Система рекомендаций для подготовки к ГИА по истории в 9 классе


Система рекомендаций для подготовки к ГИА по истории в 9 классе.

  1. Специфика экзаменационной работы в 9 классе в новой форме по истории России.

С 2006 года в Российской Федерации проводится государственная итоговая аттестация по истории России в новой форме. Назначение экзаменационной работы заключается в следующем:

  • Оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории России выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений

  • Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы и послужить толчком к дальнейшему более углубленному изучению данного предмета

Содержание материала по истории России распределяется в работе по разделам, определенным с учетом общей периодизации и хронологических рамок отдельных школьных курсов. Это разделы:

  • VIII— н.XVIIв.

  • XVII XVIII вв.

  • XIXв.

  • 1900-1945 гг.

  • 1945-1991 гг., 1991-2007 гг.

Задания в работе располагаются по принципу нарастания от простых в части 1(А) к наиболее сложным в части 3(С). Часть 1(А) содержит все задания базового уровня. В части 2(В) все задания – повышенного уровня, в части 3(С) все задания – высокого уровня сложности.

Таким образом, экзаменационная работа носит комплексный характер. В нее включены задания не только разной степени сложности, но и предполагающие разные виды деятельности.

В экзаменационной работе проверяются следующие элементы подготовки по истории учащихся основной школы:

  1. Знание дат, периодов наиболее значимых явлений, процессов, работа с хронологией;

  2. Знание фактов (места, обстоятельств, участников событий), работа с фактами;

  3. Работа с источниками:

  • Поиск информации в источнике

  • Контекстный анализ источника – раскрытие сущности описываемых событий, явлений

  1. Описание исторических событий

  2. Объяснение и анализ исторических событий:

  • Объяснение исторических понятий, терминов

  • Соотнесение фактов и обобщенных знаний и понятий

  • Указание характерных, существенных признаков событий, явлений

  • Объяснение причин и следствий событий

  • Систематизация, группировка фактов, понятий, явлений по указанному признаку

  • Изложение и объяснение оценок исторических событий , явлений, личностей





























  1. Рекомендации по выполнению экзаменационной работы.

На выполнение экзаменационной работы по истории дается 2 часа (120 мин).

Часть 1(А) содержит тестовые задания с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных).

Тест – метод исследования и испытания способностей человека к выполнению той или иной строго определенной работы, выяснение умственного развития с помощью стандартных схем и форм. В части 1(А) представлены тестовые задания с целью:

  1. Выявления хронологических знаний:

  • Когда Финляндия вошла в состав Российской империи?

  1. В 1812 г.

  2. В 1815 г.

  3. В 1809 г.

  4. В 1899 г.

  • Кто из ниже перечисленных лиц были современниками?

  1. П. Чаадаев и Н. Бердяев

  2. А. Герцен и В. Белинский

  3. М. Бакунин и Н. Новиков

  • В какие из названных ниже периодов в СССР проводились реформы по либерализации общественной жизни?

  1. 1945-1953

  2. 1953-1964

  3. 1964-1985

  4. 1985-1991

  1. Выявление знаний главных и неглавных исторических фактов:

  • Основная ответственность за поражение Красной армии летом 1941 года была возложена Сталиным на:

  1. Тухачевского

  2. Павлова

  3. Жукова

  4. Рокоссовского

  • 16 октября 1820 г. Произошло восстание в Семеновском полку. Какое требование выдвинули солдаты?

  1. Отменить крепостное право

  2. Ввести в России конституцию

  3. Сместить командира полка

  1. Выявление теоретических знаний:

  • Форма землевладения, возникшая в XV веке и предоставлявшаяся за службу?

  1. Вотчина

  2. Удел

  3. Поместье

  4. Кормление

  • Политика создания в СССР государственного крупного сельского хозяйства взамен масс мелких индивидуальных хозяйств называлась:

  1. Социализация

  2. Кооперирование

  3. Национализация

  4. Коллективизация

  1. Выявление причинно-следственных знаний:

  • К последствиям национальной политики СССР в 1930-е гг. относится:

  1. Расширение политической самостоятельности союзных республик

  2. Предоставление экономической независимости союзным республикам

  3. Укрепление унитарного характера государства

  4. Запрет на русификацию культуры в национальных регионах

  • Резкое обострение отношений между странами Запада и СССР в к. 70-х годов было вызвано:

  1. Усилением противоречий по берлинскому вопросу

  2. Установлением просоветских режимов в Анголе и Сомали

  3. Вводом советских войск в Афганистан

  4. Разрывом отношений с Францией

Для того, чтобы результативно выполнить тестовые задания данных типов, целесообразнее использовать метод исключения, который позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на трех-четырех (что гораздо труднее). Поэтому, многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.



В работе и в части 1(А), и в части 2(В), и в части 3(С) содержатся задания на поиск информации в историческом источнике. Рекомендую следующие методы работы с источником:

  1. Метод последовательно-текстуального изучения источника, который позволяет выработать алгоритм действий учащихся.

  • Первый ориентир: выделение основополагающих идей и положений;

  • Второй ориентир: работа с вопросами, поставленными к источнику и выработка ответов на них;

  • Третий ориентир: анализ упоминаемых автором фактов, событий, личностей.

  • Четвертый ориентир: соотнесение идей и положений источника с событиями, преобразованиями в жизни нашего общества, то есть попытки использования исторического опыта России в наше время.

  1. Метод поэтапного изучения источника.

  1. Подготовительный этап:

  • Уяснение терминологии источника, несущей основную смысловую нагрузку

  • Выяснение причин, времени, исторических условий создания изучаемого источника

  • Разбор фактов и событий, включенных в источник

  • Выявление качественных характеристик личностей, упоминаемых в источнике

В. Усвоение содержание источника:

  • Выделение основных вопросов источника

  • Уяснение основных идей и положений

С. Выполнение обобщающих и практических заданий

Данные методы постепенно отрабатываются учениками на протяжении уроков истории. Для ребят важно усвоить правила чтения исторических текстов, в которых соприкасаются данные методы работы с источником:

  1. Интегральный алгоритм чтения:

  • Наименование читаемого источника – нельзя считать заголовки исторического источника мелочью; при его мыслительной обработке достигается лучшее понимание общего содержания источника и восприятие текста целиком

  • Автор – важно обратить внимание на то, кто является автором источника – многое скажут о содержании источника такие имена, как Е. Гайдар, Н. Карамзин, В. Ключевский и др.

  • Основное содержание – чтение и уяснение основных идей и положений источника

  • Фактографические данные – изучая источник, необходимо выделить действующих лиц, места действий, факты и события, подкрепленных датами и аргументами

  • ( см. приложение 1 – работа с текстом источника)



  1. Дифференциальный алгоритм чтения:

  • Выделение ключевых слов в абзацах текста

  • Составление из них смысловых предложений

  • Выделение основного смысла отрезка текста

( см. приложение 2 – работа с текстом источника)

























Приложение 1. Работа с источником, используя интегральный алгоритм чтения текста.

А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни. 1879 г.

Первое, что бросается в глаза, это то, что во многих деревнях крестьяне получили в надел менее того количества земли, какое у них было в пользовании под крепостном праве. Вся лишняя за указанным наделом земля была отрезана во владение помещика и составила так называемые отрезки… Где есть отрезки, там крестьяне беднее. Очень часто можно видеть, что деревни, даже не имеющие полного надела, но получившие то количество земли, каким они пользовались при крепостном праве, живут зажиточнее, чем те деревни, у которых были отрезки…

У нас за отрезки повсеместно крестьяне обрабатывают помещикам землю – именно работают… как при крепостном праве, то есть на своих лошадях, со своими орудиями производства…

Для многосемейных зажиточных крестьян, у которых во дворах много работников и работниц, много лошадей и исправная снасть, отработать за отрезки… еще ничего, но для одиночек-бедняков, у которых мало лошадей, отработка… — чистое разорение.

Вопросы и задания к документу:

  • Кто автор произведения?

  • Когда и в каких исторических условиях было написано произведение?

  • Какие особенности ведения помещичьего хозяйства описывает автор?

  • Какие прогрессивные и регрессивные явления в жизни крестьян пореформенной деревни описывает автор?

  • Сделайте вывод на основе этого о каком характере ведения хозяйства идет речь, ответ обоснуй.



Приложение 2. Работа с источником, используя дифференциальный алгоритм чтения текста.

«В августе 188 г. было издано «Положение об усиленной и чрезвычайной охране». При введении его в какой-либо местности власти могли высылать нежелательных им лиц, закрывать учебные заведения, передавать дела на рассмотрение военного суда вместо гражданского, приостанавливать периодические издания. В «Положении об усиленной и чрезвычайной охране» подчеркивался его временный характер, но оно просуществовало вплоть до падения самодержавия. Некоторые местности десятилетиями находились на режиме чрезвычайного управления, хотя особой необходимости в этом не было. Просто губернаторы не хотели расставаться с дополнительными полномочиями» (Буганов В. И.).

  • Найдите и выпишите ключевые слова текста – август 1881г., «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», высылка и др.

  • Составьте смысловые предложения, используя ключевые слова

  • Передайте основной смысл текста

































Приложение.

Памятка выпускника «Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ГИА».

  1. Будь внимателен! В начале экзамена тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать и т.п.). От того, на сколько ты внимательно слушаешь все эти правила, зависит правильность твоих ответов.

  2. Соблюдай правила поведения на экзамене! Если хочешь задать вопрос, не выкрикивай с места. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения бланков, или в случае возникновения трудностей с тестпакетом.

  3. Сосредоточься! После заполнения бланка, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только задания и часы. Торопись не спеша!

  4. Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать правильный ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что правильно понял вопрос.

  5. Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в задании которых ты не сомневаешься, не останавливайся на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно, и ты войдешь в рабочий ритм. Потом вся твоя энергия будет направлена на более трудные задания.

  6. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условие задания «по первым словам» и сам достраиваешь концовку. Это верный способ совершить досадные ошибки.

  7. Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на пяти-шести (что гораздо труднее).

  8. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

  9. Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.

  10. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

  11. Удачи тебе!

Свежие документы:  Обобщение опыта работы по теме "Тестовая форма контроля знаний на уроках математики"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: