограммы. |
| ||
| Власть военная политическая экономическая
| Опорная схема.
| |||
| Учитель поясняет: Политическая власть (зависимость): выражается в контроле над наследованием власти в княжествах, выдаче ярлыков на княжеские владения.
Задание: прочитать отрывок из Суздальской летописи и ответить на вопрос: «Можно ли считать это событие окончательным подчинением Руси Золотой Ордой?».
Учитель поясняет: Экономическая власть (зависимость): выражается в установлении дани для покоренных русских земель – ордынского выхода.
1257-59 гг. – перепись населения, которую осуществляли численники.
Задание: прочитать отрывок из Суздальской летописи и ответить на вопрос: «Кто на Руси освобождался от уплаты дани?».
Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию картины С. Иванова «Баскаки».
Задание: используя текст учебника, определить функции, выполняемые баскаками.
Задание: прочитать отрывок из Лаврентьевской летописи о бесерменах и ответить на вопрос: «Почему монголо-татары не стали возвращать сборщиков дани на Русь?» Учитель поясняет: Военная власть (зависимость): выражается в обязанности поставлять воинов в ордынские войска. Совместные военные действия проводились в Венгрии, Польше, на Северном Кавказе, в Византии и Южном Китае.
| Учащиеся зачитывают определение понятия «ярлык» в словаре (учебник, с.121)
Учащиеся зачитывают отрывок («Исторический источник №1), отвечают на вопрос, аргументируя свой ответ.
Учащиеся зачитывают определение понятия «выход» в словаре (учебник, с.121).
Учащиеся зачитывают отрывок («Исторический источник №2), отвечают на вопрос с опорой на текст.
Учащиеся формулируют ответ, работая с учебным материалом (учебник, с.116).
Учащиеся показывают по карте места совместных военных походов. | Работа с учебником
Исторический источник
Работа с учебником
Исторический источник
Работа с учебником
Работа по карте | ||
| Учитель предлагает внести изменения в схему:
| Учащиеся выполняют первое задание, используя понятия «ярлык», «вассалитет», «выход»; второе задание – понятием «владычество». Заносят схему в тетрадь. | Логическое задание
| ||
|
Владычество военное политическое экономическое
ярлык выход
вассалитеттет |
| |||
| Учитель: Завоеватели нарушали права человека на жизнь, свободу, собственность.
| Учащиеся подтверждают это примерами, приводят аргументы. | Межпредметные связи (обществознание) | ||
|
|
| |||
| Учитель говорит о двух линиях в позиции русских князей: 1- открытое вооруженное сопротивление; 2- поддержание мирных отношений. Учитель предлагает учащимся зачитать отрывок из Лаврентьевской летописи и ответить на вопрос: «Какая из политических линий позволила добиться таких результатов?». | Учащиеся зачитывают текст учебника (с.118) о позиции Даниила Галицкого, комментируя прочитанное.
Учащиеся зачитывают отрывок и отвечают на вопрос. | Работа с учебником
| ||
|
|
| |||
| Учитель приводит примеры взаимовлияния Руси и Золотой Орды в области культуры, избегая самого термина «культура». Учащиеся получают задание на обобщение материала и внесение дополнения в схему. | Учащиеся выполняют задание, вносят изменения в схему: заменяют позицию «Власть» на «Взаимовлияние», дополняют линию «культурная». | Работа со схемой | ||
|
|
|
Дополнительный материал к уроку: «Русь и Золотая Орда».
География Золотой Орды.
На северо-востоке в состав Орды входил Булгар, на севере граница проходила по русским княжествам. На западе ей принадлежали степи — до берегов Дуная. На юге Орда владела с одной стороны Крымом и его приморскими городами, с другой — Кавказом до Дербента, а также северным Хорезмом с городом Ургенчем. На востоке границы улуса проходили по Иртышу и включали в себя всю Западную Сибирь.
Исторические источники.
Суздальский летописец сообщает (1243 г.), что
«…великыи князь Ярославъ поеха в Татары к Батыеви. Батый же почти Ярослава великого честью, и мужи его, и отпусти и, рек ему: «Ярославе, буди ты старей всем князем в Русском языце. Ярослав же возвратися в свою землю с великою честью».
Суздальский летописец сообщал о переписи очень кратко:
«Приехаша числепици, исщетоша всю землю Суждальскую и Рязаньскую и Мюромьскую и ставиша десятники и сотники и тысячники и темники, и идоша в Орду, только не чтоша игуменов, черньцов, попов, кто зрит на святую богородицу и на владыку».
Лаврентьевская летопись (1262 г.) сообщала так:
«избави бог от лютого томленья бесурьменьскаго люди Ростовьския земля, вложи ярость в сердца крестьяном, не терпяще насилья поганых, и выгнаша из городов из Ростова, из Володимеря, из Суждаля, из Ярославля, откупахуть бо ти окаяньнии бесурмене дани, и от того велику погубу людей творяхуть».
7