РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Историческое краеведение» туристско-краеведческой направленности 7-11 Класс


Управление образования администрации

Белгородского района Белгородской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»





Утверждаю:

Директор МОУ

«Майская гимназия»

__________ А.Н. Манохин

____ от «____» __________ 2012г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Историческое краеведение»

туристско-краеведческой направленности


1 год обучения, 7-11 класс






Афанасенко Валентина Ивановна

педагог дополнительного образования










п. Майский 2012 г.


Рабочая программа «Историческое краеведение» разработана на основании авторской модифицированной образовательной программы дополнительного образования «Историческое краеведение», рассмотренной и утвержденной на заседании педагогического совета от 31 августа 2012 года.

Автор программы: Афанасенко Валентина Ивановна


Программа рассмотрена на заседании педагогического.совета.


от « _31___» __августа_________ 20 12 г., протокол __


Председатель _________ _Манохин А.Н.

(подпись) ( Ф.И.О. )





























Пояснительная записка


Рабочая программа «Историческое краеведение» предназначена для внеурочной деятельности, туристско-краеведческой направленности в 7 — 11 классах общеобразовательных школ, 1 год обучения.

Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.

Данная программа реализуется на основе ученического научного общества «Историческое краеведение».

Цель: пробудить историческое сознание учащихся через формирование ценностного отношения к историческому прошлому своего края, к историческим образам

Задачи:

  1. Формирование личностного подхода к прошлому и настоящему через историю поселка, школы, семьи.

  2. Формирование представлений об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности социально-нравственных ценностей.

  3. Пополнение фондов музея.

  4. Вовлечение обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению родного края.

  5. Развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.


Курс «Историческое краеведение» рассматривается как универсальный, где представлены географические знания, знания по истории, этнографии, экономике, краеведению. Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у обучающихся.

Данный курс представляется актуальным, т. к. направлен на совершенствование организации, содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения. Краеведческая деятельность способствует более глубокому усвоению и пониманию программного материала по ряду предметов, не повторяя школьной программы.

Курс «Историческое краеведение» направлен на воспитание патриотизма и гражданственности, развитие исторического сознания, ядром которого является система ценностных ориентаций современного российского общества.


Методы работы с учащимися.

Реализация данной программы предполагает использование самых различных методических приемов, направленных на формирование и развитие самостоятельного творческого мышления учащихся, раскрытие их интеллектуального потенциала, духовно-нравственное воспитание личности, воспитания патриотизма и любви к своей Малой родине.

Метод беседы. Его сущность заключается в том, чтобы с помощью целенаправленных вопросов побудить учащихся к пониманию уже известных знаний, путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

Практические методы. Это выполнение самостоятельных заданий (индивидуальные и коллективные игровые задания, касающиеся отдельных музейных предметов, самостоятельная поисковая работа и т. д.).

Наглядный метод. Использование наглядных пособий, средств, музейных экспонатов.

Иллюстрация. Показ и восприятие предметов в их символическом изображении с помощью карт, схем, рисунков, репродукций.

Видеометод. использование видеомагнитофона. Компьютера. Это видеозаписи о музеях, об обычаях и традициях края, презентации.

Объяснительно-иллюстративный метод. Позволяет связать теоретические объяснения с личным опытом учащихся. Делает объяснение доступным при наличии иллюстрированной части (например, музейные экспонаты, литературные источники и т.д.)


Виды учебной деятельности:

В процессе работы по программе используются различные виды учебной деятельности.

Основной формой занятий являются лекции и беседы с элементами показа тематических видеосюжетов, презентаций. Запланированы экскурсии в государственные и школьные музеи. Половина занятий отводится на практическую и самостоятельную работу: фондовая работа в школьном музее, чтение и анализ исторических, географических, административных карт России и Белгородской области; проведение мини- исследований по топонимике, геральдике; составление краеведческих эссе и рефератов; подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации;


Формы подведения итогов и реализация программы

«Историческое краеведение»:

Оценка полученных знаний производится после изучения разделов программы. К ней относится:

  • тестирование обучающихся по материалам программы; занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, составление эссе);

  • подготовка и защита учащимися собственных исследовательских работ, краеведческих эссе, проектов, рефератов, презентаций и других творческих работ.



Ожидаемые результаты программы.

В конце первого года обучения по программе «Историческое краеведение» обучающиеся должны владеть знаниями в области краеведения: географии Белгородской области, исторического прошлого края. Уметь составлять родословную своей семьи. Владеть основами экскурсоведения, овладеть навыками работы в архивах, фондах, каталогах, основными туристскими навыками, умением составления презентаций. Владеть основами проведения исследовательской работы, уметь составлять краеведческое эссе.


Результатом исследовательской деятельности является:

  • участие в заседаниях гимназического научного общества ;

  • участие в школьной научно-практической конференции (неделя науки в школе);

  • участие во Всероссийских научно-исследовательских конкурсах: «Первые шаги в науку», «Шаг в будущее», во Всероссийском туристско-краеведческом движении «Отечество», краеведческой олимпиаде и др.

Сроки реализации программы:

Теоретический и практический материал данного курса рассчитан на 144 часа (4 часа в неделю).

В конце первого года обучения по программе «Историческое краеведение» обучающиеся должны владеть знаниями в области краеведения: географии Белгородской области, исторического прошлого края. Уметь составлять родословную своей семьи. Владеть основами экскурсоведения, овладеть навыками для работы в архивах, фондах, каталогах, основными туристскими навыками, умением составления презентаций. Владеть основами проведения исследовательской работы, составлять краеведческое эссе.


Календарно – тематическое планирование

п/п



Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание учебной деятельности

Воспитательная работа

Теоретические занятия

Практические занятия

1


Введение

3

Вводное занятие. Что такое историческое краеведение. Планирование и организация работы НОУ в учебном году (лекция с элементами беседы – 1 час)

1.Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей (1 час)

2.Выбор и обсуждение тем творческих заданий (1 час)


Экскурсия


Раздел 1. Туристско-краеведческие возможности Белгородчины (31 ч.)

2


Административно-территориальное деление

Белгородской области

2


Лекция с элементами беседы (1 час)

Определение местоположения п. Майский, Белгородского р-на на карте Белгородской области и Белгородской области на карте России. (1час)


3


Общегеографическая характеристика Белгородской области. геологическая история рельеф, полезные ископаемые.

5




1.Туристско-краеведческие возможности края. Общегеографическая характеристика Б.О(1,5 час)

2. Геологическая история рельеф, полезные ископаемые(1.5 час.)

1. Виртуальная экскурсия в областной краеведческий музей, раздел «Природа Белгородской области»

(2 час.)





4


Климат

2

Лекция с элементами беседы (1час)

Занятие – практикум (1час)


5


Внутренние воды

2

Лекция с элементами беседы (1час)

Занятие – практикум (1час)


6


Растительный и животный мир

4

Лекция-беседа

Занятие-семинар

(3 час.)

Творческое задание-презентация о растениях и животных Б.О.

7


Памятники природы

2

Занятие – практикум (2час)

Творческое задание — Составить рассказ о природных объектах Б.О.

8


Население области, его национальный состав.

6

Лекция с элементами беседы (2час)

Работа с картами атласа Б.О.

(4 час)



9


Экскурсионно-туристские объекты и маршруты походов.


8

Лекция с элементами беседы (4час)

Презентация творческих заданий уч-ся

(4 час)

Творческое задание-презентация о туристических объектах на территории Б.О.


Раздел 2. История Белгородского края. (54 часа)

10


Историческое прошлое Белгородчины

4



Лекция (далекое прошлое края, Белгородская губерния) -2 час.

1.Экскурсия в школьный музей (1час)

2. Виртуальная экскурсия в Белгородский областной краеведческий музей. (1час)

Экскурсия в школьный музей по экспозиции «Мое родное Белогорье»

11


Символика Белгородской области

6

Лекция с элементами беседы (2 час)

1.Экскурсия в школьный музей «Ознакомление с Белгородской символикой» (1час) 2.Составление герба своей семьи(2 час.) 3.Отрисовка элементов знаковой символики, отраженных в народном костюме Белгородчины.

(1 час)


12


Белгородские топонимы. Формирование географических названий на карте Белгородской области. Факторы, повлиявшие на образование названий.

4

Лекция (2час.)

Семинарское занятие. Подготовка заданий по Белгородским топонимам (2час.)


13


Этническая культура Белгородчины

8

Лекция с элементами беседы (4 час)

Семинарское занятие по обычаям и традициям Белгородчины.

(4час.)


14


Мой поселок

4

Лекция с элементами беседы (2 час)

1.Экскурсия «Достопримечательности п. Майский»(1 час)

2.Семинарское занятие «Мое открытие поселка»(1 час)

Опрос населения: разработка анкеты, правила единой записи, адреса собеседников.

15


Моя гимназия. Ее история и традиции.

4

Лекция с элементами беседы (2 час)

Семинарское занятие (2час.)

Опрос населения: разработка анкеты, правила единой записи, адреса собеседников.

16


Наш край в годы ВОВ


6

Лекция с элементами беседы (2 час)

Семинарское занятие по индивидуальным исследованиям

(4час.)

Мини-исследование «ВОВ в судьбе моей Малой родины»

17


Современное развитие края: х-во, культура, образование.

8

Лекция с элементами беседы (4 час)

Семинарское занятие по индивидуальным заданиям о храмах, музеях и др. культурных объектах Б.О. (4 час.)


18


Славные имена Белгородчины

10

Лекция (2час.)

Семинарское занятие по индивидуальным заданиям (8час.)

Творческое задание — «Наши замечательные земляки»


Раздел 3. Мой дом. Родословие семьи. (18 час.)

19


Генеалогические исследования в краеведении: общие понятия, направления.

2

Лекция с элементами беседы (2 час)


Творческое задание-Сбор материалов для составления генеалогического древа семьи

20


Понятие рода на Руси. Три типа родства: кровное, духовное, свойское. Значение духовного родства в жизни русского человека. Роль крестных родителей. Терминология кровного родства

4

Лекция с элементами беседы (3 час)

1






21


Понятие о родословной.

Виды родословной. Происхождение имен и фамилий.

4

Лекция с элементами беседы (1 час)

3

Работа в домашних условиях с семейными архивами

22


Семейные традиции

4

Лекция с элементами беседы (3 час)

Семинар по теме занятия (1 час)


23


Технология составления генеалогического древа семьи, рода.

2

Лекция с элементами беседы (1 час)

Семинар по теме занятия (1 час)

Знать общие понятия генеалогических исследований; виды родословий; владеть технологией составления генеалогического древа семьи


24


Варианты оформления генеалогических исследований: генеалогическое древо,

2


Составление родословного древа своей семьи.(2 час.)



Уметь найти особую фотографию, по которой можно рассказать об истории своей семьи


Раздел 4. Краеведческий музей и музейное дело. (16 час.)

25


Музей как ведущее учреждение научно-исследовательской и образовательной работы Состав, структура

фондов. Учетная документация. Режим хранения.

2

Лекция с элементами беседы (2 час)


Виртуальная экскурсия по музеям Б.О.


Понятие «музей»

26


Экспозиции школьных музеев.

1

Лекция с элементами беседы (1 час)


Экскурсия по школьному музею.

27


Разнообразие методов, используемых при исследовательской работе. Метод опроса

респондентов. Понятие «респондент».

2

Лекция с элементами беседы (2 час)



28


Социологический метод. Фотофиксация явления или

действия, основы фотографии.

1

Лекция с элементами беседы (1 час)



29


Историко-бытовая экспедиция как метод сбора предметов для музея.

2

Лекция с элементами беседы (1 час)

Поисковая работа (1 час)

Творческое задание по сбору предметов для школьного музея.

30


Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

2

Лекция с элементами беседы (2 час)



31


Темы и объекты экскурсии. Определение цели и выбор темы. Составление маршрута и подготовка текста.

2

Лекция с элементами беседы (1 час)

Практическое задание: Составление маршрута экскурсии

(1час)


32


Работа над содержанием экскурсии.

4


Практическое задание — Работа над содержанием экскурсии.(4час.)



Раздел 5. Организация исследовательской работы по краеведению. (22 часа)

33


Источниковедение как основа исследовательской работы по краеведению: Виды источников по краеведению. Вещественные источники. Археологические памятники (стоянки, селища, городища, погребения).

2

Лекция с элементами беседы (2 час)









34


Картографические материалы: карты, атласы, планы. Особенности исторического картографического материала Белгородчины.

2

Лекция с элементами беседы (1 час)

Работа с картами, атласами, планами.

(1час)


35


Письменные источники. Рукописные памятники: летописи, церковные и светские книги, письма, послания, дневники, записи, литературные и научные труды, документы официальных учреждений и частных лиц.

2

Лекция с элементами беседы (1 час)

Работа с письменными источниками в библиотеке. (1час)


36


Печатные материалы: книги, брошюры, листовки, объявления, местные газеты и журналы.

2

Лекция с элементами беседы (1 час)

Работа с печатными материалами в библиотеке. (1час)


37


Памятные места Белгородчины

2

Лекция с элементами беседы (1 час)

Семинарское занятие (1час)




Устные источники. Устное народное творчество – мифы, сказы, легенды, былины, песни, предания – важные исторические источники.

3

Лекция с элементами беседы (1 час)

Семинарское занятие по данной теме (2час)


38


Историко-краеведческие навыки: Требования к оформлению и написанию рефератов, поисково-исследовательских работ, краеведческих эссе.

1

Лекция с элементами беседы (1 час)



Написание рефератов и эссе



39


Методика историко-краеведческой работы.

1

Лекция с элементами беседы (1 час)



40


Закрепление навыков работы с каталогами, картотекой.

1


Контроль знаний. Тестирование.

(1 час)


41


Исследовательская работа учащихся

как форма изучения края

Выбор темы исследовательской работы как формы научной деятельности. Постановка цели и задач исследования.

1


Практическое занятие «Определение цели и задач собственного исследования.

(1 час)

Мини-исследования

42


Структура научной работы. Методы исследовательской работы.

1

Лекция с элементами беседы (1 час)



43


Работа с письменными источниками в архиве.

Школьный архив. Методические рекомендации.

1

Лекция с элементами беседы (1 час)



44


Библиографические требования к оформлению

научной исследовательской работы.

1

Лекция с элементами беседы (1 час)



45


Презентация как форма подачи исследовательской

работы. Методические рекомендации.

1

Видеопоказ различных презентаций

Практическое занятие «Составления презентации собственного исследования.

(1 час)


46


Подведение итогов учебного года

1


Круглый стол

(1 час)





Итого: 144 часа,



144


68


76




Содержание программы 1 года обучения.


Введение в курс. (3 часа)

Цели, задачи курса. Родной край, методы его изучения. Планирование и организация научного общества в учебном году. Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей.

Раздел 1. Туристско-краеведческие возможности Белгородчины. (31 час)

Общегеографическая характеристика Белгородской области. геологическая история рельеф, полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Растительный и животный мир. Памятники природы. Население области, его национальный состав. Административное деление Белгородской области. Экскурсионно-туристские объекты и маршруты походов.


Практические занятия. Определение местоположения п. Майский, Белгородского р-на на карте Белгородской области и Белгородской области на карте России..


Творческие задания: презентация о растениях и животных Б.О.; составление рассказа о природных объектах Б.О.; презентация о туристических объектах на территории Б.О.


Обучающие должны знать:

границы Белгородской области, административное деление области: название городов и районов; климатические особенности, рельеф и основные полезные ископаемые области; гидрографию; основные виды растительного и животного мира;


Обучающие должны уметь:

определять по карте России местоположение области;

показать на карте границы области, Белгородского района, находить населенные пункты области и показывать общегеографические объекты Белгородской области.

Раздел 2. История Белгородского края. (54 часа)

Историческое прошлое Белгородчины. Символика Белгородской области. Белгородские топонимы. Формирование географических названий на карте Белгородской области.

Этническая культура Белгородчины. Мой поселок. Моя гимназия, ее история и традиции.

Наш край в годы Великой Отечественной войны. Славные имена Белгородчины.


Практические занятия:

Работа с административной картой области. Работа в группах по изучению происхождения названий объектов природы. Составление герба своей семьи. Изучение элементов знаковой символики, отраженных в народном костюме Белгородчины. Мини-исследование «ВОВ в судьбе моей Малой родины»


Творческие задания

Мини-исследование «ВОВ в судьбе моей Малой родины». Наши замечательные земляки


Обучающие должны знать:

основную периодизацию истории Белгородчины; символику Белгородской области, Белгородского района и городов, области. Происхождение топонимов. Историю своего поселка и гимназии. Галерею славных имен Белгородчины.


Обучающие должны уметь:

Определять местоположение п. Майский, Белгородского р-на на карте Белгородской области и Белгородской области на карте России.


Раздел 3. Мой дом. Родословие семьи.(18 часов)

Генеалогические исследования в краеведении: общие понятия, направления. Социально-педагогическое и научно-историческое значение генеалогии. Характеристика основных источников получения генеалогической информации. Понятие рода на Руси. Три типа родства: кровное, духовное, свойское. Значение духовного родства в жизни русского человека. Роль крестных родителей. Терминология кровного родства

Виды родословной: восходящее и нисходящее родословие, мужское нисходящее и мужское восходящее родословие, смешанное родословие. Семейные традиции. Технология составления генеалогического древа семьи, рода.

Варианты оформления генеалогических исследований: генеалогическое древо, родословная таблица (горизонтальная, кругообразная), родословная роспись, родословная карточка. Терминология родства.


Практические занятия.

Составления родословного древа своей семьи.


Творческие задания

Сбор материалов для составления генеалогического древа семьи.


Обучающие должны знать:

Общие понятия генеалогических исследований; виды родословий; владеть технологией составления генеалогического древа семьи


Обучающие должны уметь:

составлять родословную, генеалогическое древо семьи;

готовить сообщения и выступать на заданную тему.

Раздел 4. Краеведческий музей и музейное дело. (16 часов)

Музей как ведущее учреждение научно-исследовательской и образовательной работы Состав, структура фондов. Учетная документация. Режим хранения.

Экспозиции школьных музеев. Принципы построения экспозиции. Экспозиционные материалы. Разнообразие методов, используемых при исследовательской работе. Метод опроса респондентов. Понятие «респондент». Социологический метод. Фотофиксация явления или

действия, основы фотографии. Историко-бытовая экспедиция как метод сбора предметов для музея.

Основы экскурсоведения: Сущность понятия «экскурсия», ее функции и признаки. Особенности рассказа и показа. Темы и объекты экскурсии. Определение цели и выбор темы. Работа над содержанием экскурсии.

Составление маршрута и подготовка текста. Комплектование «портфеля» экскурсовода, основные принципы работы с ним.


Практические занятия.

Составление рассказа по историческому фото. Составление картотеки экскурсионных объектов (улицы, поселка, города).


Творческие задания

Сбор предметов для школьного музея


Обучающие должны знать:

основные признаки экскурсии; основные функции экскурсии; понятия: показ, рассказ, экскурсионный объект.


Обучающие должны уметь:

приводить примеры по каждой из классификационных групп экскурсий; правильно формулировать названия экскурсий; составлять план экскурсии.


Раздел 5. Организация исследовательской работы по краеведению. (22 часа)

Источниковедение как основа исследовательской работы по краеведению: Виды источников по краеведению. Вещественные источники. Археологические памятники (стоянки, селища, городища, погребения). Картографические материалы: карты, атласы, планы.

Особенности исторического картографического материала Белгородчины. Письменные источники. Рукописные памятники: летописи, церковные и светские книги,

письма, послания, дневники, записи, литературные и научные труды, документы официальных учреждений и частных лиц. Печатные материалы: книги, брошюры, листовки, объявления, местные газеты и журналы. Особенности письменных источников Белгородчины.

Памятные места Белгородчины. Устные источники. Устное народное творчество – мифы, сказы, легенды, былины, песни, предания – важные исторические источники.

Историко-краеведческие навыки: Требования к оформлению и написанию рефератов, поисково-исследовательских работ, краеведческих эссе. Методика историко-краеведческой работы.

Работа с литературными, архивными источниками. Отбор литературы, изучение архивов. Закрепление навыков работы с каталогами, картотекой.

Исследовательская работа учащихся как форма изучения края Выбор темы исследовательской работы как формы научной деятельности.

Постановка цели и задач исследования. Структура научной работы. Методы исследовательской работы.

Работа с письменными источниками в архиве. Школьный архив. Методические рекомендации. Библиографические требования к оформлению

научной исследовательской работы. Презентация как форма подачи исследовательской работы. Методические рекомендации.


Практические занятия.

Проведение интервью, знакомство с различными видами источников, создание исследовательских работ и проектов, оформление экспозиций.

Выполнение самостоятельного мини-исследования.

Участие в краеведческих мероприятиях школьного, районного, областного уровня: конкурсах, викторинах, конференциях и т.д. Проведение мероприятий краеведческого характера: встреч, гостиных, устных журналов, вечеров и др.


Обучающие должны знать:

методику проведения исследований; методику проведения интервью; приемы общения с населением.


Обучающие должны уметь:

оформлять исследовательскую работу, проект.


Ожидаемый результат 1-го года обучения

В конце первого года обучения по программе «Историческое краеведение» обучающиеся должны владеть знаниями в области краеведения: географии Белгородской области, исторического прошлого края. Уметь составлять родословную своей семьи. Владеть основами экскурсоведения, овладеть навыками для работы в архивах, фондах, каталогах, основными туристскими навыками, умением составления презентаций. Владеть основами проведения исследовательской работы, составлять краеведческое эссе.


Учебно-методические средства обучения


Формы и методы работы: лекции, беседы, викторины, экскурсии, рассказы, составление эссе, сбор материалов, работа с различными источниками информации., встреча с интересными людьми.

Дидактический материал: при работе по данной образовательной программе используются: краеведческая литература, Интернет-сайты, картографические материалы Белгородской области.

Методическое обеспечение:

Методики диагностики уровня развития личности, обеспечение программы методическими видами продукции (разработки бесед, экскурсий, конкурсов, тестов и т.д.); рекомендации по проведению практической работы в школьном музее; дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской и проектной работе, тематика исследовательской и проектной работы; методика работы с мультимедийными средствами обучения.


Материально-техническое обеспечение:

школьный музей, мультимедийные средства обучения, материалы школьного музея, библиотека гимназии.


Примерная тематика исследовательских работ


1. Особенности Белгородских топонимов.

2. Мои замечательные земляки.

3. Святое Белогорье.

4. Путеводитель по историко-культурным объектам Белгородскому району и области.

5. Туристические маршруты Белгородчины.

6. Мой любимый музейный экспонат: его история, атрибуция.

7. Уникальный экспонат школьного музея.

8. История создания школьного музея.

9. Тема «Великая Отечественная война» в судьбах моих земляков.

10.Родословие и семейные реликвии.

11.Улицы рассказывают…

12. У каждого времени свои герои.

13. История поселка Майский в фотографиях.

14. Из истории моей семьи.

15.Моя гимназия (страницы истории).

16 Народные мастера Белгородского района и поселка Майский.

17.Духовная культура Белгородчины.

18. Памятники культуры Белгородчины.

19. Святые подвижники земли Белгородской.


Список литературы

Литература для педагога:

1. Белоусов Д.А. Литературно – Краеведческий кружок в сельской школе, М., 1999

2. Борисов, Н.М. Методика историко-краеведческой работы в школе/Н.М.Борисов.- М., 1999,- С.142.

3.Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений/Под ред. В.А. Шаповалова.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.

4. Белгородская энциклопедия./ Гл. ред. В.В. Овчинников.- Белгород: Обл. типография, 2000. — 464 с.

5.Духовное краеведение Белгородчины Краткий словарь: Метод, пособие/ Составитель: Чернова С.С. — Белгород, 2005.

6.Дик Н.Е. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея. М.: Просвещение, 1979.

7.Дик Н.Е., Валишин Ю.И. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея. — М., Просвещение. — 1979.

8.Емельянов Б.В.Методика подготовки и проведения экскурсий. М., ЦНРБ Турист, 1980г.

9.Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: методика, опыт. М.Профиздат, 1984г.

10.Истоки: Историко-краеведческий сборник статей о Белгородчине// Редкол.: проф. Ф.П. Тройно (гл. ред.) и др. — Белгород: Везелица, 1992.-Вып. 1.-162 с, ил.

11.Краеведение. Пособие для учителя. Под редакцией А.В. Даринского. — М.: Просвещение, 1987

12. Маслова, В.А., Приставкина, Т.А., Самородских, И.Г.Люби, познавай и преобразуй свой край. Комплексная программа непрерывного краеведческого образования. Белгород, 2004,- С.100.

13.Никонов В.Н. Введение в топонимику – М., 1965

14.Левина Э.М. Ономастическое пространство в художественной речи: учебное пособие. Белгород, 2003

15. Строев К.Ф. Краеведение. М.: Просвещение. 1974

16.Элькин Г.Ю. и др. Школьные музеи. М.: Просвещение, 1972

17. Решетников Н.И. Экспозиция школьного музея. — М., 1986

18.Закон Белгородской области «О Флаге и Гербе Белгородской области, Белгородского района. области»

19.Красная Книга России и Белгородской области.

20. Школьный музей. Сборник документов. М.,1987г.

21. Интернет сайты.

Литература для обучающихся:

1 .Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений/Под ред. В.А. Шаповалова.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.

2. Белгородская энциклопедия./ Гл. ред. В.В. Овчинников.- Белгород: Обл. типография, 2000. — 464 с.

3.Белгородский краеведческий вестник. /Под ред. Папкова А.И. и др.- Белгород: Везелица, 2007.- Вып. 7.-152с.

4.Белгородскому району 70 лет. – Белгород,1998

5. Ботова С.И., Приставкина Т.А, Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской. Учебно-методическое пособие. – Белгород, 2000

6. Ганичев В.Н. Белгродчина духовная.- Белгород, 2005

7. Герои – Белгородцы. – Воронеж, 1965

8.Географические атласы для средней школы.

9. География Белгородской области: Учеб. пособие. В 2 частях. Часть первая. Природа. – М.: Изд-во МГУ, 2006.

10. География Белгородской области: Учеб. пособие. В 2 частях. Часть вторая. Население и хозяйство. – М.: Изд-во МГУ, 2006.

11.Давыдов В.И. Храмы Белгородчины: — Белгород. — Издательский Дом «В.Шаповалов», 2002

12.Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: методика, опыт. М.Профиздат, 1984г.

13. Истоки: Историко-краеведческий сборник статей о Белгородчине// Редкол.: проф. Ф.П. Тройно (гл. ред.) и др. — Белгород: Везелица, 1992.- Вып. 1.-162 с, ил.

14. Мир традиций. /Под ред. Шатерниковой Н.И.- Белгород: КОНСТАНТА, 2007.- Вып.3. — 94с.

15. Мир традиций. /Под ред. Шатерниковой Н.И.- Белгород: КОНСТАНТА, 2008.- Вып. 4.- 112с.

16. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М., 1966

Никонов В.Н. Введение в топонимику – М., 1965



17


Свежие документы:  Рабство в Древнем Риме, 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: