Конспект урока информатики для 5 класса на тему «Хранение информации»


Панюшкина Н.В. Хранение информации



Авторы, разработчики:


Панюшкина Наталья Владимировна

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

5 классы

Тип урока

комбинированный

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема

Хранение информации

Цель

создание условий для овладения обучающимися знаниями о хранении информации, носителе информации, файле, папке; для формирования УУД обучающихся

Основные термины, понятия

Информация, действия с информацией, хранение информации, память человечества, память человека, оперативная и долговременная память, носитель информации, файл, папка



Планируемый результат

Предметные результаты

— иметь общие представления о хранении информации как

информационном процессе;

— иметь представления о многообразии носителей

информации;

— иметь представление о понятиях «носитель», «файл», «папка «, правилах именования фалов

— уметь создавать и сохранять файлы в личной папке


Метапредметные результаты

понимание единой сущности процесса хранения

информации человеком и технической системой;

— основы ИКТ-компетентности;

— умения работы с файлами;

-умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве;

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке; поиск информации в предложенных источниках; работать по плану, инструкции; отличать верно выполненное задание от неверного;

самоконтроль; взаимоконтроль

Познавательные УУД:

поиск лишнего; находить ответы на вопросы в тексте; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения, осуществлять анализ учебного материала

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

проводить классификацию, указывая на основание классификации;

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные результаты

понимание значения хранения информации для жизни

человека и человечества;

— интерес к изучению информатики;

— определение правил работы в группах, подведение итогов урока.




Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная

Учебник, компьютер, источники Интернет, проектор

Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный


Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания


Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

(компьютерный практикум)


Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других


Приветствие детей, проверка готовности к уроку

Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

















Актуализация опорных знаний
















Предметные:

— знать действия с информацией, отличие оперативной и долговременной памяти, основные понятия прошлых уроков

Метапредметные (УУД):

познавательные:

— выполнять анализ; сопоставление;

регулятивные:

— осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;




— Давайте вспомним, какую тему мы изучали на предыдущем уроке

С какими основные понятиями мы познакомились?


На экране проектора включена презентация со слайда №1. Задание

Необходимо установить соответствие между терминами и их описанием (термины: жесткий диск, клавиатура, аппаратное обеспечение, программное обеспечение, прикладные программы, операционная система, рабочий стол, информация, окно).

(индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой)

Переход в презентации на слайд 2-3 – критерии оценивания и ответы


— Давайте вспомним, какие действия человек постоянно совершает с информацией?

Можно ли информацию потерять? Приведите примеры



Управление компьютером


Программное обеспечение, прикладные программы, рабочий стол, значки, окно, меню, диалоговое окно






Устанавливают соответствие (число, соответствующее номеру понятия и рядом буква, соответствующая описанию)





обучающиеся обмениваются работами и оценивают их, результат фиксируют в индивидуальных листах)



Получение, передача, хранение и обработка


Ответы учеников могут быть самыми разнообразными.

Например, потерять ту или иную информацию может отдельный человек, потерявший свою записную книжку.

Человечество потеряло информацию о многих рукотворных объектах, которые благодаря

этому считаются сейчас загадками (например, огромные каменные статуи на побережье

острова Пасхи в виде человеческой головы; загадки цивилизации майя и пр.).


Целеполагание и мотивация


Личностные УУД: определять правила работы в группах

Метапредметные

познавательные:

— выполнять анализ; обобщение; проводить классификацию, указывая на основание классификации;


регулятивные:

— осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль;

— определять и формулировать цель деятельности на уроке;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;



Что нужно делать для того, чтобы информация не терялась?

Совместно с учащимися формулируется тема урока

Чтобы сформулировать цель урока, дается задание в группе (по 4 человека), проблемная ситуация

Распределить понятия на группы и дать название каждой из получившихся групп

(раздаю детям конверты с небольшими листочками, на которых напечатаны носители информации, устройства компьютера (ввода и вывода информации), имена файлов)

Слайд

Энциклопедия, клавиатура, рецепт.doc, расписание.txt, справочник, пергамент, принтер, мышь, сканер, школа.jpg , записная книжка, мышь, урок.avi

Дается подсказка

-Где на компьютере хранятся данные и программы?

. Что такое файл?

О чем говорит имя файла расписание.txt?

Может ли файл иметь имя Привет!.doc?

Что нового мы должны узнать?

Совместно с учащимися формулируется цель урока


Сохранять

Хранение информации





Обсуждение и работа в группах

Дают название группе устройств ввода и вывода информации, пока не могут назвать группу Носители информации, файлы


Если у обучающихся правильное распределение на группы и даны названия устройствам ввода и вывода, то в индивидуальном листе они за данное задание ставят себе 5, если есть 2-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок – «3», больше 5 ошибок – «2»



В файлах

Ответы детей

?

?

Цель нашего урока:

Узнать, как называется объект для хранения информации? Что такое файл, что означает имя файла, правила именования файлов

Открытие нового знания









Открытие нового знания

Регулятивные УУД:

поиск информации в предложенных источниках; работать по плану, инструкции; отличать верно выполненное задание от неверного;

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте; представлять информацию в виде опорного конспекта


Предложить детям самим дать ответы на вопросы:

— Какими свойствами обладает память человека?

— Чем отличается память человека от памяти человечества?

— Чем отличается оперативная память от внешней?

— Приведите примеры внешней памяти?

Подвожу к определению носителя информации (можно потрогать руками – значит материальный).

— Попробуйте дать определение носителя информации

— Программы и данные хранятся на диске в виде файлов. Содержимым файла может быть ведомость, произвольный текст, программа, таблица, рисунок и т.д.

Вас зовут Маша, Саша, Даша (так назвали вас родители). У вас есть фамилия, которая к вам переходит от родителей. А какие имена можно давать файлам? Из чего состоит имя файла? Какие существуют типы файлов?

Сейчас вам предстоит это выяснить.

Для работы нам понадобится ручка, задание на листах и компьютер.

Информацию мы будем искать в сети Интернет, а также проводить собственное исследование (приглашаю сесть за ПК).


На жестком или гибком дисках может находиться множество файлов. Чтобы избежать путаницы, каждый файл получает имя и размещается в определенной папке.

Дают ответы на вопросы

Работают с опорными конспектами, заполняют пропуски, результат показывают учителю, ставят отметки в индивидуальный лист


Фамилия, имя __________________________________

Опорный конспект


  1. Откройте любой браузер (Opera, Firefox, Internet Explorer) и введите в строку Адреса

следующий адрес https://sites.google.com/site/schoolnur

2.Найдите и запишите определение файла

Файл – это ______________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Имя файла состоит из 2 частей:

1)______________________________________________________

2) ______________________________________________________

3. Заполните таблицу:

Тип файла

Расширение


com, exe


txt, doc


bmp, jpg


wav, mp3


avi, mpeg

4. Закройте окно браузера.

5. Проведите эксперимент и заполните таблицу, показывающую, какие символы

нельзя использовать в имени файла. Для этого:

  1. Создайте в личной папке файл: щелчок правой кнопкой мыши/создать

/текстовый документ.

  1. Попробуйте переименовывать файл, используя в имени файла символы,

предложенные в таблице.

  1. Поставьте напротив символа « — »,если его нельзя использовать в имени файла

« + » — если можно.

!


;


?



|


,



%


*


+



<



:


(

/


>


пробел


  1. Обведите в кружок символы, которые нельзя использовать в имени файла.


Первичная проверка понимания


Предметные

— иметь общие представления о хранении информации как

информационном процессе;

— иметь представления о многообразии носителей

информации;

— иметь представление о понятиях «носитель», «файл», «папка «, правилах именования фалов



Регулятивные УУД:

— самоконтроль; взаимоконтроль

— отличать верно выполненное задание от неверного (поиск ошибок);


Познавательные УУД:

проводить классификацию, указывая на основание классификации;



Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других;



Задание в паре: распределите файлы по группам и дайте имена каждой группе – папке. Объясните, по какому признаку объединяли в группы.

Роза.txt

огурец.bmp

берёза.doc

сосна.doc

помидор.txt

нарцисс.bmp

тополь.txt

яблоко.txt

ель.txt

тюльпан.txt

Киви. jpg

апельсин.bmp

клен.bmp

баклажан.txt

лимон.bmp

ромашка.jpg

Самопроверка (ответы и критерии — на доске). Показываю 2 способа классификации.

Ребята встают рядом с партой, поднимают правую руку, если называю устройство ввода, левую – устройство вывода, обе – носитель информации, приседают, если элементы рабочего стола. Можно использовать следующие элементы:

  • клавиатура;

  • значок;

  • принтер;

  • бумага;

  • часы;

  • монитор;

  • плоттер;

  • панель задач;

  • Flash-карта;

  • справочник;

  • лазерный диск;

Фронтальная работа

На слайде в презентации представлены файлы, имена некоторых содержат ошибки. Найдите ошибки.

Самопроверка

Физкульминутка

Ответы обучающихся

Компьютерный практикум



Предметные

— уметь создавать и сохранять файлы в личной папке


Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);



Выполнение практической работы «Создаем и сохраняем файлы» (Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.).

Выполните задание. По завершению покажите учителю и сохраните файл в своей папке.

учитель оценивает работы детей.

Самостоятельно выполняют практическую работу на компьютере.

По завершению показывают учителю и ставят отметку в индивидуальный лист.










Рефлексия учебной деятельности









Личностные УУД: подведение итогов урока

.

Регулятивные УУД:

самоконтроль

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

— Что вы узнали сегодня на уроке, чему научились? Что для этого было нужно?

Предлагаю поставить детям среднюю оценку за урок в индивидуальных оценочных листах и выполнить рефлексию. Собираю. В конце урока ставлю оценки за урок.

ставят себе общую оценку за урок, выполняют рефлексию


Фамилия, имя

Задание

Отметка

Индивидуальная работа

«Установить соответствие…»


Работа в группе

Распределение понятий на группы


Исследовательская работа

Составление опорного конспекта


Работа в паре

Распределение файлов по папкам


Компьютерный практикум

«Создаем и сохраняем файлы»


ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК


Понравилось на уроке?

  

Если на уроке было трудное задание, то напиши, какое?
















Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Графический редактор" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: