Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром (1019-1054)



МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»

Конкурс «Гимназический урок»










Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром (1019-1054)










Автор: Диянова В.В., преподаватель истории

Время проведения урока: 6 февраля 2013 г.


Заведующая кафедрой: Игошева Н.А._________




Технологическая карта занятия



Тема занятия

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром (1019-1054)

Тип занятия

Изучение нового материала

Дата проведения занятия

06.02.2013

Образовательные ресурсы

Презентация урока, учебник Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI в. – М.: Просвещение, 2011

Цель урока

Формирование знаний о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, развитие умения применить изученный материал в новых ситуациях, воспитание коммуникабельности


Формы и методы, технологии обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный; беседа; анализ; обобщение.

Формы: общеклассная и индивидуальная.

Технология: урок в логике технологии развивающего обучения, «Успешного чтения»


Основные понятия и термины

Система государственного управления. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Русская Правда. Внутренняя политика, внешняя политика, направления политики, династический брак, наместник, усобицы

Планируемые результаты

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за историю России, возможность ориентироваться в нормах древнерусского законодательства, понимание значимости своего участия в уроке для конечного результата

Регулятивные: управление учебной деятельностью посредством контроля своих действий и оценки успешности в усвоении материала, освоение способов решения проблем поискового характера

Познавательные: оценка деятельности исторических личностей на примере Ярослава Мудрого, выполнение своей деятельности по заданному алгоритму

Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность, формулирование собственной позиции при решении учебной задачи, овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей, составление текста в письменной форме.



Этапы занятия


Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Организационный

этап

2 мин.

Объявляет тему и план занятия


Усвоение алгоритма деятельности

Понимание значимости своего участия в уроке для конечного результата

Прогнозирование результата деятельности класса

Основной этап

33 мин.

1. Борьба за власть сыновей Владимира

Создает проблемную ситуацию:

  1. В каком году закончилось правление Владимира Святославича? А в каком году началось правление Ярослава?

  2. Предположите, что происходило в 1015-1019 гг.?

Рассказывает о борьбе за власть между сыновьями Владимира

  1. Отвечая на первый вопрос, делают вывод, что между концом правления Владимира и началом правления Ярослава – четыре года.

  2. Высказывают предположения о том, что происходило в этот период.

  3. Слушают рассказ учителя об основных событиях этого периода.

  4. Вспоминают жития Бориса и Глеба, изученные на уроках литературы

  5. Делают выводы о том, чьи предположения соответствуют истине.

Учет позиции других гимназистов, умение обосновать собственное мнение,

Построение полного ответа на поставленный вопрос.

Уважение прав других гимназистов

Выполнение задания на основе заданного алгоритма.

Определение пробелов в своих знаниях и умениях

Понимание значимости своего участия в уроке для конечного результата Управление проявлениями своих эмоций.

Осуществление контроля над своими действиями по заданным правилам, оценка успешности и корректировка своих действий




Создает проблемную ситуацию:

Изучая внутреннюю и внешнюю политику князя Ярослава, определите, почему его прозвали Мудрым?


Высказывают предположения о том, почему Ярослава прозвали Мудрым

Готовятся составлять план ответа

2. Внешняя политика князя Ярослава

Задание. Слушая рассказ учителя, определите направления внешней политики Ярослава.

Рассказывает об основных мероприятиях внешней политики Ярослава, привлекая внимание к слайдам презентации

Предлагает вспомнить содержание повести А. Волкова «Царьградская пленница»: какая битва описывается в последней главе повести? («Успешное чтение»)

Составляют план «Внешняя политика Ярослава», отмечая те пункты, которые свидетельствуют, с их точки зрения, о мудрости данной политики. Что противоречит оценке политики как мудрой?


Формулирование собственной позиции при решении учебной задачи

Составление плана ответа

Выделение и формулирование главных мыслей рассказа

Готовность к самообразованию

Освоение способов решения проблем поискового характера


3. Внутренняя политика князя Ярослава

Предлагает изучить п.2-3 учебника и продолжить составление плана

Предлагает составить «тонкие» и «толстые» вопросы к отрывкам из Русской Правды и ответить на них.

Показывает фотографии Софийского собора в Киеве

Предлагает ответить на вопрос: почему Ярослава прозвали Мудрым? Заслуживает ли он такой оценки?

Формулирование собственной позиции при решении учебной задачи.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей, составление текста в письменной форме.

Управление проявлениями своих эмоций.

Умение договариваться.


Составление плана ответа

Выделение и формулирование главных мыслей рассказа

Готовность к самообразованию

Управление проявлениями своих эмоций.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.


Освоение способов решения проблем поискового характера


Заключительный этап

5 мин.

Предлагает обменяться мнениями о том, какие знания приобрели, какие новые вопросы возникли.

Высказывает свое мнение об уровне усвоения материала классом, о деятельности учащихся

Определять сильные и слабые стороны своей деятельности. Различение оценки действия и оценки личности

Определение пробелов в своих знаниях и навыках.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Сопоставление своей оценки с оценкой учителя для определения уровня усвоения материала

Определение личного результата участия в уроке: уровень знаний и умений

Оценка успешности в усвоении материала, вывод



6


Свежие документы:  Конспект урока истории «Подворье»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: