МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»
Конкурс «Гимназический урок»
Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром (1019-1054)
Автор: Диянова В.В., преподаватель истории
Время проведения урока: 6 февраля 2013 г.
Заведующая кафедрой: Игошева Н.А._________
Технологическая карта занятия
Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром (1019-1054) | |
Тип занятия | Изучение нового материала |
Дата проведения занятия | 06.02.2013 |
Образовательные ресурсы | Презентация урока, учебник Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI в. – М.: Просвещение, 2011 |
Цель урока | Формирование знаний о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, развитие умения применить изученный материал в новых ситуациях, воспитание коммуникабельности
|
Формы и методы, технологии обучения | Методы: объяснительно-иллюстративный; беседа; анализ; обобщение. Формы: общеклассная и индивидуальная. Технология: урок в логике технологии развивающего обучения, «Успешного чтения»
|
Основные понятия и термины | Система государственного управления. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Русская Правда. Внутренняя политика, внешняя политика, направления политики, династический брак, наместник, усобицы |
Планируемые результаты | Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за историю России, возможность ориентироваться в нормах древнерусского законодательства, понимание значимости своего участия в уроке для конечного результата Регулятивные: управление учебной деятельностью посредством контроля своих действий и оценки успешности в усвоении материала, освоение способов решения проблем поискового характера Познавательные: оценка деятельности исторических личностей на примере Ярослава Мудрого, выполнение своей деятельности по заданному алгоритму Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность, формулирование собственной позиции при решении учебной задачи, овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей, составление текста в письменной форме. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
Коммуникативные УУД | Познавательные УУД | Личностные УУД | Регулятивные УУД | ||
Организационный этап 2 мин. | Объявляет тему и план занятия |
| Усвоение алгоритма деятельности | Понимание значимости своего участия в уроке для конечного результата | Прогнозирование результата деятельности класса |
Основной этап 33 мин. | 1. Борьба за власть сыновей Владимира | ||||
Создает проблемную ситуацию:
Рассказывает о борьбе за власть между сыновьями Владимира |
| ||||
Учет позиции других гимназистов, умение обосновать собственное мнение, Построение полного ответа на поставленный вопрос. Уважение прав других гимназистов | Выполнение задания на основе заданного алгоритма. Определение пробелов в своих знаниях и умениях | Понимание значимости своего участия в уроке для конечного результата Управление проявлениями своих эмоций. | Осуществление контроля над своими действиями по заданным правилам, оценка успешности и корректировка своих действий |
Создает проблемную ситуацию: Изучая внутреннюю и внешнюю политику князя Ярослава, определите, почему его прозвали Мудрым?
| Высказывают предположения о том, почему Ярослава прозвали Мудрым Готовятся составлять план ответа | ||||
2. Внешняя политика князя Ярослава | |||||
Задание. Слушая рассказ учителя, определите направления внешней политики Ярослава. Рассказывает об основных мероприятиях внешней политики Ярослава, привлекая внимание к слайдам презентации Предлагает вспомнить содержание повести А. Волкова «Царьградская пленница»: какая битва описывается в последней главе повести? («Успешное чтение») | Составляют план «Внешняя политика Ярослава», отмечая те пункты, которые свидетельствуют, с их точки зрения, о мудрости данной политики. Что противоречит оценке политики как мудрой? | ||||
| Формулирование собственной позиции при решении учебной задачи | Составление плана ответа Выделение и формулирование главных мыслей рассказа | Готовность к самообразованию | Освоение способов решения проблем поискового характера
| |
3. Внутренняя политика князя Ярослава | |||||
Предлагает изучить п.2-3 учебника и продолжить составление плана Предлагает составить «тонкие» и «толстые» вопросы к отрывкам из Русской Правды и ответить на них. Показывает фотографии Софийского собора в Киеве Предлагает ответить на вопрос: почему Ярослава прозвали Мудрым? Заслуживает ли он такой оценки? | Формулирование собственной позиции при решении учебной задачи. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей, составление текста в письменной форме. Управление проявлениями своих эмоций. Умение договариваться.
| Составление плана ответа Выделение и формулирование главных мыслей рассказа | Готовность к самообразованию Управление проявлениями своих эмоций. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
| Освоение способов решения проблем поискового характера
| |
Заключительный этап 5 мин. | Предлагает обменяться мнениями о том, какие знания приобрели, какие новые вопросы возникли. Высказывает свое мнение об уровне усвоения материала классом, о деятельности учащихся | Определять сильные и слабые стороны своей деятельности. Различение оценки действия и оценки личности | Определение пробелов в своих знаниях и навыках. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Сопоставление своей оценки с оценкой учителя для определения уровня усвоения материала | Определение личного результата участия в уроке: уровень знаний и умений | Оценка успешности в усвоении материала, вывод |
6