Технологическая карта урока с использованием ЭОР и ЦОР на тему: «Первые русские князья» 6 класс


Технологическая карта урока с использованием ЭОР и ЦОР

на тему: «Первые русские князья»

6 класс, история



ФИО (полностью)

Маркова Ирина Михайловна


Место работы

ГБОУ СОШ № 2000


Должность

Заместитель директора по УВР, учитель истории


Предмет

История и обществознание


Класс

6 класс


Тема и номер урока в теме

Первые русские князья № 6

Базовый учебник

Учебник: Данилов А.А. «История России с древнейших времен до XVI века» » М, «Просвещение» 2009


Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: комбинированный урок с использованием ЭОР

Цель: 1. Познакомить с деятельностью первых русских князей;

2. Выявить произошедшие изменения в Древнерусском государстве;

3. Продолжить работу по формированию навыка работы с картой и историческими источниками.

Задачи:

  • раскрыть особенности социально-экономического развития Руси;

  • продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля;

  • воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа.



Образовательные:

  • сформировать представление о внутренней и внешней политике князей

  • продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, элементарно анализировать изучаемые события, правильно показывать по карте изучаемые объекты;

  • закрепить фактические сведения .

Развивающие:

  • формировать навыки работы с источниками знаний, прежде всего с ЭОР;

  • устанавливать причинно-следственные связи ;

  • знакомство с новыми способами технической обработки исторической информации.

Воспитательные:

  • развитие интереса к истории, любознательности;

  • выработать собственное отношение к рассматриваемым событиям.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, 1 компьютер

  2. ЭОР с сайта www.fcior.edu.ru и ресурсы с сайта www.schoolcollection.edu.ru

  3. Атласы

  4. Учебник и тетрадь

Основные термины и понятия:

Вече — народное собрание в древней и средневековой Руси в 10-14 вв.

«Из варяг в греки» — торговый и военный путь из Балтийского моря в Черное, в Византию, населенную греками.

Князь – в древней Руси вождь племени, правитель государства или государственного образования (дословно, вероятно, конный воин)

Кровная месть — обычай, сложившийся при родовом строе как средство защиты рода, обязанность родственников убитого отомстить убийце или его родным

Погосты – первоначально центры общин в Древней Руси, места родовых собраний, праздников, кладбищ, после налоговой реформы княгини Ольге места сбора дани.

Полюдье – система сбора дани в Киевской Руси путем объезда князем с дружиной подвластных земель.

Уроки – конкретные размеры полюдья, штрафов, других платежей и повинностей



Работа учащихся оценивается по устным выступлениям, степени участия в обсуждении вопросов в ходе урока.

N

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

Актуализация

Демонстрация ресурса


Отвечают на вопросы учителя

?


2

Введение нового материала

Постановка проблемного вопроса

Слушают проблему, выдвинутую учителем

?


Погружение в проблему

Демонстрация ресурса

Знакомятся с презентацией из ресурса

Показывает страницы презентации

3

Анализ и обобщение

Формулировка ответов на поставленную проблему

Ученики формулируют выводы и записывают в тетрадь

Учитель выслушивает и корректирует учеников

4

Рефлексия

Закрепление полученных знаний

Знакомятся с заданиями и задают вопросы по их условиям.


5

Подведение итогов

Выставление оценок ученикам

Выставляет оценки



План

    1. Образы русских князей

  • Изучение нового материала. По ходу объяснения заполнить таблицу. «Деятельность русских князей».

Имя
правителя

Годы
прав-
ления

Внутренняя
политика

Внешняя
политика


    1. Рюрик

001Рюрик.avi


862-879г.г

Сбор дани с подвластных племен, суд

Борьба с кочевниками – печенегами, булгарами

2.Олег

005Олег.avi


882-912 г.г.

Объединение центров Руси

Борьба с кочевниками, присоединение славянских племен северян и радимичей

3. Игорь

006Игорь.avi

912-945 г.г.

Подчинение славянских племен

Развитие торговых отношений

  1. Ольга

007Ольга.avi


945-957 г.г.

Введение погостов, уроков, назначение сборщиков дани.

Принятие христианства

  1. Святослав


967-980 г.г


Подчинение вятичей, походы против хазар, в Византию

  1. Деятельность Олега 882-912 г.г.

Первые русские князья и их завоевания (5 мин)
Роль варягов — варяжских князей Рюрика, Олега, Игоря, Святослава в создании государства Русь велика. Их главные достижения связаны с действиями по объединению разрозненных территорий под единой властью, для этого князьям необходимо часто объезжать эти земли, напоминая о себе и собирая дань.
Завоевания каждого из князей. Основные направления походов: образование и расширение границ государства Русь (завоевание Киева, присоединение восточно-славянских племен); византийское направление; восточное направление (печенежское, булгарское, хазарское).
ФИЗПАУЗА 2. Походы Святослава (5 мин)
— Чем выделяется внешняя политика Святослава? — Знаете ли вы, куда совершил свои военные походы Святослав? 3.Взаимоотношения князя и дружины и ее структура,фрагменты «Повести временных лет».
1. «В год 6479 ([971) И отправил (Святослав) послов к царю в доростол… говоря так: «Хочу иметь с тобою прочный мир и любовь». Царь же, услышав это, обрадовался и послал к нему даров больше прежнего. Святослав же принял дары и стал думать с дружиной своею, говоря так: «Если не заключим мир с царем, и узнает царь, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, печенеги с нами в войне, и кто нам поможет? Заключим же с царем мир: ведь они уже обязались платить нам дань, — того с нас и хватит». И была люба речь эта дружине, и послали лучших мужей (воинов)к царю…» Вопросы к документу:
1. О каких событиях рассказывается в документе? С каким царем Святослав хочет заключить мир? 2. Почему князь Святослав должен был совещаться с дружиной; чтобы принять решение, заключать договор: с Византией или нег? 3. Мог ли он самостоятельно принять такое решение? 2. «В год 6463 (955). …Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом, и учила его мать принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому, но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. он же… говорил так: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться.


1. Почему Святослава так беспокоило, что дружина начнет смеяться над ним, если он примет крещение? 2. Какие выводы о роли дружины в управлении государством можно сделать на основе анализа документа?


Вывод: одна из важнейших особенностей зарождавшегося древнерусского государства заключалась в том, что верховная власть в нем делилась между князем и дружиной, с одной стороны, и городским вечем — с другой.

III. Закрепление. Проверка заполнения таблицы.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 хронолайнер курсы.pptx

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 001ryurik.zip

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Маркова И.М._хронолайнер.tlx









Свежие документы:  Проект для 6 класса на тему: "Любовь к Родине"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: