Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Приморская средняя общеобразовательная школа»
Агаповского района Челябинской области
Рабочая учебная программа по истории (9 класс)
подготовила
учитель истории и обществознания
Алексеева Елена Александровна
г. Магнитогорск
2012
_____________________________________________________________________
ул. Клубная, д. 11, п. Приморский Агаповский район Челябинская область, 457416
E-mail: primorsk_07@ mail.ru, https:// 74326s9.edusite.ru
Тел. 8-961-579-3818, 89028976220
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
__________ О.В.Шишлонова
Приказ №
от «__» сентября 2012 г
Рабочая учебная программа
учителя
Алексеевой Елены Александровны
История
Основное общее образование, 9 класс
(общеобразовательный уровень)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______ М.В. Яковлева
«___» сентября 2012 г.
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
________В.Н. Бичурина
Протокол заседания №1
«__» августа 2012 г.
2012/13 учебный год
Структура документа
1. Пояснительная записка
1.1. Статус документа
1.2. Общая характеристика учебного предмета
1.3. Основное содержание программы
2. Тематический план
3. Национально-региональный компонент
4. Контрольные работы
5. Календарно-тематическое планирование по предмету
6. Перечень компонентов учебно-методического комплекса
7. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу, и уровню подготовки выпускников
8. Система оценивания результатов обучения
9. Характеристика контрольно-измерительных материалов
1. Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по истории для 9 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе следующих нормативных и инструктивно-методических документов:
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089);
«О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011/2012 учебный год» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997);
«О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404):
образовательной программы школы:
учебного плана школы;
Методического письма «О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012/2013 учебном году (Приложение 9 к Письму Министерства образования и науки Челябинской области от 10 июля 2012 г. №24/5135).
1.2. Общая характеристика учебного предмета
Место и роль истории в образовании обусловлены ее познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Воссоздавая собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей, история объективно служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, общественном существовании. Она составляет «вертикаль» гуманитарного знания, поскольку выявляет общую линию времени, движения и развития, объединяющую знания о человеке, природе и обществе.
Существенным вкладом данного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества.
Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т.д. Таким образом, история объективно раскрывает перед учащимися многообразный опыт отношений, взаимодействия людей в минувшее и настоящее время.
Предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурой среде, соотнесения себя как личности социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, а усиливает ее значение.
Цели и задачи изучения предмета формулируются в виде совокупности приоритетных для данного общества ценностных ориентации и качеств личности, проявляющихся в широком социальном контексте, в учебном процессе и за пределами класса, в послешкольные годы. Главная цель школьного исторического образования – дать школьникам возможность осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, осознания на этой основе своей идентичности и ценностных приоритетов в современном мире. В соответствии с этой целью определяются задачи изучения предмета «История».
Задачи изучения истории в основной школе: формирование ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений нашего времени в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
При изучении истории России предполагается обращение к материалу региональной истории, представляющему собой богатый наглядной и яркой информацией и потому особенно интересный для учащихся пласт исторического знания. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач; развитию интереса к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные религиозные и иные составляющие, воспитанию гражданственности и т.п.
В курсе всеобщей истории рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и другое, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс имеет значение в осознании школьниками исторической обусловленности, многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения других народов и культур. Системообразующее основание школьных курсов истории составляют следующие содержательные лини:
историческое время – хронология и периодизация событий и процессов;
историческое пространство – историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества;
историческое движение – эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и другие; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Содержание подготовки школьников по истории определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействий категорий «знание», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе – новых задач.
Предполагается, что результатом изучения истории в школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей: социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
В сфере социально-адаптивной компетентности история помогает формировать ряд весьма значимых личностных убеждений и качеств. В их числе: 1) осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; 2) освоение гуманистических ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; 3) понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Подготовка школьников в познавательной сфере включает элементы универсального, надпредметного характера. Это – совокупность логических и общеучебных умений, готовность к взаимодействию с соучениками, коллективной работе, умение анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, решать проблемные задачи, представлять результаты проведенной поисковой и творческой работы в различных формах. Наряду с этим выделяются элементы подготовки, непосредственно связанные с содержанием учебного предмета «История», в том числе – умения работать с исторической хронологией, изучать исторические источники, выявлять взаимосвязи событий прошлого и современности, применять принцип историзма при анализе и оценке явлений и личностей прошлого и настоящего. В систематизированном виде названные элементы отражены в требованиях к подготовке школьников по истории.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов (57 час на изучении Истории России и 13 часов – Новейшая история) для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования в 9 классе.
1.3.Основное содержание курса
1. Россия и мир на рубеже XIX – XX веков (11) ч. Научно-технический прогресс и достижения индустрии в начале ХХ века. Достижения научной и технической мысли. Вклад ученых и инженеров России в ее развитие. Становление крупносерийного, конвейерного производства. Концентрация производства и централизация капитала, образование монополий в ведущих индустриальных странах. Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение. Россия противоречия незавершенной модернизации. Реформы Витте. Причины обострения противоречий в Российском обществе начала ХХ века. Русско-японская война: причины и последствия. Революция 1905-1907гг. и ее значение. Столыпинские реформы и их итоги. Россия накануне Первой мировой. Первая мировая война. Обострение противоречий в воюющих державах.
II. Великая российская революция 1907–1921 гг. (8 ч.) Февральская революция 1917 года в России. Особенности политики Временного правительства. Двоевластие и причины углубления общественно-политического кризиса. Особенности стратегии и тактики партии большевиков. Роль В.И.Ленина в ее деятельности. Захват власти большевиками. Разгон Учредительного собрания и Брестский мир. Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России.
III. СССР в 1920-1930 гг. (8 ч.) Переход от политики «Военного коммунизма» к НЭПу. Создание СССР. Борьба за власть в 20-е гг. Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация. Сталинизм и его особенности. Террор 1930 гг. Итоги развития СССР в 1920-1930-е гг. Проблемы коллективной безопасности в Европе. Расширение фашистской угрозы и политика умиротворения агрессора. Мюнхенский сговор. Советско-германские отношения накануне Второй мировой войны
IV. Вторая мировая война. Великая Отечественная война.(9 ч.) Начало Второй мировой войны. Политика СССР в 1939-1940 гг. СССР в первый период Великой Отечественной войны. Битва под Москвой и ее историческое значение. Создание антифашистской коалиции. Битва под Сталинградом. Курская дуга. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Проблема второго фронта и действия Союзников. Партизанское движение в СССР. Освобождение Европы. Война на Тихом океане и роль СССР в победе над Японией. Итоги Второй мировой войны. Значение создания ООН.
V. СССР в 1945-1964 гг. (10 ч.) Политика СССР в Восточной Европе и причины «холодной войны». «План Маршалла» и его влияние на развитие стран Европы. Создание системы союзов и конфликты в Азии. Советский союз в первые послевоенные годы: восстановление народного хозяйства. Массовые репрессии. Духовная жизнь советского общества. СССР после смерти Сталина. 20 съезд КПСС и начало «Оттепели».СССР в 1950-1960 гг. Хозяйственные эксперименты и кризис сельскохозяйственного производства. Реформы системы управления и отстранение Хрущева от власти. Советский союз и крушение колониальной системы. Карибский кризис.
VI. СССР в 1965-1991 гг.(6 ч.) СССР от реформ к «застою». Обострение противоречий в Восточной Европе. Установление военного паритета между СССР и США. Развитие процесса разрядки напряженности в Европе. Обострение советско-американских отношений в начале 1980 гг. Перестройка и новое политическое мышление. СССР и страны Восточной Европы. Особенности демократических революций в восточноевропейских странах. Обострение национальных проблем в СССР. Распад СССР.
VII. Россия в конце XX – начале XXI вв. (5 ч.) Концепция преобразований и опыт первых рыночных реформ в России. Кризис 1993 года. Принятие Конституции. Избрание президентом В.В. Путина и развитие российского общества на рубеже XX – XXI вв. Россия и страны СНГ. Россия и международные отношения начала XXI века. Эпоха постмодернизма. Особенности современной массовой культуры. Духовная жизнь в советском и российском обществах. Духовная оппозиция как фактор перемен в советском обществе. Искусство и литература периода гласности и демократизации. Духовная жизнь и искусство демократической России.
VIII. Новейшая история ХХ века. (13 ч.) Государства демократии: США, Англия и Франция. Последствия Первой мировой войны для стран Запада. США: от процветания к кризису. Меры государственного регулирования экономики. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Опыт выхода из кризиса Англии и Франции. Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство Япония. Советское общество в 1920-е гг. Послевоенная реконструкция и становление социально-ориентированной рыночной экономики в Западной Европе. «Великое общество» 1960-х гг. в США. Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы. Страны Азии и Африки: проблемы модернизации. Латинская Америка: от авторитаризма к демократии. Россия и международные отношения начала XXI века.
Основные темы | Количество часов | |
1. | Россия и мир на рубеже XIX – XX веков | 11 |
2. | Великая российская революция 1907–1921 гг. | 8 |
3. | СССР в 1920-1930 гг. | 8 |
4. | Вторая мировая война. Великая Отечественная война | 9 |
5. | СССР в 1945-1964 гг. | 10 |
6. | СССР в 1965-1991 гг. | 6 |
7. | Россия в конце XX – начале XXI вв. | 5 |
8. | Новейшая история ХХ века | 13 |
| Итого | 70 |
3. Национально-региональный компонент
НРК в общем объеме часов представлен тринадцатью уроками (18,5 %), распределен по разделам соответствующей тематики, показывая особенности изучаемых факторов и явлений в УРФО, Челябинской области, Магнитогорске.
Региональный компонент на уроках истории
Тема урока | Количество часов | Примерная дата | Р/к | |
1 | Первая российская революция.
| 1 | 21.09 | Южный Урал и революция |
2 | Серебряный век русской культуры
| 1 | 28.09 | Мой родной край в искусстве серебряного века |
3-4 | Гражданская война
| 2 | 19.10 24.10 | Гражданская война на территории Южного Урала. Агаповский район в годы Гражданской войны. |
5-6 | Экономика 1917 –1921 гг.
| 2 | 26.10 31.10 | Экономическое положение Южного Урала |
7 | Коллективизация и индустриализация сельского хозяйства
| 1 | 30.11 | Коллективизация и индустриализация в Агаповском районе |
8 | Политическая система СССР в 20- 30-е гг.
| 1 | 05.12 | Мы за здоровый образ жизни |
9 | Начало Великой Отечественной войны
| 1 | 19.12 | Великая Отечественная война и моя семья |
10 | Коренной перелом в ходе войны.
| 1 | 26.12 | Герои Южного Урала |
11 | Все для фронта, все для победы
| 1 |
| У войны неженское лицо |
12 | Идеология и культура
| 1 |
| Культура Южного Урала |
13 | Общественная жизнь в середине 60-х — середине 80 х гг.
| 1 |
| Особенности общественной жизни в 60 х — середине 80-х гг. в п. Приморском
|
13 | Культурная жизнь современной России
| 1 |
| Субкультура п. Приморский |
4. Контрольные работы
Контрольные работы в виде проводятся по итогам изучения блока тем.
Тема | Номер урока | Примерная дата | |
1. | Контрольная работа №1 по теме: «Россия в начале ХХ века» | 11 |
|
2. | Контрольная работа №2 по теме: «Великая российская революция 1917 – 1921 гг.» | 20 |
|
3. | Контрольная работа №3 по теме: «Вторая мировая война» | 36 |
|
4. | Контрольная работа №4 по теме: «СССР в 1945-1964 гг.» | 46 |
|
5. | Контрольная работа №5 по теме: «СССР в 1965-1991 гг. Россия в конце XX – начале XXI вв.» | 57 |
|
6. | Итоговая контрольная работа №6 по курсу «История ХХ века» | 70 |
|
5. Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию
Настоящая программа по истории для основной общеобразовательной школы 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения – 70 часов в год.
Основные содержательные линии примерной программы в 5-9 классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».
Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени: История России и Новейшая история.
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
формирование исторического мышления – способности рассматривать события, сопоставлять различные версии и оценки, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности.
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся
Освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
При определении варианта проведения занятия учитель ориентируется на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока: школьная лекция; семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников; уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа; работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер; объяснение учителя и беседа с учащимися; самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания; написание сочинений-эссе; заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением и другое.
Настоящее тематическое планирование ориентировано на использование учебников:
История России, XX – начало XXI в.: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Г.Г.Косулина, М.Ю.Брандт.- М.: Просвещение, 2010.
Новейшая история зарубежных стран, XX – начало XXI века: учеб. для 9кл. общеобразов. Учреждений /О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа.-М.: Просвещение. 2010.
А также дополнительных пособий:
Алебастрова А.А. Контрольно-измерительные материалы по всеобщей истории за 9 класс. – М.: Феникс, 2011
Гевуркова Н.К. ГИА 2011. Типовые тестовые задания по истории 9 класс. – М.: Экзамен, 2011.
Георгиев В.А., Орлов А.В. Хрестоматия по истории России. – М.: Просвещение, 2010.
Дорожкина Н.И. Современный урок истории 5 – 11 классы. – М.: ООО «ВАКО», 2009.
История России. Тесты для старшеклассников и абитуриентов: Учебное пособие / Степанова Л.Н., Тамбовцев Г.Н. – М.: Просвещение, 2010.
Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2011.
Кишенкова О.В. Новейшая история зарубежных стран. Сборник тематических тестов. 9 класс. – М.: «Интеллект-Центр», 2008.
Клоков М.Н. История: сборник заданий ГИА 9 класс. – М.: Эксмо, 2011.
Панова И.А., Ускова Г.И., История России. Методические рекомендации и контрольные задания. – М.: Просвещение, 2010.
Симонова Е.В. Тесты по истории России XX – начала XXI века к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. – М.: «Экзамен», 2010.
Все перечисленные пособия являются учебно-методическим комплексом, рекомендованным федеральным стандартом.
9А и 9Б классы среднего уровня, поэтому необходимо уделить внимание осмыслению основных понятий курса, отработке общеучебных и специальных умений и навыков. Так особое внимание стоит уделить навыкам и умению видеть причины и следствия произошедших событий проводить аналогию, работе с документами, таблицами и схемами, текстом учебника.
Коррекция учебного материала
Объединение (дата) | КР (дата ) | Другие варианты (дата) | |
|
|
|
|
6. Перечень компонентов учебно-методического комплекса
Литература для учителя Георгиев В.А., Орлов А.В. Хрестоматия по истории России. – М.: Просвещение, 2010. Дорожкина Н.И. Современный урок истории 5 – 11 классы. – М.: ООО «ВАКО», 2009. История России. Тесты для старшеклассников и абитуриентов: Учебное пособие / Степанова Л.Н., Тамбовцев Г.Н. – М.: Просвещение, 2010. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2011. Панова И.А., Ускова Г.И., История России. Методические рекомендации и контрольные задания. – М.: Просвещение, 2010. |
Интернет-ресурсы Единая коллекция ЦОР https://school-collection.edu.ru/ Общество взаимопомощи учителей https://pedsovet.su/load/27 Сайт для молодых педагогов https://skolakras.narod.ru/openur.htm https://www.proshkolu.ru/user/alex73/folder/61683/ Это интересно https://www.mytreasures.ru/ История XIX — начала XX веков https://knowhistory.ru/ Учительский портал https://www.uchportal.ru/load/55 |
7. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу, и уровню подготовки выпускников
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУНами: называть: даты российских революций ХХ в., создания Государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской, первой мировой, Гражданской войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20-30-е гг., советско-финляндской и Великой Отечественной войн, ХХ съезда КПСС, реформ 60-х гг., афганской войны, преобразований второй половины 80-х-начала 90-х гг., распада СССР, образования РФ; основные периоды отечественной истории ХХ в. и этапы наиболее масштабных событий; место, обстоятельства, участников событий; крупнейших государственных и общественных деятелей ХХ в.; основные политические течения, партии, организации, их наиболее известных представителей и достижения отечественной науки и культуры ХХ в.; известных полководцев, участников военных событий. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
Показывать на исторической карте: территорию России, СССР и ее изменение на протяжении ХХ в.; промышленные центры, крупнейшие стройки; места военных сражений.
Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с документами и другими историческими материалами). Сравнивать данные разных источников – факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия. Рассказывать о наиболее значительных событиях отечественной истории ХХ в. и их участниках.
Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в разные периоды отечественной истории ХХ в.
Составлять описание: зданий, технических сооружений, машин; предметов быта; памятников художественной культуры.
Соотносить факты и общие процессы и явления: изменения политического строя России в ХХ в.; внутренней и внешней политики; модернизации, индустриализации; развития общественной мысли, художественной культуры.
Называть характерные, существенные черты: политических режимов (самодержавия, советской власти, постсоветского строя); явлений политической жизни страны; экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды ХХ в.; развития духовной культуры общества в разные периоды его истории; внешней политики, наиболее значительных военных событий.
Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы. Объяснять значение понятий: революция, большевизм, анархизм, либерализм, Дума, столыпинские реформы, советы, диктатура, национализация, военный коммунизм», социализм, индустриализация, коллективизация, культурная революция, нэп, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, «оттепель», перестройка, гласность, новое политическое мышление.
Сравнивать: развитие России, СССР в разные периоды истории ХХ в.; темпы и характер модернизации в России и других странах; политические режимы в России и других странах. Излагать суждения о причинах и последствиях: российских революций 1905-1907 и 1917 гг.; Гражданской войны; прихода большевиков к власти; установления однопартийной системы; утверждение тоталитарного режима и культа личности; победы в Великой Отечественной войне; «оттепели», застоя в экономике в 60-80-е гг.; перестройки, распада СССР, политических и социальных перемен конца 80-х – начала 90-х гг. Объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деятелей, представителей общественных движений, науки и культуры. Излагать приведенные в учебной литературе оценки: поворотных, ключевых событий отечественной истории ХХ в.; известных исторических личностей. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
8. Система оценивания результатов обучения
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
9. Характеристика контрольно-измерительных материалов
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
8. Критерии оценки успеваемости учащихся.
Оценка «5» ставится, если ученик:
показывает усвоение всего объема программного материала;
выделяет в нем главные положения;
осмысленно применяет полученные знания на практике;
не допускает ошибок при воспроизведении знаний, а также письменных работах и выполняет их уверенно- и аккуратно;
легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике.
Оценка «4» ставится, если ученик:
выявляет знание материала;
без особых затруднений отвечает на вопросы учителя;
умеет применять полученные знания на практике;
в устных ответах не допускает серьезных ошибок (даты, имена, события) и легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя;
в письменных работах делает незначительные ошибки.
Оценки «5» и «4» характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов, примеров и вытекающих из них обобщений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя;
предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы;
допускает ошибки в письменных работах.
Знания, оцениваемые оценкой «3», находятся на уровне представлений, их понятийный аспект является недостаточным.
Оценка «2» ставится, если ученик:
имеет отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть его не усвоена, а в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.
При выставлении оценок при контрольном срезе учитывается знание фактического материала, умение устанавливать причинно-следственные связи и формулировать свои знания, объяснять исторические названия, понятия, делать выводы.
Основным квалификационным видом проверки учебных достижений учащихся по истории служит годовая и полугодовая проверка. Оценка является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки учащихся по предмету. Учащийся должен показать знание дат, фактов, событий, имен; «представлять» общие характеристики, понятия, идеи; «понимать» полученные знания, давая свою оценку.
Итоговая оценка учитывает все виды деятельности учащихся на протяжении учебного года. Основными элементами в оценке учащихся служат: историческое время, историческое пространство, историческое движение.
В старших классах учащиеся высказывают свое субъективное мнение по пройденному материалу, даже если это мнение расходится с общепринятым. Высказывают свое отношение к современным событиям и явлениям.
9. Характеристика контрольно-измерительных материалов
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные работы, тесты, исторические диктанты, эссе) и устный опрос (устный ответ, собеседование, работа с картой). По итогам изучения курса запланирована контрольная работа. В устных ответах оценивается точность сообщаемых фактов, полнота и логика изложения, использование материала в рамках учебника и дополнительной литературе.
Более эффективной формой контроля ЗУНов учащихся является контрольная работа, контрольные срезы, творческие работы, проекты. Письменная контрольная работа проводится как рубежный контроль по одной теме в системе ЕГЭ. Контрольный срез при текущем контроле проводится между уроками. Например: знание терминов, хронологии, постановка проблемных вопросов
Календарно-тематическое планирование
Дата проведения | Тема раздела, урока / Кодификатор | Количество часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид деятельности учащихся | Вид контроля | Региональный компонент | Домашнее задание (примерное) | |||
по плану | проведено | ||||||||||
Россия и мир на рубеже XIX – XX веков (11) | |||||||||||
1-2 | 05.09 07.09 |
| Мир в начале XX века. К-3 | 2 | Сформировать представление о Российской империи в н. ХХ в. Раскрыть новый этап развития –переход к индустриальному обществу; понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны. | Знать о развитии России на рубеже веков. Уметь анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы. | Работа с учебником, запись лекции, ответы на вопросы | ФО |
|
| |
3 | 12.9 |
| Введение. Россия в начале XX века. К-2.2.3 | 1 | Сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XX в., связанных со спецификой российского типа модернизации. | Знать характерные черты экономического развития в начале века, показывать на карте промышленные центры. Уметь анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы.
| Работа с учебником, документами, запись лекции, | УО, |
|
| |
4 | 14.09 |
| Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг. К-2.2.5 | 1 | Сформировать у учащихся представление об основном противоречии российской политической системы между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью. | Знать характерные черты самодержавия. Уметь анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы. | Работа с учебником, документами, таблицей и сообщениями, запись лекции. | УО |
|
| |
5 | 19.09 |
| Внешняя политика России в начале XX века. К-2.2.6 | 1 | Сформировать представление об основных внешнеполитических приоритетах России в н.XX в.: экспансионистские устремления на Дальнем Востоке (выход к незамерзающим морям Тихого океана) при сохранении мира и стабильности в Европе; раскрыть ход Русско-японской войны; выяснить причины поражения России в войне с Японией. | Знать основные направления внешней политики, причины и характер войны. Уметь работать с источниками и картой.
| Работа с учебником, таблицей, схемами, запись лекции | УО, СР |
|
| |
6 | 21.09 |
| Первая российская революция. К-2.2.9 | 1 | Сформировать представление о первой российской революции; выяснить степень участия в революции различных социальных сил; определить, на какие уступки была вынуждена идти самодержавная власть под давлением революции | Знать причины и последствия революции, сравнивать программные установки партий. Уметь работать с источниками и картой. | Работа с учебником, таблицей, документами, картой, запись лекции | УО | 1 |
| |
7 | 26.09 |
| Политическая жизнь России в 1907-1914 гг. Реформы П.А.Столыпина К-2.2.10 | 1 | Сформировать представление о политических итогах первой революции в России, уяснить результат появления Государственной думы и политической системы Российской империи; уяснить политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства; сравнить столыпинский аграрный законопроект с думскими аграрными программами. | Знать альтернативы общественного развития, объяснять реформы Столыпина, указывать отношения к реформам различных слоёв населения. Уметь работать с источниками и картой. | Работа с учебником, схемой, документами, запись лекции. Просмотр фильма о судьбе П.А. Столыпина. | ФО |
|
| |
8 | 28.09 |
| Серебряный век русской культуры К-2.2.8 | 1 | Сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века; на конкретных примерах показать достижения русской науки и философии; раскрыть социальную суть и художественную ценность новых направлений в искусстве. | Знать основные направления художественной культуры, представителей культуры. Уметь готовить сообщения. | Работа с учебником, документами, запись лекции, сообщениями | УО | 1 |
| |
9-10 | 03.10 05.10 |
| Первая мировая война. Россия в Первой мировой войне К-2.2.11 | 2 | Уяснить причины Мировой войны; раскрыть ход военных действий на Восточном фронте в 1914 – 1916 гг.; сформировать представление об изменениях, происшедших за этот период в русской армии. | Знать причины и цели воюющих сторон, называть основные события и даты Уметь работать с источниками и картой.
| Работа с учебником, таблицей, картой, документами, запись лекции | ФО |
|
| |
11 | 10.10 |
| Контрольная работа №1 по теме: «Россия в начале ХХ века» | 1 | Проверить степень усвоение материала |
|
|
|
|
| |
Великая российская революция 1917 – 1921 гг. (8) | |||||||||||
12 | 12.10 |
| Свержение монархии и кризис власти. Февральская революция К-3.1 | 1 | Сформировать представление о Февральской революции;показать своеобразие и противоречия в развитии политических процессов от Февраля к Октябрю. | Знать причины свержения монархии. Уметь работать с источниками и картой. | Работа с учебником, картой, документами, запись лекции | СР |
|
| |
13 | 17.10 |
| Октябрьская революция. Становление Советской власти К-3.1.1 | 1 | Сформировать представление о позиции меньшевиков и эсеров к факту захвата власти большевиками; уяснить суть и причины изменений взглядов большевистского руководства на проблемы Учредительного собрания, мировой революции и революционной войны; показать эволюцию экономической политики большевиков от октября 1917 г. к весне – лету 1918 г. | Знать причины и последствия революции, знать основные революционные события. Уметь работать с источниками и картой, делать выводы. | Работа с учебником, картой, таблицей, сообщениями, документами, запись лекции | УО, даты |
|
| |
14-15 | 19.10 24.10 |
| Гражданская война К-3.1.3 | 2 | Сформировать представление о Гражданской войне; уяснить причины Гражданской войны и специфику иностранной интервенции; сформировать представление о «белой» альтернативе развития России; раскрыть цели, политическую и экономическую программы белого движения и определить его социальный состав; раскрыть причины поражения белого движения. | Знать понятие «Гражданская война», причины войны, этапы войны. Уметь работать по карте и с историческими источниками.
| Работа с учебником, картой, таблицей, сообщениями, документами, запись лекции. Просмотр фильма «Гражданская война». | УО, СР | 2 |
| |
16-17 | 26.10 31.10 |
| Экономика 1917 –1921 гг. К-3.1.3 | 2 | Сформировать представление об экономике в годы революции; показать различие между экономикой «красных» и «белых»; причины появления «военного коммунизма» | Знать сущность политики военного коммунизма, сравнивать с другими политиками. Уметь работать с источниками и картой, делать выводы. | Работа с учебником, документами, выполнение заданий; запись лекции | УО, даты и сл.сл. | 2 |
| |
18 | 02.11 |
| Обобщение по теме «Россия в 1900-20-х г.г.» К-3.1 | 1 | Обобщить изученный материал, повторение основных событий, дат. | Знать точки зрения о принципах построения государства. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы. | Систематизация материала, работа с записями. | |
|
| |
19 | 14.11 |
| Новая экономическая политика: цели и принципы К-3.1.4 | 1 | Сформировать представление о причинах перехода к Нэпу; основные направления Нэпа. | Знать сущность Нэпа, сравнивать с другими экономическими политиками. Уметь давать сравнительную характеристику исторических событий, работать с документами | Работа с учебником, таблицей, документами, запись лекции | УО |
|
| |
СССР в 1920-1930 гг. (8) | |||||||||||
20 | 16.11
|
| Контрольная работа №2 по теме: «Великая российская революция 1917 – 1921 гг.» | 1 | Проверить степень усвоения материала. |
|
|
|
|
| |
21 | 21.11 |
| Создание СССР К-3.2.1 | 1 | Понять причины, предпосылки и принципы построения СССР; уяснить суть борьбы за власть в большевистском руководстве и причины возвышения И.В. Сталина. | Знать точки зрения о принципах построения государства. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы
| Работа с учебником, картой, таблицей, документами, запись лекции | УО, даты, сл.сл. |
|
| |
22 | 23.11 |
| Советская внешняя политика К-3.2.5 | 1 | Сформировать представление о противоречивом характере советской внешней политики в 20 е гг. | Знать о противоречивости внешней политики СССР в этот период. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы. | Работа с учебником, схемой, таблицей, документами, запись лекции | ФО |
|
| |
23 | 28.11 |
| Идея построения социализма К-3.2.2 | 1 | Сформировать представление об особенностях построения социализма в СССР. | Знать этапы построения социализма в России, хронологию этапов индустриализации. Уметь анализировать, делать выводы. | Работа с учебником, документами, запись лекции | УО, |
|
| |
24 | 30.11 |
| Коллективизация и индустриализация сельского хозяйства К-3.2.3 | 1 | Сформировать представление о причинах коллективизации и индустриализации; показать различие коллективизации в разных районах. | Знать цели и задачи индустриализации коллективизации в деревне. Уметь давать оценку раскулачиванию. | Работа с учебником, документами, схемой, запись лекции | даты, сл.сл | 1 |
| |
25 | 05.12 |
| Политическая система СССР в 20- 30-е гг. К-3.2.2 | 1 | Сформировать представление о политике 1920-30-х гг.; показать особенность политической системы. | Знать этапы установления тоталитарной модели. Уметь анализировать, делать выводы. | Работа с учебником, документами, запись лекции | УО | 1 |
| |
26 | 07.12 |
| Внешняя политика СССР до Второй мировой войны К-3.2.5 | 1 | Дать представление о помощи со стороны СССР республиканскому правительству Испании; дальневосточная политика СССР; Мюнхенское соглашение и формирование предпосылок для нового изменения внешнеполитической стратегии советского руководства. | Знать основные события внешней и внутренней политики СССР накануне войны, трагические события начала войны. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы | Работа с картой, понятиями, учебником, запись лекции | УО |
|
| |
27 | 12.12 |
| Культура СССР в 1930-е годы К-3.2.4 | 1 | Сформировать у учащихся представление о причинах идеологического наступления на культуру. | Знать достижения культуры данного периода. Уметь готовить сообщения.
| Работа с учебником, документами, сообщениями. | УО, СР |
|
| |
Вторая мировая война. Великая отечественная война (9) | |||||||||||
28 | 14.12 |
| Советско-германские отношения в 1939-1941 гг К-3.2.5 | 1 | Сформировать представление о том, что причинами нового советско-германского сближения явились, с одной стороны, явное нежелание стран Запада реализовывать советскую идею создания системы коллективной безопасности, а с другой — попытка за счет альянса с Германией решить свои геополитические проблемы — расширить территорию СССР до размеров Российской империи; показать всю глубину опасности, нависшей над нашей Родиной и ее народами, в связи с разработкой плана нападения Германии на СССР. | Знать: содержание советско-германского договора о ненападении; суть секретных протоколов; причины и итоги войны с Финляндией; мероприятия по укреплению обороноспособности страны; суть планов «Барбаросса» и «Ост». Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы | Работа с документами, учебником, понятиями, запись лекции, составление таблицы. | ФО |
|
| |
29 | 19.12 |
| Начало Великой Отечественной войны К-3.2.6 | 1 | Сформировать представление о том, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный характер. Сформировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны; раскрыть причины неудач Красной Армии в начальный период войны. | Знать основные направления художественной культуры, представителей культуры. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы. | Работа с учебником, документами, картой, запись лекции. | Тест,СУ, ОВ | 1 |
| |
30 | 21.12 |
| 1941 год в отечественной и мировой истории К-3.2.6 | 1 | Сформировать представление о 1941 г. в отечественной и мировой истории. Дать характеристику основным участникам Второй мировой войны | Знать основные понятия урока, выявлять причинно-следственные связи. Уметь работать с историческими источниками, анализировать их. | Работа с картой, учебником, таблицей, запись лекции | ОВ, СР |
|
| |
31 | 26.12 |
| Коренной перелом в ходе войны. К-3.2.6 | 1 | Сформировать представление о сущности второго периода Великой Отечественной войны; уяснить историческое значение победы Красной Армии под Москвой. | Знать основные понятия урока, особенности восстановления народного хозяйства, выявлять причинно-следственные связи. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы | Работа с картой, датами, документами, учебником, запись лекции | УО, СР | 1 |
| |
32 | 28.12 |
| СССР и союзники Второй мировой войны К-3.2.6 | 1 | Дать представление о союзниках СССР во время Второй мировой войны; раскрыть роль союзников на пути к победе. | Знать союзников СССР во время Второй мировой войны, основные даты. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками, анализировать их. | Работа с картой, датами, учебником, таблицей, запись лекции | УО, СР |
|
| |
33 |
|
| Все для фронта, все для победы К-3.2.7 | 1 | Раскрыть роль тыла как одного из факторов победы советского народа над Германией; уяснить причины и сущность изменений в политике Советского государства по отношению к церкви в годы войны; уяснить источники, важнейшие особенности и формы народной войны в тылу врага. | Знать: сущность оккупационного режима; морально-психологическое состояние советского общества в годы войны. Уметь: обобщать, делать выводы, систематизировать материал, работать с историческими источниками, анализировать их. | Работа с учебником, документами, картой, запись лекции. | УО, СР, | 1 |
| |
34 |
|
| Заключительный этап войны. К-3.2.9 | 1 | Сформировать представление об основных операций Красной Армии в 1944 г.; освободительный характер европейского похода Красной Армии; роль Советского Союза в разгроме вооруженных сил Японии; значение Крымской и Потсдамской конференций; историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне | Знать главные события заключительного этапа Великой Отечественной войны. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы | Работа с учебником, картой, датами, таблицей, запись лекции | УО, СР, даты, сл.сл. |
|
| |
35 |
|
| Обобщение по теме «СССР в 30-40- е годы» К-3.2 | 1 | Повторить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны Советского Союза. | Знать основные направления внешней политики СССР в этот период. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками, анализировать их. | Работа с учебником, документами, записями, датами. | УО, СР, |
|
| |
36 |
|
| Контрольная работа №3 по теме: «Вторая мировая война» | 1 | Проверить степень усвоения материала. |
|
|
|
|
| |
СССР в 1945-1964 гг. (10) | |||||||||||
37 |
|
| Послевоенное восстановление экономики К-3.2.10 | 1 | Дать полное представление о характере экономического ущерба и численности людских потерь за весь военный период; рассмотреть различные точки зрения в советском руководстве на перспективы развития экономики, поиск путей ее реформирования | Знать основные понятия урока, особенности восстановления народного хозяйства, выявлять причинно-следственные связи. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы | Работа с учебником, документами, запись лекции |
|
|
| |
38 |
|
| Внутренняя политика СССР в послевоенный период. К-3.2.9 | 1 | Усвоить наличие в послевоенном СССР двух альтернатив общественно-политического развития – демократической и тоталитарной; определить причины возрождения первой и победы второй альтернативы; раскрыть причины и характер изменений в структурах власти после окончания войны, нового витка репрессий, усиления борьбы с национальными движениями. | Знать основные понятия урока, выявлять причинно-следственные связи. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками, анализировать их.
| Работа с учебником, документами, наглядным материалом, запись лекции | УО, СР, даты |
|
| |
39 |
|
| Идеология и культура К-3.2.7 | 1 | Расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период | Знать основные направления художественной культуры, представителей культуры. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками | Работа с иллюстрациями, учебниками, сообщениями | Сообщение, УО | 1 |
| |
40 |
|
| Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война К-3.2.11 | 1 | Сформировать представление о радикальных перемен, происшедших в мире в результате победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне; | Знать причины перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками, анализировать их. | Работа с учебником, документами, наглядным материалом, запись лекции | УО, СР |
|
| |
41 |
|
| Начало «холодной войны». Внешняя политика К-3.2.11 | 1 | Понять причины обострения взаимоотношений между СССР и западными странами; уяснить изменение положения СССР в мире в результате победы | Знать особенности духовной жизни советского общества. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками. | Работа с учебником, документами, запись лекции | СУ, тест |
|
| |
42 |
|
| Внутренняя политика СССР в 1953-х -1964-х годах К-3.2.12 | 1 | Дать общую оценку сталинской политической системы, показать причины ее неэффективности, уяснить необходимость политических реформ в стране | Знать этапы плана перестройки, разбираться в противоречиях и неудачах «ускорения». Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками. | Работа с учебником, документами, картой, запись лекции | УО, СР |
|
| |
43 |
|
| Политика мирного сосуществования К-3.2.15 | 1 | Сформировать представление о тех альтернативах политического развития СССР; разъяснить противоречивость оставленного Сталиным политического капитала | Знать основные перемены в политической системе. Уметь соотнести изменения с предыдущими преобразованиями. Давать им оценку | Работа с учебником, документами, картой, запись лекции | ФО, даты |
|
| |
44 |
|
| Экономическая политика Н.С. Хрущёва К-3.2.13
| 1 | Дать представление о наличии альтернативных путей экономического реформирования и о том, кто из политиков их представлял; показать экономические новации 1953—1964 гг.; подчеркнуть конкретные данные, свидетельствующие о больших успехах отечественной экономики, науки и техники | Знать главные направления экономических и социальных реформ 1953-1964 гг. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы | Работа с учебником, документами, таблицей, запись лекции | УО, |
|
| |
45 |
|
| Обобщение по теме «СССР в 1945-1964-х годах» К-3.2. | 1 | Повторить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны Советского Союза | Знать: основные особенности политики, экономики и культуры в СССР в 1945-1964 гг. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками, анализировать их. | Работа с учебником, документами, записями, датами | УО, тест |
|
| |
46 |
|
| Контрольная работа №4 по теме: «СССР в 1945-1964 гг.» | 1 | Проверить степень усвоения материала. |
|
|
|
|
| |
СССР в 1965-1991 гг. (6) | |||||||||||
47 |
|
| Внутренняя политика СССР в 1960-начале 80-х годов. К-3.2.12-.3.2.14 | 1 | Показать, что смена партийно-государственного руководства СССР в октябре 1964 г. означала и смену политического курса, откат от ряда демократических идей и начинаний Хрущева. | Знать причины перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками, анализировать их. | Работа с учебником, документами, наглядным материалом, таблицей, запись лекции |
|
|
| |
48 |
|
| Общественная жизнь в середине 60-х — середине 80-х гг. К-3.2.16 | 1 | Раскрыть причины формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических и политических структур. | Знать особенности духовной жизни советского общества. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками. | Работа с учебником, наглядным материалом, сообщениями, запись лекции | УО, сообщение | 1 |
| |
49 |
|
| Реформа экономики и ее итоги К-3.2.14 | 1 | Показать неизбежность изменения советской экономической системы в середине 60-х гг.; раскрыть основные направления экономической реформы 1965 г.; раскрыть причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере. | Знать основные понятия урока, выявлять причинно-следственные связи. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками | Работа с учебником, наглядным материалом, схемой, таблицей запись лекции | СУ, сл.сл.даты |
|
| |
50 |
|
| М.С. Горбачёв. Переход к политике перестройки К-3.2.14 | 1 | Выяснить исторические предпосылки и неизбежность радикальной реформы советской политической системы и рассмотреть альтернативные пути ее осуществления. | Знать этапы плана перестройки, разбираться в противоречиях и неудачах «ускорения». Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками | Работа с учебником, наглядным материалом, персоналиями, запись лекции | УО |
|
| |
51 |
|
| Экономические реформы 1985-1991 гг. К-3.2.14 | 1 | Сформировать убеждение в неизбежности радикального обновления советской экономической системы. рассказать об альтернативных вариантах экономических реформ в стране; разъяснить причины тяжелейшего кризиса, в котором оказалась экономика СССР в 1991г. | Знать основные понятия урока, выявлять причинно-следственные связи. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками | Работа с учебником, документами, запись лекции | ФО |
|
| |
52 |
|
| Диалектика нового мышления. К-3.2.16 | 1 | Формировать у учащихся представления о причинах изменения концептуальных основ советской внешней политики, ее основных направлениях, результатах и последствиях. | Знать основные понятия «Биполярный мир», «однополярный мир», «политика разоружения». Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками | Работа с учебником, документами, запись лекции | УО |
|
| |
Россия в конце XX – начале XXI вв. (5) | |||||||||||
53 |
|
| Российская экономика на пути к рынку К-3.3.3 | 1 | сформировать представление о состоянии экономики СССР к концу 1991 г., содержании различных планов перехода России к рынку, основных направлениях экономической политики правительства | Знать особенности рыночной и плановой экономики. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками | Работа с учебником, документами, схемами, запись лекции | УО |
|
| |
54 |
|
| Политическая жизнь России К-3.3.2 | 1 | Показать принципиальное отличие новой политической системы России (действующей согласно Конституции 1993 г.) от советской модели организации власти; осмыслить первые итоги и последствия ее функционирования. | Знать основные понятия урока, выявлять причинно-следственные связи. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками | Работа с учебником, документами, персоналиями, запись лекции | УО, даты |
|
| |
55 |
|
| Внешняя политика России К-3.3.2 | 1 | Дать представления об основных направлениях политики России. | Знать основные направления политики В.В. Путина и основные преобразования. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками | Работа с учебником, документами, картой, запись лекции | ФО, тест |
|
| |
56 |
|
| Культурная жизнь современной России К-3.3.4 | 1 | Расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры | Знать основные направления и представителей культуры. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками | Работа с учебником, документами, сообщениями, запись лекции | Сообщения, УО | 1 |
| |
57 |
|
| Контрольная работа №5 по теме: «СССР в 1965-1991 гг. Россия в конце XX – начале XXI вв.» | 1 | Проверить степень усвоения материала. |
|
|
|
|
| |
Новейшая история (13) | |||||||||||
58 |
|
| Индустриальное общество в начале ХХ в. | 1 | Сформировать представление о новой индустриальной эпохе, показать особенности этого периода, выявить эффективность электрификации, указать причины перехода к капитализмы | Знать основные понятия урока, выявлять причинно-следственные связи. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками | Работа с учебником, документами, запись лекции | УО |
|
| |
59 |
|
| Политическое развитие в начале ХХ в. | 1 | Сформировать представление о демократизации, показать плюрализм в политической системе | Знать основные понятия урока, выявлять причинно-следственные связи. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками | Работа с учебником, документами, таблицей, картой, запись лекции | ФО, тест |
|
| |
60 |
|
| Первая мировая война | 1 | Показать Первую мировую войну с позиции мировых держав, показать причины возникновения союзов. | Знать основные события Первой мировой войны. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы | Работа с документами, картой, запись лекции | даты, сл.сл. |
|
| |
61 |
|
| Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система. Последствия войны | 1 | Сформировать представление о Версальско-Вашингтонской системе с позиции мировых держав. | Знать и уметь показывать на карте границы государств по созданной системе мирного урегулирования в Европе. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками | Работа с документами, картой, запись лекции | УО |
|
| |
62 |
|
| США во второй половине ХХ в. | 1 | Сформировать представление о послевоенном развитии США, указать особенности развития экономики и культуры. | Знать сущность процессов восстановления после Первой мировой войны. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками. | Работа с учебником, документами, картой, запись лекции | УО, сл.сл.даты |
|
| |
63 |
|
| Великобритания и Франция во второй половине ХХ в. | 1 | Сформировать представление о послевоенном развитии Великобритании и Франции, указать особенности развития экономики и культуры. | Знать основные понятия, особенности экономического кризиса. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками | Работа с учебником, документами, картой, запись лекции | УО, СР |
|
| |
64 |
|
| Италия и Германия во второй половине ХХ в. | 1 | Сформировать представление о послевоенном развитии Италии и Германии, указать особенности развития экономики и культуры. | Знать основные события. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы
| Работа с учебником, документами, картой, запись лекции | УО |
|
| |
65 |
|
| Страны Восточной Европы во второй половине ХХ в. | 1 | Сформировать представление о послевоенном развитии Стран Восточной Европы, указать особенности развития экономики и культуры. | Знать новый вид общественного движения в Европе – фашизм. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками | Работа с учебником, документами, картой, запись лекции | УО, даты, сл.сл. |
|
| |
66 |
|
| Латинская Америка во второй половине ХХ в. | 1 | Сформировать представление о развитии Стран Восточной Европы, указать особенности развития экономики и культуры. | Знать основные понятия, реформы и революции, пути модернизации. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы, работать с историческими источниками | Работа с учебником, документами, картой, запись лекции | ФО |
|
| |
67 |
|
| Страны Азии и Африки, Япония, Китай и Индия в современном мире. | 1 | Сформировать представление о развитии Стран Азии, Африки, Японии и Китая, указать особенности развития экономики и культуры. | Знать основные события Второй мировой войны. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы | Работа с учебником, документами, картой, запись лекции | тест |
|
| |
68 |
|
| Мировая культура ХХ века | 1 | Расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры | Знать основные направления и представителей культуры. Уметь готовить сообщения | Работа с учебником, документами, сообщениями, запись лекции | Сообщение, УО |
|
| |
69 |
|
| Обобщение по теме «Мир в XX –начале XXІ вв.»
| 1 | Повторить и закрепить учебный материал по новейшей истории и истории России ХХ – XX вв. | Знать особенности развития исторического пути стран, основные понятия. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы | Работа с учебником, документами, картой, запись лекции | УО, СР |
|
| |
70 |
|
| Итоговая контрольная работа №6 по курсу «История ХХ века» | 1 | Проверить степень усвоения материала. |
|
|
|
|
|