Ролевые игры на уроках истории


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Толстомысенская средняя общеобразовательная школа №7»

Красноярского края Новосёловского района





Ролевые игры на уроках истории.







подготовила

учитель истории и обществознания

Арыскина Тамара Владимировна



















Толстый Мыс, 2014



Ролевые игры на уроках истории.

Пояснительная записка.

 

 

 

Согласно исследованиям видных социологов, педагогов и психологов сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а обучают игре другие люди, которые уже владели ею — «умеющие играть» Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Постепенно дети накапливают игровой опыт — и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры. Раньше они существовали в виде дворовых сообществ или группы братьев и сестер разного возраста в одной семье. Сейчас дети разного возраста сильно разобщены. Сильными факторами разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят много времени. В современной школе чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Формирование личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условие последующей творческой деятельности. Предлагаю вашему вниманию сценарии ролевых игр, направленных на развитие устойчивой гражданской позиции ребенка.

 

Первая ролевая игра: «Разиня»

 

Цель игры: Воспитание навыков и умений защиты своей собственности.

Задача игры: Организация занятия, активизирующего и стимулирующего ребенка к принятию ответственного решения.

Ход игры.

Класс делится на две команды. Первая команда – «воришки», вторая – «обыкновенные люди». «воришки» должны украсть какие-то предметы – расчески, ручки, кошельки, украшения, сувениры. Их нужно разложить в разных местах: на столе, на полках или в ящике стола, спрятать под столы и стулья или в цветах.
Игра начинается. «Обыкновенные люди» занимаются своими делами, например, читают газету, подметают пол, при этом им нужно внимательно следить за «воришками». Как только кто-то из «воришек» приготовится что-нибудь «украсть», кто-нибудь из «обыкновенных людей» старается поймать его и взять в «плен», и позвонить в полицию.
Игра продолжается до тех пор, пока все «воришки» не окажутся «за решеткой». Но «воришек» можно ловить только в непосредственной близости к предмету, который он собирается «украсть», то есть на месте преступления. Если он успевает убежать, брать его в «плен» нельзя. После этого игроки меняются ролями, «воришки» становятся «обыкновенными людьми», а те, в свою очередь, – «воришками».


Вторая ролевая игра: «Все люди одинаковы»

 

Цель игры: помочь детям быть наблюдательными, научить их быть терпеливее к другим, привить навыки умения правильно оценивать ситуацию.

Задача игры: развитие навыков быстрой адаптации в незнакомой обстановке.

Свежие документы:  Сценарий праздника для 2 класса "Широкая масленица"

Ход ролевой игры.
Весь класс делится на пары. Учитель раскладывает карточки задания, а каждая пара берет себе их по очереди. Затем пары уединяются и выполняют полученное задание, стараясь как можно живописнее вжиться в роль. В помощь любая пара может брать кого-либо из игроков другой пары. Таким образом, образуются «рабочие» команды. Задания могут быть следующими:
1. Изобразить ребенка, который ругается с матерью. Роль матери и ребенка пара распределяет между собой. Причиной ссоры может служить отказ от нелюбимой еды, разбитой чашки или отказ убираться в спальне. Задача пары примирить мать с ребенком.
2. Изобразить хорошего ученика и плохого учителя, который, слушая домашнее задание, придирается к каждому слову. Задача пары – найти выход из сложившейся ситуации.
3. Представить скандал между мужем и женой. Возможные причины ссоры: позднее возвращение с работы одного из супругов, не приготовлен ужин, футбол по телевизору, или же день рождения, про который забыли. После представления попросить стальных игроков объяснить, кто из данной пары являлся «хорошим», а кто «плохим» папой или мамой.
4. Спор начальника и подчиненного. Начальник объявляет выговор за то, что подчиненный реализовал не тот продукт, подчиненный, в свою очередь, оправдывается. Черты характеров играющая пара определяет самостоятельно. Остальные пары, определяют, чья позиция наиболее устойчивая.
5. Показать пешехода, нарушившего правила дорожного движения, перебегая через дорогу перед автомобилем. Изобразить разговор между ним и водителем. Остальные пары должны предложить свой анализ ситуации с точки зрения закона. Следует учесть тот факт, что пешеход нарушил правила дорожного движения, но продолжает ругаться и возмущаться.

 

Третья ролевая игра «Позвони»

Цель игры: воспитание и развитие гражданского самосознания и поведения на основе четкой правовой позиции.

Задача ролевой игры: развитие навыков бескомпромиссной борьбы с наркоманией и торговлей наркотическими веществами.

Ход игры.

Все участники делятся на две команды. Первая команда – «наркоманы», вторая – «нормальные граждане». «Наркоманы» должны устроить в квартире притон, где можно купить, продать или употребить наркотик. Заранее нужно приготовить атрибуты наркоманов: шприцы, целлофановые пакетики с белым порошком. «Наркоманы» должны умело изображать «обкуренного» или процесс тайного приготовления зелья. «Нормальные граждане» должны успеть вызвать полицейских до того, как «наркоманы» успеют скрыть следы своей деятельности.


Четвертая ролевая игра: «Не играй с огнем!».

Цель игры: Воспитание добропорядочных и законопослушных граждан, не способных на неадекватные поступки.

Задача игры: Научить ребенка поступать только так, чтобы не нарушать установленные в обществе законы. Утвердиться в сознании неотвратимости наказания за любое преступление.

Ход игры.

Учитель внимательно наблюдает за ходом действия, чтобы компетентно подвести итоги игры. Класс делится на две группы. Первая — «преступники», а вторая – «добропорядочные граждане».
«Преступники» придумывают возможные ситуации или действия для собственного обогащения за счет чужого добра. Например, ограбить банк, получить деньги путем обмана или мошенничества. «Добропорядочные граждане» приводят собственные доводы и соображения, объясняя, что путь преступления весьма опасен, и они, выбирая этот путь, подвергают себя неоправданному риску.
Задача «добропорядочных граждан» – доказать, насколько опасна жизнь «бандитов». Побеждает та команда, которая набирает большее количество положительных откликов. За тем игроки меняются ролями.

Свежие документы:  Игра-викторина по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева» для учащихся 5 класса

 

Пятая ролевая игра: «Сила закона».

Цель ролевой игры: Воспитание уверенности, что зло должно быть наказано, что самосуд недопустим, что государство имеет достаточно сил и средств защиты жизни и здоровья своих граждан.

Задача игры: Научиться правильным действиям в опасной ситуации

Ход урока.

Класс делится на три команды. Первая команда – «профи», вторая – «банда», третья – «мирные жители». Задача «банды» – нападать на «мирных жителей», задача «профи» – защищать их. Сценарий игры: «мирные жители» занимаются своими привычными делами. Когда на них нападает «банда», они не могут защищаться от них с помощью силы, они вправе только убегать. «Профи» имеют право использовать любые средства защиты мирных людей. Их задача – обезвредить «банду», поймать и посадить в «тюрьму». Каждый «профи» может действовать как в одиночку, так и в компании с другими. Если один «профи» поймает несколько «бандитов», он становится победителем в этой игре. «Банда» может использовать любые средства для достижения цели. Если «банда» окажется сильнее, то победителем становится кто-то из них. После этого состав «профи» увольняется, игра продолжается до логического завершения.
Особенность этой игры: «профи» должны держать себя в рамках дозволенного законом, «мирные граждане» не устраивают самосуд, «банда» изображается в самом неприглядном виде. Запрещается устраивать драку, и если кто-то нарушает это условие, он немедленно должен выйти из игры.

 

Шестая ролевая игра: «Девочка и хулиганы».

Цель ролевой игры: Воспитание умений и навыков защиты прав и свобод личности в любой ситуации.

Задача ролевой игры: Научить ребенка, особенно девочку, правильным действиям на безлюдной ночной улице в окружении преступников.

Ход ролевой игры.

Учитель занимает позицию наблюдателя и основного жюри. Все дети делятся на две группы. Первая команда описывает различные ситуации, в которых рассказывается об опасностях, подстерегающих людей. Например, ночью, на молодую девушку, возвращающуюся домой, вдруг нападают хулиганы. Вторая команда продолжает игру таким образом, чтобы объяснить и показать – из любого положения есть выход. Например, такое продолжение сюжета: «Вдруг девочка берет камень с земли и бросает в окно дома и кричит: «Помогите! Пожар!» Люди, естественно, высовываются в окно, начинается переполох. Хулиганы, испуганные неожиданным поворотом событий, убегают».
Участники первой команды могут предложить другую ситуацию. Например, человек возвращается домой и видит, что дверь квартиры открыта, слышны голоса внутри, и понимает, что дома – грабители.
Члены второй команды немедленно предлагают выход: человек быстро бежит к соседям, просит вызвать милицию. А сам караулит грабителей возле подъезда. Когда они выходят, он ищет способы задержать их до приезда милиции. Для этого он быстро обращается к ним и предлагает купить «таблетки для похудания», представившись распространителем этого продукта, и начинает энергично рекламировать свой товар. Действуя убедительно, он успешно удерживает их возле дома до прибытия милиции. Задача: – придумать невероятные способы спасения от хулиганов и бандитов. За каждый ответ команды получают определенное количество очков. Побеждает команда, набравшая больше очков. После этого игроки меняются ролями, игра продолжается.

Свежие документы:  Разговор о правильном питании

 

Значение и роль ролевой игры в процессе воспитания подростка.

 

Умение играть — это не просто возрастной навык: это элемент жизненной философии, делающей жизнь человека более легкой и радостной. Игра — средство самовыражения детей, проба сил. Игра — это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов. Благодаря игре возникает новая форма удовольствия ребенка — радость от того, что он действует так, как требуют правила. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности людей, знакомство с их профессиями. В игре ребенок учится управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для коррекционной работы с детьми. Ученик подчиняет свою эмоционально-волевую сферу правилам игры, у него формируются правильные движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения жизни.

 

Библиографический список

1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева.- М.: Просвещение, 2007.

2. Богоявленская, Д.Б. О предмете исследования творческих способностей / Д.Б. Богоявленская //Психол. журнал.- 2009. — №5. — С.49-58.

3. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников /В.Я. Воронова. — М.: Просвещение, 2001. — 131с.

4. Воспитание детей в игре /сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. — М., 2003.

5. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада /под ред.Т.А. Марковой. — М.: Просвещение, 2002. — 128 с.

6. Жуковская, Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду /Р.И. Жуковская. — М., 2000.

7. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры /А. В. Запорожец //Дошкольное воспитание. — 2005. — №10.

8. Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений /под ред. Т.А. Куликовой. — М., 2008.

9. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. /под ред. С.А. Новоселовой. — М., 2009.

10. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста /под ред. Н.Я. Михайленко. — М., 2008.

11. Колесов, Д.В. О психологии творчества //Психологический журнал. — 1992. — № 6. — С. .

12. Коротаева, Е. Творческая педагогика для дошкольников //Дошкольное воспитание. — 2006. — №6. — С.32-34.

13. Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду/Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. — М., 2007.

 



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: