ОНИ ШЛИ НА СМЕРТЬ, НО ОБРЕЛИ БЕССМЕРТИЕ, 9-11 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловская средняя общеобразовательная школа №4

Ростовской области п. Орловского









Конспект внеклассного мероприятия по истории в 9-11 классах,

приуроченного к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.







ОНИ ШЛИ НА СМЕРТЬ, НО ОБРЕЛИ БЕССМЕРТИЕ









Подготовила

учитель истории и обществознания

Алексеенко Ирина Алексеевна











п. Орловский

2015





Цели мероприятия: актуализировать знаний учащихся по истории родного края в период ВОВ; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и военному подвигу народа; воспитание патриотизм на примере подвигов молодого поколения военного времени.

Возрастная аудитория: общающиеся 9-11 классов

Оборудование и материалы: проектор, компьютер, слайдовая презентация, аудиоматериал.

Подготовительный этап:

совместная работа с учащимися по подбору информационных материалов к мероприятию и оформлению презентации;
– подбор мелодий военных лет;
– подготовка показательного выступления.

 Звучит музыка военных лет (фоном). Перед аудиторией появляются ведущие (2 учащихся).
Ведущий 1 Наша память хранит немало героических событий, связанных с освобождением района от фашистских захватчиков. Одна из них — трагическая гибель разведывательно-диверсионной груп­пы «Максим-66». В ночь со 2 на 3 декабря сурового 1942 г. они вступили в неравный последний бой с врагом у железнодорожного полотна вблизи разъезда Куреного.

Ведущий 2 Ценою своих жизней 15 юных патриотов группы «Максим» остановили на сутки движение головного эшелона фашистской дивизии «Викинг», спешившего на выручку окруженной под Ста­линградом армии Паулюса.

Ведущий 1 Шли ожесточенные бои за волжскую твердыню — Сталинг­рад. А в это время в прифронтовой Астрахани в спецшколе 005 ускоренно готовились группы разведчиков для разведывательно-диверсионной работы в тылах немецкого Южного фронта. Холодной ноябрьской ночью шагнули в снежную степь 15 разведчиков.

Ведущие уходят, на сцене появляется чтец №1, под медленную музыку читает стихотворение местного поэта Петра Кухтина «Баллада о пятнадцати»

Обелик у железной дороги,

Клены, ясени стройны и строги.

Ветер стелит листву на гранит,

Памятьнашу тот память хранит.

Шли патнадцать

Их вел Черняховский-

Молодой старшина.

Тишина. Темнота как стена

На заданье послала стана.

Перерезать дорогу врагу,

А врага уложить на снегу.

Шли пятнадцать,побалкам, без строия.

Среди воинов девушек трое.

Из подружек военных одна

Первый раз лишь была влюблена.

Бездорожьем, на северо-запад

На Орловскую шли, на Ельмут.

Только черная, грязная лапа

Не схватила бы засветло тут.

Только темная ночь бынастала

Да взрывчатку Васильев донес,

Да звезда бына счатье блистала,

Да ударил былютый мороз,

Да влюбленная бы не устала…

Тишиина. Темнота как стена.

Их послала на подвиг страна.

И прошли перепутья, преграды.

Наконец перед взорами цель.

Свежие документы:  Конспект урока по ИЗО "Мотив слезы в искусстве" 7 класс

Итревога в сердцах их,и радость

И суровость на каждом лице.

Утомленности-нет предела,

А вокруг – степьда степь, да снега.

Отдохнуть бы часок перед делом,

И достойно бы встретить врага.

Чу! На рельсах опять загудело.

А минута в бою дорога.

-Приготовься, Быковский, Солдатов!

Пусть настигнет расплата врага.

Те пятнадцать за лютое горе

Отомстили врагу как могли.

Народном, на степном косогоре

У врага на пути полегли.

У железной дороги гранит

Нашу память о юных хранит.

Звучит музыка военных лет (фоном). Перед аудиторией снова появляются ведущие (2 учащихся).
Ведущий 1 Местом для диверсии —стала железная до­рога около станции Двойной — ст. Орловской. Дорога не охраняется — не ждут немцы нападения в зимней степи ночью.

Ведущий 2 На задание пошла вся группа. Выдолбили в мерзлой, чугунно-твердой земле железнодорожной насыпи яму, заложили взрывчат­ку, приладили детонатор. Укрылись в ближней, лесополосе.

Ведущий 1 И вот на повороте эшелон — шесть вагонов и плат­форм с техникой. Взрыв. Скрежет. Дым. Щепки шпал.

Ведущий 2 Но, сни­зивший на повороте скорость поезд только поврежден, разбит путь.

Ведущий 1 Не скоро оправились эсэсовцы от растерянности, не сразу поняли, что огонь ведет горстка людей. Но вот ударили по ле­сополосе крупнокалиберные пулеметы бронированного вагона, по­летели немецкие, с длинными ручками гранаты.

Ведущий 2 Все, что произошло дальше, так потрясло оберштурмфюрера СС Петера Ноймана, что он во всех подробностях описал в своем днев­нике последние минуты героев группы «Максим».

На сцену выходит молодой парень и читает слова от лица немецкого офицера.

П. Нойман. Партизаны схватились с немцами врукопашную. Дрались прикладами, а когда у них выхватывали автоматы или вин­товки, пускали в ход ножи. Они дрались и голыми руками, отбива­лись ногами… Но все таки они уже стоят строем перед броневагоном, перед слепящим глазом прожектором. Они окружены со всех сторон огромной, непробиваемой толпой взбешенных фашистов в черных шинелях и черных касках с эсэсовскими эмблемами. Они стоят, обезоруженные, истекающие кровью, стоят, поддерживая друг друга. И каждый знает — настал смертный час…

Я замечаю среди террористов девушек. Форма у них такая, что с первого взгляда не отличишь от мужской. Но зато фигуры у двух из них крупные, как у деревенских девок…

Полуголые русские лежат на снегу. Их худые, израненные тела сотрясает дрожь. Они знают, что их ждет. Младшая лежит лицом вниз, кажется — без сознания. Спина — в больших красных ранах. Ей здорово попало, когда ее брали в плен. Она никак не давалась в руки. Эта фурия едва не вырвала глаз одному унтеру и искусала нескольких эсэсовцев.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Оформление и содержание математического уголка в подготовительной группе»

-Этого явно надо погреть!— говорит Штресслинг.

Мощная струя огня с ревом вырывается из огнемета. Ужас! Сначала русский вскричал жутким, нечеловеческим голосом и стал извиваться, взрывать ногтями снег и землю. Его тело, сгорая, исчезало на глазах.

Последним своим движением русский поднес руку к обуглен­ному лицу, на котором сгорела вся живая плоть. Затем его тело изогнулось, опало, замерло на земле. Он мертв.

В нескольких шагах от сожженного стоят в свете прожектора партизаны, потрясенные этой сценой, только что разы­гравшейся у них на глазах.

Одна из женщин внезапно вскакивает с бешеным криком, как одержимая. Двое эсэсовцев спешат удержать ее. Ее подруги тоже в неистовом порыве набрасываются на них, действуя ногтями, как когтями. Младшую кое-как отрывают от эсэсовца, чье лицо она разодрала…

Пленных пин­ками сваливают обратно на землю.

— Пулеметчики! Кончайте!. Он тут же уходит по направлению к паровозу.

На сцену выходит чтец №2, читает стихотворение Н. Худуковой «Максим-66″

Пулеметная очередь…

И тишина

Только звезды над степью,

немые как вечность.

Проходили часы,

продолжалась война,

Падал снег

на холодные плечи.

Неподвижно лежали

пятнадцать солдат…

Остывали сердца,

переставшие биться.

Зимний ветер им

что-то шептал,

прикасаясь слегка

к побелевшим ресницам.

Нет, над ними

не плакали матери их,

Мертвых губ не касались

губами своими.

Вдалеке от друзей,

вдалеке от родных.

В ту декабрьскую ночь

жизни их оборвались.

Но они не погибли,

в бессмертье ушли,

Встал в степи обелиск,

молчаливый и строгий.

А вокруг тишина,

а вокруг ковыли,

И прожженные солнцем

степные дороги!

И такая бездонная,

мирная синь,

Шепот ветра и алого знамени

всплески.

Поклонись же товарищ,

всем отдавшим жизнь,

За тебя, за меня,

за счастливую песню.

Слез не нужно. Ты видишь

сквозь толщу годов

Молодые глаза и улыбки

«Максима»

Как тревожно гудит

паровозный гудок

Голубого состава,

Идущего мимо.



Звучит музыка военных лет (фоном). Перед аудиторией снова появляются ведущие (2 учащихся).

Ведущий 1 Так, в степи, под Орловской, в ночь на 3 декабря 1942 года эсэсовскими автоматами и пулеметами была расстреляна их юность, расстреляны мечты.

Ведущий 2Ты должен, должен знать, как они, безвестные партизаны, уми­рали в ту декабрьскую ночь, как заживо сожгли, зарезали, рас­стреляли их в сорок втором. Чтобы победило их дело, чтобы жила страна, чтобы жил, чтобы берег мир, чтобы множил славу нашей Родины ты…

Свежие документы:  Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие звери?»

Под меленную музыку выходят 4 человека, одетые в военную форму ВОВ (солдаты), держат в руках зажженые свечи.

Солдат-1 Леонида Матвеевича Черняховского и его группу «Максим» командование объявило без вести пропавшими.

Солдат-2 Комиссар Максимыч — Василий Максимович Быковский — не вернулся к молодой жене Оле и сынишке.

Содат-3 Валя Заикина не окончила десятый класс и не дожила до того времени, когда ее родная Владимировка стала городом Ахтубинском. Навсегда потухли ее озорные, улыбчивые глаза…

Солдат -4 Володя Солдатов, заговоренный от пуль Володя Солдатов, не увидел родного Севастополя, возрожденного из руин.

Солдат- 1 Павел Васильев не поступил в университет.

Солдат — 2 Коля Лунгор так и не стал футболистом команды «Шахтер»,

Солдат-3 Зоя Печенкина…Не сбылись девичьи мечты, не узнала ты материнских радостей, не смогла утешить старость отца с матерью.

Солдат-4 А Володя Анастасиади, всю свою короткую жизнь считавший себя счастливчиком, не стал ни моряком, ни певцом, ни поэтом и не увидел больше любимую Одессу.

Снова выходят ведущие

Ведущий 1 Они погибли совсем юными, пали в начале пути, едва начав жить. За несколько грохочущих секунд фашисты расстреляли бу­дущее пятнадцати человек. Пятнадцати человек, которые могли бы ещё долго жить и сейчас радоваться жизни.

Ведущий 2 Партизаны группы «Максим» ценой своей жизни задержали эшелон с полком СС «Нордланд» не на час и не на два. Полк «Нордланд» выгрузился на станции Котельниково с опозданием на целые сутки.

Ведущий 1 Местные жители РЯБОШАПКА и ПАЩЕНКО весной сорок третьего года похоронили останки разведчиков. Безвестными бы остались имена героев, но большую поиско­вую работу провели писатель Овидий Александрович Горчаков, орловские школь­ники под руководством местных краеведов Г.П. Сердюковой и Г.С Татаренко, нашедших в архивах сведения о разведчиках, рассказывающих о их подвиге. Комсомольцы, молодежь района участвовали в строительстве памятника на 335-м километре — обелиска на месте героической гибели группы «Максим».

Исполняется песня о ВОВ

В конце выходят все участники мероприятия и говорят слова вместе

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…

Это нужно- не мертвым! Это надо- живым!

Слава героям! Слава!

В конце мероприятия показывается документальный фильм о Сталинградской битве, так как подвиг диверсионной группы является частью освобождения этого города-героя.

Использованная литература и материалы

  1. Александровская, Л.П. Истории строки. Исторические очерки Орловского района / Л.П. Александровская.- Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2004.- 704 с.

  2. Горчаков, О. А. «Максим» не выходит на связь.- М.: «Молодая гвардия», 1966.- 288 с.

  3. Кухтин П. Баллада о пятнадцати/ П. Кухтин//Знамя Победы.-1982.- № 104.-С. 3




















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: