Разработка урока «Рабство в Древнем Риме»


Разработка урока «Рабство в Древнем Риме»

Методическая цель: «Метод проектов, как эффективный способ актуализации учебных компетенций детей, имеющих отклонения в развитии»

Цель урока:

-познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме;

-продолжить формирование умений работать с текстом и иллюстративным материалом учебника;

-развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы;

-способствовать воспитанию чувства сопереживания;

-формировать отношение к рабству как к униженному состоянию человека.

Оборудование:

-карта «Рост Римского государства в 111 в. до н.э. – 11 в. н. э.

-учебник «История Древнего мира»

-компьютер

-мультимедийная презентация по теме, выполненная учителе;

— репродукция картины худ. Г. Р. Буланже «Рынок рабов»

— репродукция картины худ. Н. Лапицкого «В имении римского рабовладельца» (в учебнике)

-репродукция картины худ. С. Вихарева «Бой гладиаторов в Колизее»

-другие репродукции картин различных авторов

Коррекционные задачи:

-формировать положительный мотив к учебной деятельности;

-развивать монологическую речь;

-развивать память, пространственное воображение и наблюдательность.

Тип урока: урок – проект.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский, опыт творческой деятельности.

Формы: коллективные, групповые, индивидуальные.

Приёмы обучения:

-рассказ

-демонстрация

-работа с учебником.

Основные понятия: раб, рабовладелец, триумф, император.

Цель проекта: общеурочные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:

  1. Умения и навыки работы в сотрудничестве (взаимодействие с партнёром)

  2. Коммуникативные умения: умение вступать в диалоги, задавать вопросы и. т. д.

  3. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления, артистические умения.

ПЛАН УРОКА

  1. Вводная часть

  2. Источники рабства

  3. Работа по группам

  • Труд рабов в сельском хозяйстве

  • Труд рабов в доме рабовладельца

  • Гладиаторы

  1. Рефлексия

  1. Учитель: мы продолжаем изучать историю Древнего Рима. Сегодня нас будет интересовать одна очень важная проблема, и урок будет особенный. Сегодня мы все вместе совершим путешествие с севера на юг Апеннинского полуострова и будем очень внимательны и наблюдательны. Мы должны увидеть все изменения, которые произошли в Древнем Риме. Взглянем на карту — всё побережье Средиземного моря находится под контролем Рима, Римская империя господствует уже во всех государствах Средиземноморья, что главой государства является император – повелитель. Но самое главное – кол-во рабов стало еще больше. Каждый триумф – торжественный въезд императора-победителя в Рим прибавлял кол-во рабов в империи. В каждом городе империи существовали рынки рабов (см. слайд ) на которых можно было купить рабов в любом количестве, услышать речь на разных языках.

Наше путешествие будет проходить на различных направлениях, чтобы в конце урока каждый составил проект – рассказ, что он увидел и запомнил. Старайтесь всё заметить, запомнить все детали, все мелочи.

  1. Но давайте вспомним, откуда и как появлялись рабы в Древнем Риме? Источники рабства: (см. слайд 3, 4)

В тетрадях вы записали источники рабства.

  1. Сейчас класс разделится на группы, каждая группа получит свой номер маршрута. В классе 3 ряда – 3 группы. В каждой группе выбираем руководителя, которые вытягивают жетоны – номера своих маршрутов (см. слайд 5).

1 группа получила маршрут «Имение римского рабовладельца»

2 группа – маршрут «Дом рабовладельца»

3 группа – маршрут «Колизей. Бои гладиаторов»

Каждая группа составляет свой проект-рассказ, использует иллюстративный и учебный материал, выбирает экскурсовода, который будет представлять проект, но дополнить его может любой ученик из его группы. Оценивается выступление каждого участника группы.

Каждая группа имеет дополнительные карточки к маршрутному листу.

1 группа.

Имение оказалось большим. Местные крестьяне разорились, и их земли скупил богач. В имение входят виноградники, огород, луг, фруктовый сад и лес. Мы спросили у управляющего:

-Сколько рабов необходимо для работ в имении?

Нам ответили – 150.

-Кто находится в центре картины?

-А кто стоит рядом?

-Чем заняты рабы? (слева, справа)

-Как одеты, где живут?

-Что бы ответил вам управляющий, если бы вы предложили ему запрячь волов, чтобы заменить тяжёлый труд рабов в давильне?

2 группа

У подножия холмов мы увидели красивую усадьбу. Нам интересно было узнать, кто в ней живёт. К нам подошёл человек, который сказал нам, что хозяина нет дома, но нам он разрешил осмотреть усадьбу без него.

-Что вас поразило? (мозаика, фрески, бронза, колонны, бассейн)

-Встретили ли вы рабов в доме?

-Чем они были заняты? (повара, лакеи, врачи, учителя, библиотекари, няни, слуги, музыканты, цирюльники)

-О чём вы с ними беседовали?

-Они вас понимали?

3 группа

Мы прибыли в Колизей, подходим к величественному зданию. Места для зрителей расположились вокруг арены, усыпанной песком, и поднялись вверх по лестнице. Колизей вмещал 50 тысяч зрителей. Он имел 4 этажа.

-Кто мог стать гладиатором?

-Где обучались гладиаторы?

-Как выглядели гладиаторы?

-Чем закончится бой?

-Кто решает судьбу гладиатора?

-Какие качества воспитывали гладиаторские игры в детях, которые приходили вместе с родителями?

Наши группы вернулись и сообщили нам много интересного и страшного. Даже не верится, что такое может быть.

Рабы в Риме были бесправны. Особенно тяжёлым был труд рабов в рудниках. Очень часто смертную казнь рабам заменяли работой в рудниках.

С юридической точки зрения, раб как личность не существовал, он во всех отношениях был приравнен к вещи.

Римляне орудия труда делили на мычащие (волы), молчащие (соха) и говорящие (рабы).

  1. Рефлексия.

-Итак, сегодня на уроке вы узнали… вы выяснили… вы поняли…

-Ваши впечатления от путешествия?

-Что наиболее интересного было на уроке?

-Как бы я оценил моё участие в занятии

Домашнее задание: просмотреть свои записи в тетрадях, подготовиться к итоговой контрольной работе.



Свежие документы:  Внутренняя политика Александра I (первый период)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: