Внешняя политика СССР в 30-е гг, 9 класс



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1011

119620, г. Москва, ул. Щорса, д. 6, корп. 1, тел. 934-12-35

e-mail: [email protected]






Конспект урока по истории России

в 9 классе


«Внешняя политика СССР в 30-е гг.»











подготовил

учитель истории и обществознания

Игнатов Кирилл Андреевич


















Москва 2013


Тема: Внешняя политика СССР в 30-е гг.


Цели урока: сформировать представления об основных направлениях и результатах внешнеполитического курса СССР накануне Второй мировой войны; охарактеризовать причины и последствия для Советского Союза заключения пакта о ненападении с Германией, секретного дополнительного протокола; раскрыть причины и начало Второй мировой войны; привить учащимся умения и навыки аналитической работы в коллективе, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы.

Способствовать формированию познавательного интереса к отечественной истории.



Основные даты и события:

1933 г.

1934 г.

1938 г.



1939 г.


23 августа 1939 г.



1939 — 1940 гг.

1 сентября 1939 г.

17 сентября 1939 г.


1940 г.

признание СССР Соединенными Штатами Америки

вступление СССР в Лигу Наций

подписание соглашений в Мюнхене между Англией, Францией, Германией, Италией о разделе Чехословакии. Военный конфликт СССР с Японией у озера Хасан.

военный конфликт на реке Халхин-Гол (Монголия) между СССР и Японией

подписание пакта о ненападении между Германией и Советским Союзом и секретного протокола о разделе сфер влияния в Восточной Европе

советско-финляндская война

нападение Германии на Польшу, начало Второй мировой войны

вступление Красной Армии на территорию Польши, присоединение Западной Украины и Белоруссии

Латвия, Литва и Эстония были провозглашены советскими республиками и вошли в состав СССР. Заключение Тройственного пакта Германией, Италией и Японией. Пакт о нейтралитете СССР и Японией.


Понятия и термины урока: легитимация, агрессор, Лига Наций, аншлюс, нейтралитет, блицкриг.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: лабораторно-практическая работа

ФОПД: групповая

План изучения нового материала

1. Укрепление международных позиций СССР в 1930-е гг.

2. Военные конфликты СССР с Японией.

3. Советско-финляндская война 1939 — 1940 гг.

4. Расширение границ на Западе.

5. СССР и начало Второй мировой войны.

Актуализация знаний.

Предваряя вопрос о направлениях и результатах внешнеполитического курса СССР накануне Второй мировой войны, нам с вами нужно вспомнить основные задачи, которые решала советская дипломатия после завершения Гражданской войны. Восстановить в памяти основные факты участия Советской России в работе Генуэзской конференции и прорыва внешнеполитической блокады в результате Рапалльского договора с Германией, что подготовит нас к усвоению нового материала.

Далее формируются три группы учащихся, которые получают задание представить классу результаты работы по анализу одного из направлений внешнеполитической деятельности СССР в 1930-е гг. Задания группам оформляются в виде карточек-инструкций для подготовки сообщений учащимися в процессе лабораторной работы.

Свежие документы:  Сценарий проведения классного часа «История книги»

Задание для первой группы: проанализировать внешнеполитическую деятельность советского руководства в 1930-х гг., накануне Второй мировой войны и составить таблицу, где необходимо отразить результаты работы.

Вопросы:

1) Почему внешняя политика советской дипломатии в 1920-е гг. получила название «легитимация СССР»?

2) Объясните, как вы понимаете сущность понятия «система коллективной безопасности». Какое участие в попытке ее создании принял Советский Союз? Вспомните, когда и с какой целью была создана международная организация Лига Наций. В чем значение для создания системы коллективной безопасности имело вступление СССР в 1934 г. в Лигу Наций? Почему так и не удалось создать систему коллективной безопасности в Европе?

3) Как вы думаете, почему политика Англии и Франции в отношении Германии характеризуется как капитулянтская? Какие факты подтверждают данную характеристику?

4) Какие последствия имело Мюнхенское соглашение Германии, Англии, Франции и Италии?

5) Объясните, почему во время переговоров в Москве советского руководства с Англией и Францией, Сталин решился пойти на политические контакты с Гитлером.


«При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату:

1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. 2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Висла и Сана…

3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии…

4. Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете».

Вопросы к документу: Какой главный вопрос в отношениях между Германией и Советским Союзом решал секретный протокол? Найдите и покажите на карте атласа «Начало Второй мировой войны. Военные действия в Европе. 1 сентября 1939 г. — 21 июня 1941 г.» (с. 17) государства и территории, которые вошли в сферу интересов СССР.

8) Какие современные оценки договора между Германией и СССР приведены в учебнике? Какие аргументы оценок советско-германского пакта вы считаете более убедительными?


Задание для второй группы: опираясь на информацию учебника проанализировать отношения СССР и Японии в 1930-х гг. и составить таблицу, где необходимо отразить результаты работы.

Вопросы и задания на уточнение материала учебника:

1) Назовите причину военного конфликта у озера Хасан на Дальнем Востоке между Советским Союзом и Японией.

2) Проследите ход военного конфликта у озера Хасан в 1938 г. Чем завершился для противоборствующих сторон этот вооруженный конфликт? 3) Какова основная причина вооруженного конфликта Красной Армии и японской армии у реки Халхин-Гол (Монголия)?

4) Дайте оценку полководческому мастерству Г.К. Жукова в разгроме японской армии.

Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса "Великая Отечественная война в истории моей семьи"

5) Какие последствия для Японии и СССР имели результаты военного конфликта у реки Халхин-Гол?

6) Какие условия выдвигали Япония и СССР во время переговоров в 1940 г. Вспомните, когда и в результате каких событий Россия утратила Южный Сахалин.

7) Когда и на каких условиях был подписан пакт о нейтралитете между СССР и Японией?


Задание для третьей группы: используя материал учебника проанализировать отношения СССР с соседними государствами на Западе, в результате которых произошло расширение границ Советского Союза, и составить таблицу, где необходимо отразить результаты работы.

Вопросы и задания на уточнение материала учебника:

1) Какие условия предлагало советское руководство правительству Финляндии для укрепления безопасности Ленинграда? Чем закончились переговоры между СССР и Финляндией?

2) Что стало причиной исключения Советского Союза из Лиги Наций?

3) Благодаря каким мерам Красной Армии удалось прорвать «линию Маннергейма»? Как изменилась граница в результате мирного договора между СССР и Финляндией?

4) Какое событие стало началом Второй мировой войны? Каким образом Советскому Союзу удалось присоединить Западную Украину и Западную Белоруссию, утраченные Россией по Рижскому договору 1921 г.? 5) В период 1939 -1940 гг. состав Советского Союза увеличился на четыре республики: Молдавская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР и Эстонская ССР. В результате каких событий произошло образование новых советских республик?



Когда задания школьниками выполнены, выступают представители групп. Выступления сопровождаются показом представленного материала на интерактивной карте и заполнением сводной обобщающей таблицы, которую учитель подготовил заранее на классной доске.


Направления внешней политики СССР

Основные события

Результаты и значение

Борьба Советского Союза за создание системы коллективной безопасности в Европе.

Завершение международной легитимации СССР его признанием в 1933 г. США.


По инициативе СССР подписана международная конвенция об определении агрессора.

Вступление в 1934 г. СССР в Лигу Наций.

Аншлюс Германией Австрии в 1938 г. при бездействии западных стран.

Мюнхенское соглашение Германии, Англии, Франции и Италии об отторжении от Чехословакии в пользу Германии Судетской области.


Переговоры в Москве делегаций Англии, Франции и СССР о союзе против фашизма в Европе.

Подписание 23 августа 1939 г. Пакта о ненападении между Германией и Советским Союзом, секретного дополнительного протокола.


Представители западных стран отвергли советские программы всеобщего и полного разоружения, международного экономического сотрудничества.

Попытки СССР применить экономические, финансовые и военные санкции к агрессору Лигой Наций поддержаны не были.

Капитулянтская политика руководителей Англии и Франции привела к провалу попыток СССР создать систему коллективной безопасности в Европе.

Надежды СССР на возможность создания системы коллективной безопасности были окончательно развеяны после Мюнхенского сговора западных держав. Соглашение в Мюнхене способствовало росту агрессии Германии и Италии.

Переговоры в Москве Англии, Франции и СССР желаемых результатов не дали, что подтолкнуло Сталина на переговоры с Гитлером.

Секретный протокол 23 августа 1939 г. определял сферы влияния обеих стран в Европе. Сталин надеялся с помощью договора с Гитлером отодвинуть войну с Германией.

Отношения СССР и Японии

Вооруженное столкновение между Японией и СССР у озера Хасан в июле – августе 1938 г.

Военный конфликт Красной Армии и японской армии у реки Халхин-Гол в августе 1939 г.


В сентябре 1940 г. Германия, Италия и Япония заключили Тройственный пакт.




Подписание пакта о нейтралитете между Японией и Советским Союзом в 1940 г.


Захваченная японской армией территория у озера Хасан была освобождена Красной Армией.


Благодаря полководческому искусству Г.К. Жукова, советско-монгольская группировка разгромила японскую армию.


Поражение японских войск в военных конфликтах повлияли на решение японского правительства не участвовать в грядущей войне Германии против СССР.


Пакт о нейтралитете с Японией в значительной мере предотвратил опасность ведения войны Советским Союзом на два фронта.


Расширение границ Советского Союза

Советско-финляндская война («Зимняя война») 1939 — 1940 гг.



Нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 г. и начало Второй мировой войны. На территории Западной Украины и Западной Белоруссии были введены военные силы Советского Союза.

Правительство СССР потребовало от Румынии возвратить Бессарабию, захваченную ею в 1918 г.

На основании договоров о взаимопомощи на территории Латвии, Литвы и Эстонии были введены контингенты советских войск. В 1940 г. К власти в этих республиках пришли правительства, ориентированные на СССР.


По условиям мирного договора к Советскому Союзу отошла территория Карельского перешейка.

Война показала низкие боевые возможности Красной Армии.

Разгром Польши. Присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии к Советскому Союзу.






Бессарабия и отторгнутая от Румынии северная часть Буковины образовали новую советскую республику — Молдавскую.

Латвия, Литва и Эстония были провозглашены советскими республиками и вошли в состав Советского Союза.




Свежие документы:  Теоретическая сущность и содержание грантов на территории РФ


Выводы учителя:

Сегодня мы понимаем, что любая форма сговора с нацистским режимом была неприемлема с моральной точки зрения и не имела никаких перспектив с точки зрения практической реализации. Однако в контексте исторических событий того времени Советский Союз не только остался один на один с Германией, поскольку западные государства отказались от предлагавшейся системы коллективной безопасности, но и стоял перед угрозой войны на два фронта — ведь именно в августе 1939 года до максимальной силы разгорелся огонь конфликта с японцами на реке Халхин-Гол».

Домашнее задание: Составить презентации по выбранным темам (военный конфликт на реке Халхин-Гол (Монголия) между СССР и Японией, советско-финляндская война, подписание пакта о ненападении между Германией и Советским Союзом и секретного протокола о разделе сфер влияния в Восточной Европе).


Учебник: Данилов А.А. История России, XX начало XXI века. М.: «Просвещение», 2008 г.





Директор ГОУ СОШ № 1011 г. Москвы Е.В. Слубская


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: