Урок истории по теме «Подвиг бологовских железнодорожников в годы войны»


Тема урока: «Подвиг бологовских железнодорожников в годы войны».

Оборудование: ИКТ, сложенные треугольником листы бумаги, имитирующие похоронки.

Урок

Вступительное слово учителя.

Историк — 64 года отделяет нас от ВОв, от Победы. Всё меньше остаётся среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны и как была велика цена Победы.

Музыка «Вставай, страна огромная»

(слайд 1 «Тема урока»)

Стих — е «Горит Бологое…»(читает учащ-ся 7 «А» класса Пасхина А.)

Цели (слайд 2)

1.Познакомиться с судьбами и деятельностью бологовских ж/дор- в, внесших вклад в победу.

2.Рассмотреть роль женщины в войне

Литератор — Ребята, с творчеством каких бологовских поэтов вы знакомы?

-А каковы темы их творчества?

3.Да, они пишут о нашей действительности, о любви, о дружбе, о человеческих взаимоотношениях и некоторые бологовские поэты пишут о такой далёкой войне, о которой они, как и мы, знают понаслышке: из учебников истории и рассказов близких. С некоторыми стихотворениями мы познакомимся сегодня на уроке. А также познакомимся с жанром письма.

Историк — Город Бологое ,как крупный ж/дор- й узел, в годы ВОв занимал важное стратегическое положение. Именно он, этот город путейцев, накрепко связал между собой четыре фронта- Калининский, Северо- Западный, Волховский и Ленинградский.

(слайд з) И хотя линия фронта по Бологое не прошла, понимать это надо сугубо условно.

Октябрьская ж/дорога, связывающая Москву и Ленинград, была перерезана: 18 августа 1941 г. в районе Чудова, а 14 октября- в районе Калинина. Таким образом, Бологое оказалось в полукольце вражеского фронта, фактически, он стал прифронтовым городом.

-Почему станция Бологое имела важное стратегическое значение ? ( слайд 4 карта-схема)

Ответ: Станция Бологое имела огромное стратегическое значение, потому что была центром 4-х крупных направлений.

В этот критический для страны период значение ж/ дор-х узлов, Бологое и Медведево, было чрезвычайно важным , т.к. через них проходило снабжение действующих армий вышеназванных фронтов всем необходимым для ведения боев.

( слайд 4 карта-схема).

Историк — За всем этим стояли простые люди, работники ж/ дороги. Одним из них был выпускник нашей школы Паршиков Валерий Вадимович. О нём расскажет его правнук Паршиков Валера.

Историк – много подвигов совершили в те дни бологовские ж/ дор- ки, некоторые из них навсегда остались в нашей памяти.

Во время одной из бомбардировок ст. Любинка вблизи Бологое вражеский бомбардировщик пытался разбомбить движущийся по путям воинский эшелон, однако в цель не попал. (слайд 5)

Свежие документы:  Урок по теме «Древний Египет»

30 осколочных бомб, сброшенных с малой высоты не взорвались, а остались лежать на ж/дор- м полотне. Было приостановлено движение . Чтобы доставить специалистов, понадобилось бы несколько часов. И тогда начальник станции Иванов стал на руках выносить с путей смертоносное оружие. 30 бомб, каждая из которых могла в любой момент взорваться.

Через 40 мин. он спокойно доложил, что поезда можно пропускать с нормальной скоростью. (слайд 6)

Бологовских путейцев возглавлял начальник станции И.М.Сычёв. Их хозяйство больше всего страдало от бомбежек. После каждого налета путейца делали, казалось, невозможное: в считанные часы они восстанавливали поврежденные пути и движение возобновлялось (слайд 7)

Таких эпизодов было сотни. Самой страшной оказалась декада с 13 по 23 марта 1943 года. Перед гитлеровской авиацией была поставлена задача: учитывая стратегическое значение Бологовского узла, уничтожить его, « не оставить камня на камне».

Каждый вечер в ,20.00, над станцией появлялись самолеты, которые освещали ее как днем. Через 30 мин. небо наполнял тяжелый гул бомбардировщиков. 2 часа длилась интенсивная бомбардировка. Затем подходили новые самолеты и начиналось все сначала.(слайд 8)

Наутро самолеты- разведчики фиксировали результаты бомбежек. Но в это время узел уже функционировал. И так продолжалось целых 10 дней.

За весь период на Бологовский узел было сброшено свыше 3500 тыс. бомб.

24 марта 1943 г. штаб германского авиационного соединения доложил Герингу в Берлин о том, что «Бологое и ст. Медведь больше не существует».

Но узел продолжал работать за счет героизма и огромных физических сил наших ж/дорожников.

1.Скажите,какой наградой была отмечена ст.Бологое?

Ответ:(Орден Отечественной войны 1 степени)

2.Ребята, весной мы были на экскурсии в Локомотивном Депо и возлагали цветы к памятнику.

— А в честь кого была воздвигнута стелла?

Ответ: (в честь погибших железнодорожников)

3.Кому посвящен памятник на железнодорожном вокзале?

Ответ: (стрелочницам)

Историк – В этот сложный период наравне с мужчинами плечом к плечу работали женщины. Паровозы тогда отапливались дровами. Одного тендера хватало на 40-50-км., а кочегары и помощники машинистов были все те же женщины.

Вот имена некоторых из них (слайды 12,13,14)

Кудряшова В.И. с 1939 г. – пом.машиниста, с 1943 г. – машинист

Кондратьева-Баранова П.А. – после эвакуации из Ленинграда поступила работать в ДЕПО Медведево кочегаром паровоза. Во время войны работала пом.машиниста паровоза.

Беспримерный подвиг во время войны проявила Софья Ивановна Шваренко.

Свежие документы:  Конспект урока истории для 7 класса "Я не хочу войны!"

Учащиеся инсценируют отрывок из воспоминаний С.И.Шваренко.

Вопрос классу: Что вас больше всего поразило в этих воспоминаниях?

( хрупкая девушка вывела состав из под обстрела)

— Ребята, а вас не поразило, что женщина – созданная природой, как продолжательница рода, хранительница семейного очага, хрупкая и нежная,вынуждена была выбрать совсем не женские профессии. И к тому же стала защитницей Родины.

Литератор – Женщины, несмотря на суровое испытание войной, оставались нежными и ласковыми матерями не только для своих детей, но и для детей сирот.

Об этом пишет бологовская поэтесса Мария Александровна Лазарева, проработавшая преподавателем русского языка и литературы в одной из школ бологовского района почти всю жизнь. Она сумела привить любовь к высокой поэзии сотням мальчишек и девчонок, которые, став взрослыми, зачитываются Пушкиным, Фетом, Тютчевым…

Основная тема ее творчества – нелегкая судьба русской женщины

Учащаяся читает стихотворение М.А.Лазаревой

Литератор – И вот эти женщины, которые работали на ж/дороге стрелочницами и помощницами машинистов, которые воспитывали своих детей и детей-сирот ежедневно ждали весточку с фронта от самых дорогих людей: от мужа, отца, брата, сына…

И может быть, лучшая память о крепких, мужественных людях, которые вынесли на своих плечах неслыханную войну – это сохраненные солдатские письма. Как бесценные реликвии хранятся они в семейных архивах и передаются из поколения в поколение.

Сейчас мы с вами, когда находимся вдалеке друг от друга, общаемся по телефону и с помощью смс. И крайне редко обращается к эпистолярному жанру(слайд 15), т.е. к жанру письма. (слайд 16)

Письма с фронта … Они шли не в конвертах, на них не было марок, а только специальный штемпель: «Проверено цензурой». Они были сложены треугольниками, как вы видите на фотографии, а на сами письма вы можете взглянуть,посетив наш краеведческий музей.

О чем эти письма? Я с трепетом беру в руки пожелтевший лист и читаю. (зачитываются несколько фраз из фронтового письма)

А иногда были лаконичные и сухие, но такие пронзающие строки:

«Ваш муж(сын,брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину»(слайд 17)

Вы видите похоронки, которые тоже хранятся в нашем краеведческом музее(читаем с доски)

Почтальона ждали в каждом доме.Ждали с нетерпением и затаенной тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.

Кроме писем и газет, почтальон всегда носил пузырек с нашатырным спиртом. Иначе было нельзя. Почтальон был и почтой, и «Скорой помощью».

Свежие документы:  УРОК ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ «ВОЙНА ШЛА ПО ОБЕ ЛИНИИ ФРОНТА»

В четырех письмах – радость, а в пятом – похоронка… Это было великое горе. Почтальон, пряча глаза, глотая слезы, не находя слов утешения, чувствовал свою невольную вину за это письмо.

И вот давайте сегодня мы обратимся к эпистолярному жанру, чтобы, низко поклонившись бологовцам, сказать спасибо за то, что они неимоверной ценой отстояли наш железнодорожный узел, наш город, нашу Родину. (слайд 18)

Литератор – перед вами лежат листы,по форме напоминающие солдатские письма. Подумайте и наполните их содержанием: обращением и словами благодарности тем людям, которые совершили этот подвиг. Вы можете обратиться к собирательному образу, а можете к конкретному лицу:

Осипову Юрию Михайловичу, Шваренко Софии Ивановне

и мы тогда вместе с вами вручим эти письма, не дожидаясь праздников, нашим адресатам

подумайте, распланируйте время: на написание письма мы вам даем 5 мин.

А теперь давайте прочитаем, что у вас получилось…

Вот эти письма, адресованные конкретным людям, мы вместе и передадим.

Литератор – а сейчас прозвучит стихотворение Рябикова Бориса Валентиновича, погибшего в 2002 г. на 39-м году жизни.

Он владел техникой сложных операций, работал врачом травматологом в ЦРБ, делал сложные операции на костях и суставах. Борис Валентинович принимал активное участие в оказании помощи пострадавшим при крушении поезда «Аврора».

Он был жизнерадостным человеком, любил музыку и писал прекрасные стихи.

Он любил путешествовать и ездил на Кавказ, в Крым, Эстонию, на Ладогу, посещал исторические места. Из поездок возвращался счастливый, с отснятыми фото и кинопленками, и впечатлениями, которые у Бориса Валентиновича выливались в стихи. Так, после возвращения из Бреста и осмотра крепости, было написано стихотворение – «Шагнули в бессмертие», а возвратившись после посещения мемориального комплекса Хатынь – стихотворение «Память».

В нем понимание глубины человеческой трагедии, безмерная скорбь и призыв к живым – не терять Память! (слайд 19)

Ученица читает стихотворение «Память»

Итог: ( слайд 20)

Историк- Мы должны изучать, проводить исследовательскую, краеведческую работу, чтобы знали своих земляков, которые ценой своей жизни подарили миру победу.







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: