Конспект урока для 9 класса «Поиск информации в сети Интернет»




Автор: Пастлер Елена Эдуардовна

Место работы: МОУ «Школа №71» г. Прокопьевска Кемеровской области

Должность: учитель информатики

Урок информатики на тему «Поиск информации в сети Интернет», 9 класс



Источники материалов:

https://mirstihoff.ru/978-internet-yeto-superrrrrrrrrrrrrrrrstix.html

https://school497.spb.ru/download/u/01/urok6/les6.html

https://festival.1september.ru/articles/410432/

https://ultimatum-zm.clan.su/news/nasha_gruppa_v_kontakte/1-0-4

https://alexgo.ru/archives/4103

https://www.social-networking.ru/papers/57/

https://www.blogavod.ru/odnoklassniki-pomogut-za-moderaciyu.html

https://www.odnoklassniki.ru



Тема: «Поиск информации в сети Интернет» (9 класс)

Тип: урок – обобщение

Цель: обобщение и систематизация понятий, связанных с поиском информации; формирование навыков поиска информации в сети интернет.

Задачи:

  • образовательная – формировать навыки поиска информации в сети Интернет, повторить текстовый редактор Word;

  • развивающая – развивать алгоритмическое мышление, умение выделять главное, расширить кругозор учащихся, творческий потенциал учащихся;

  • воспитывающая – воспитывать культуру труда, общения: ученик-ученик, учитель-ученик, ученик-ПК, воспитывать аккуратность, дисциплинированность.

Оборудование:

  • компьютерный класс с выходом в Интернет;

  • медиапроектор;

  • раздаточный материал: памятка по правилам поиска информации, образец листовки.



Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Отметить отсутствующих.

Учитель читает стихотворение:

Интернет, ты просто — супер
Интернет, ты просто — класс
Соединил все мысли, в узел
Соединил всё вместе, в раз

Связал все страны, и поселки
Все острова и берега
Связал атоллы и осколки
Все небольшие города

Такого чуда, краше — нету
На свете, милом — дорогом
Ту связь подарит он поэту
Соединит он нас с игрой

Ты просто чудо, загляденье
В том мире, быстром и большом
Ведь нет, быстрее мысли в свете
Чем интернет, наш дорогой.



Действительно появление Интернета подарило нам очень много возможностей, общение, поиск друзей, проводить интересно свой досуг, а также в этой паутине находится море различной информации, как найти нужную именно нам, какие способы для этого существуют мы с этими вопросами знакомились на предыдущих уроках, сегодня обобщим и систематизируем эти знания. И так наши задачи на уроке: повторить правила поиска информации в Интернет, найти информацию на определенную тему, и оформить ее в листовку (мини газету, образец на столе).



  1. Актуализация познавательной деятельности. Обобщение.

  • Повторение понятий, связанных с поиском информации

— на доске написаны понятия: URL-адрес, браузер, ключевые слова, протокол, поисковая система. Каждое понятие закрыто листом бумаги с номером (1, 2, 3, 4, 5). Учащийся с места называет номер, учитель открывает соответствующее понятие, учащийся его раскрывает.

(Браузер – это программа, служащая для просмотра Web-страниц. Браузер является программой-Web-клиентом, т.е. позволяет пользователю запрашивать, получать и изучать информацию, размещенную на Web-серверах. У браузеров одна основная функция – обеспечить отображение Web-страницы.

URL – универсальный указатель ресурсов включает в себя протокол доступа к документу, доменное имя сервера, на котором находится документ, а также путь к файлу и собственное имя файла.
Protocol://domain_name/path/file_name
Протокол доступа к документу определяет способ передачи информации. Для доступа к Web-страницам используется протокол передачи гипертекста HTTP (гипертекст – это способ представления информации при помощи связей между документами).

Поисковая система – это большая база ключевых слов, связанных с Web-страницами, на которых они встретились.

Ключевыми являются любые слова, которые объявляются основными.)

— рассмотреть основные элементы браузера, поисковых систем (проектор)

На примере браузера IE, поисковых систем Яндекс (yandex.ru) и Google (google.ru)

Адресная строка

(URL адрес)

Строка запроса

Тип искомой информации

Результат поиска:

По запросу у нас выходит ряд гиперссылок, идя по которым мы можем прочесть нужную информацию, если нужны картинки выбираем тип искомой информации «картинки» и т.д.

— обратить внимание на памятку по поиску информации в Интернет (приложение 1)

Правила формирования запросов в поисковой системе

    

Ключевые слова в запросе следует писать строчными (маленькими) буквами.

    Это обеспечит поиск всех ключевых слов, а не только тех, которые начинаются с прописной буквы.


При поиске учитываются все формы слова по правилам русского языка, независимо от формы слова в запросе.

Например, если в запросе было указано слово «знаю», то условию поиска будут удовлетворять и слова «знаем», «знаете» и т. п.


Для поиска устойчивого словосочетания следует заключить слова в кавычки.

Например, «фарфоровая посуда».


Для поиска по точной словоформе перед словом надо поставить восклицательный знак.

Например, для поиска слова «сентябрь» в родительном падеже следует написать «!сентября».


Для поиска внутри одного предложения слова в запросе разделяют пробелом или знаком &

Например, «приключенческий роман» или «приключенческий&роман». Несколько набранных в запросе слов, разделенных пробелами, означают, что все они должны входить в одно предложение искомого документа.


Если вы хотите, чтобы были отобраны только те документы, в которых встретилось каждое слово, указанное в запросе, поставьте перед каждым из них знак плюс «+». Если вы, наоборот, хотите исключить какие-либо слова из результата поиска, поставьте перед этим словом минус «-». Знаки « + » и «-» надо писать через пробел от предыдущего и слитно со следующим словом.

Например, по запросу «Волга -автомобиль» будут найдены документы, в которых есть слово «Волга» и нет слова «автомобиль».


При поиске синонимов или близких по значению слов между словами можно поставить вертикальную черту «|».

Например, по запросу «ребенок | малыш | младенец» будут найдены документы с любым из этих слов.


Вместо одного слова в запросе можно подставить целое выражение. Для этого его надо взять в скобки

Например, «(ребенок | малыш | дети | младенец) +(уход | воспитание)».


Знак «~» (тильда) позволяет найти документы с предложением, содержащим первое слово, но не содержащим второе.

Например, по запросу «книги ~ магазин» будут найдены все документы, содержащие слово «книги», рядом с которым (в пределах предложения) нет слова «магазин».


Если оператор повторяется один раз (например, & или ~), поиск производится в пределах предложения. Двойной оператор (&&,~~ ) задает поиск в пределах документа.

Например, по запросу «рак ~~ астрология» будут найдены документы со словом «рак», не относящиеся к астрологии.

  • Повторение текстового редактора Word

Посмотрим на образец мини-газеты (приложение 2) (на проектор и учащихся на столах) и ответим на несколько вопросов:

  1. Какое выравнивание используется для заголовков статей?

  2. Как оформлено название листовки?

  3. Какой вид списка встречается в тексте?

  4. Что такое колонки и где они здесь встречаются?

  5. Как вставить рисунок?

  6. Встречается ли в тексте красная строка?

  7. Что такое межстрочный интервал, и какой он встречается здесь в тексте?

  8. «Копировать, вырезать, вставить»- для чего предназначены эти инструменты?



  1. Практическая работа.

В ходе практической работы предстоит найти информацию по теме «Космос», используя найденную информацию изготовить листовку, учащиеся работают в парах, учитель консультирует, также учитель себе в помощники может взять хорошо успевающего учащегося. По результатам практической работы, учащиеся получают 2 отметки (за поиск информации, за оформление листовки).

— поиск информации:

Вопросы: 1) Последние достижения в космонавтике.

2) Немного из истории космонавтики.

3) Они посвятили жизнь космонавтике.

Оценка будет выставляться, после проверки URL адреса

— оформление листовки

Критерии оценки:

1) структурирование текста;

2) выравнивание текста;

3) подбор картинок и их оформление;

4) использование списка;

5) общий дизайн.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Объявление оценок, выделение лучших работ, комментарии.

Рефлексия:

В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.



Свежие документы:  Конспект урока информатики для 6 класса «Кодирование растровой графики в компьютере. Определение цвета растра»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: