Конспект урока по истории «Завоевание Римом Италии»


Уроки 51-52. Завоевание Римом Италии

Цели: обеспечить усвоение учащимися понятия «республика», подвести их к пониманию управления в Римской республике, а также расширить знания учащихся о государстве; продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

УУД. Исследовать по карте и мультимедиаресурсам территории, завоеванные Римом.

Характеризовать Римскую республику и причины ее возникновения.

Выявлять причины побед римского войска, в том числе над Пирром.

Сравнивать устройство Римской республики с греческим полисом.

Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме.

Выделять и называть преимущества легиона по сравнению с фалангой.

Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента.

Сравнивать территориальные приобретения Рима в IIIII вв. до н.э.

Оборудование: карта «Древняя Италия (до середины III в. до н. э.)».

Ход уроков

I. Организационный момент

      1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древнейший Рим»

        1. Подготовка устного ответа по карточке № 39.

КАРТОЧКА № 39

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили жители Древнего Рима?» Для этого вспомни:

  • В честь кого город получил такое название?

  • Какие занятия существовали у древних римлян?

  • Какая система управления у них была?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

В 753 г. до н. э. на холмах левобережья Тибра был основан город Рим. Такое название (согласно легенде) он получил в честь одного из братьев Ромула (Рим — по-латински Рома). Древние римляне занимались земледелием, скотоводством, обработкой железа и ловлей рыбы. В управлении Римом принимали участие только патриции, коренные жители Рима. Высшая власть принадлежала Народному собранию, в которое входили только мужчины — патриции. Оно выбирало царя, правившего пожизненно.

    1. Фронтальная беседа с классом.

  • Где расположена Древняя Италия? (На Аппенинском полуострове.)

  • Чем отличались природные условия Древней Италии от природных условий Древней Греции? (Выпадало больше дождей, Аппенинские горы не очень высокие, поэтому не было такой раздробленности, как в Греции, больше было плодородных земель, пригодных для занятий сельским хозяйством.)

  • Какие племена, жившие на территории Италии, вы знаете? Покажите на карте территории, на которых они жили. (Этруски, латины.)

  • Почему новое устройство управления можно назвать аристократической республикой? (Так как в органах управления ранней республики принимали участие только патриции.)

  1. Устный ответ ученика по карточке № 39

    1. Переход к изучению новой темы

Итак, мы продолжаем изучать историю Древнего Рима. Мы познакомились с природными, географическими условиями этого

государства, с занятиями его жителей. В 509 г. римляне установили новую форму правления, которую назвали республикой.

— Выясним, что такое республика.

IV. Изучение новой темы

План

      1. Возникновение республики.

      2. Нашествие галлов.

      3. Военные победы римлян.

      4. Господство Рима над Италией.

      5. Устройство Римской республики.

На доске: тема урока, новые слова: народные трибуны, консулы, галлы, Юнона, Пирр.

1. Рассказ учителя о республике римлян по схеме.

image15




В управлении Римом первоначально принимали участие только патриции, плебеи (особенно богатые) этим были очень недовольны. Примерно двести лет между ними шла борьба, в результате которой плебеи стали полноправными гражданами Рима. Высшая власть принадлежала Народному собранию. С 509 г. до н. э. в Риме стали выбирать двух консулов, которые поочередно председательствовали в Народном собрании, осуществляли командование и набор в войско. Консулом мог стать как богатый, так и бедный гражданин, но поскольку зарплату за службу им не платили, только богачи из патрициев и плебеев становились консулами.

Плебеям дали право выбирать народных трибунов, которые могли приходить на заседания сената и защищать их интересы. Народные трибуны имели право вызвать к себе для ответа любого человека, включая консула. С учреждением трибуната власть в Риме обрели богатые люди, неважно, плебеи они или патриции.

Заседания сената созывал консул, он же председательствовал на них. Зал заседаний заполняли ряды скамей для сенаторов с широким проходом посреди. Перед скамьями сенаторов стояли кресла из слоновой кости — для консулов. После того как консул сообщал сенату повестку дня заседания, сенаторы высказывались, и консул переходил к голосованию. Сенаторы расходились по обе стороны прохода в зале — на одной стороне собирались сторонники предлагаемого решения, на другой — его противники.

Сенаторы облачались в тогу с пурпурной каймой, носили высокие черные башмаки. Знаком их достоинства был золотой перстень.

Такая система управления в Риме получила название республика (в переводе с латинского — общественное дело). Конечно, Римская республика опиралась на сильную армию.

        1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. 3 .

Выяснить, чем отличалась армия римлян.

        1. Сообщение учащегося о военных победах римлян (можно в объеме учебника). Дополнительный материал есть в конце урока.

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Для проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «афиняне» и «римляне». Одни должны отстаивать преимущества политического устройства Афин, другие — Древнего Рима.

Игра

Учитель на доске чертит таблицу.

Афины

Древний Рим








Ученики, защищая преимущества политического устройства Афин и Древнего Рима, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями/Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:

          1. тип правления;

          2. социальное устройство;

          3. высший орган власти;

          4. исполнительные органы власти;

          5. способ формирования институтов власти.

По мере поступления предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики — переносить ее в тетради. За каждое аргументированное предложение ученик должен получать очко. Ученики), набравший наибольшее количество очков, получает пять.

V. Закрепление изученного материала

а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 66 (с. 49-50).

б) Беседа по вопросам.

  • Что общего было в управлении Афинским государством и Римской республикой? (Власть высшая принадлежала Народному собранию, ежегодно выбирались правители.)

  • Чем отличались системы управления Афинами и Римом? (В Греции чиновникам платили деньги, а в Риме — не платили. В Греции закон мог предложить любой гражданин, а в Риме только тот, кто занимал государственную должность, кроме того, в Риме огромной властью обладал сенат.)

VI. Подведение итогов уроков

Домашнее задание: прочитать § 45-46 подготовить развернутые ответы на вопросы: «Как управлялась Римская республика?», «Как была организована армия римлян?»; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 61 (с. 46), заполните контурную карту «Древняя Италия»; для любознательных: римляне, установив республику, стали принимать много новых законов. У кого они этому научились? (Республиканские законы Рима должны были заменить произвол царей и сената. Большой опыт такого законодательства накопили греки, поэтому римляне направляли послов на учебу в греческие города Южной Италии.)







Литература:

1.А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. М. Просвещение. 2013

2.О.В. Арасланова и К.А. Соловьева.  Поурочные разработки по истории Древнего мира.





Свежие документы:  Классный час в 6 классе «Давно закончилась война»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: