Конспект урока Информатики «Общие и отличительные свойства объектов»


Тема: «Общие и отличительные свойства объектов»


Цели:

  • актуализировать знания о многообразии свойств объектов, их категорий;

  • сформировать представление об общих и отличительных свойствах объектов;

  • познакомить со спецификой общих и отличительных свойств.


Педагогические задачи урока:

  • раскрыть смысл понятия «общие свойства» на основе анализа примеров;

  • раскрыть смысл понятия «отличительные свойства» на основе анализа примеров;

  • закрепить умение производить характеристику объекта;

  • развивать основные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения на предметном, образном, понятийном материале;

  • развивать информационную культуру посредством формирования общих способов решения информационных задач.


Ключевые понятия:

  • общие свойства

  • отличительные свойства


Вспомогательные (дополнительны) понятия:

  • группы объектов

  • характеристика объектов


Форма урока — диалог с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради)


Тип урока – урок объяснения


Стратегия – опережающая, развивающая.


Обеспечение урока:

  • учебник;

  • рабочая тетрадь № 2;

  • демонстрационный ПК и мультимедиа-проектор;

  • презентация к уроку;

  • карточки с изображением предметов.

  • Полезные правила для урока:

    1. Улыбнись себе и другим.

    2. Научись любить.

    3. Не заносись.

    4. Радуйся успеху.

    5. Береги своё здоровье.

    6. Не бойся ошибок, помни – в классе тебе всегда помогут.(Слайд 1)


План урока

      1. Организационный момент (1-2 мин)

      2. Повторение материала предыдущей темы в виде игры (3 мин)

      3. Обобщение сведений, известных учащимся, с выходом на новый материал

(6 мин)

      1. Физкультминутка (1-2 мин)

      2. Продолжение работы над темой урока с закреплением полученных знаний

(3 мин)

      1. Психологическая пауза (1 мин)

      2. Выполнение заданий в рабочей тетради (12 мин)

      3. Обобщение и закрепление. Подведение итогов (3 мин)

      4. Комментарии к домашнему заданию (1 мин)

      5. Рефлексия (2 мин)



Ход урока


  1. Организационный момент

— Добрый день, ребята! Добрый день. уважаемые гости. Я хочу, чтобы у всех сегодня было доброе настроение. Давайте улыбнёмся друг другу. И будем по-доброму относиться друг к другу, по-доброму работать, мыслить. Не зря народная мудрость гласит:


Слайд 2

«Где доброта, там красота»

— Пусть это станет девизом нашего урока!


  1. Повторение материала предыдущей темы


  1. Предлагаю проверить домашнее задание и провести игру-разминку.

Правила игры следующие:

К доске выходят четыре ученика и получают карточки с названием предметов. Никто никому не говорит, какая карточка ему досталась. Я называю свойство, а ученики поднимают руки, если их объект этим свойством обладает. Затем мы должны будем отгадать, какой объект изображён на карточке у каждого из них. Договорились?


Яблоко

Арбуз

Машина

Самолёт


Свойства объектов:

круглый, может летать, съедобный, вкусный, сочный, гудит, перевозит людей, большой.


— Кто догадался, какой предмет у каждого ученика?

— Что помогло вам в этом (свойства предмета)


Слайд 3

  1. Скажите:

  • Какими свойствами обладает книга?

  • Какими свойствами могут отличаться друг от друга книги?

  • Назовите известные вам свойства

— человека;

— собаки;

— кошки.

  • Назовите несколько объектов, которые обладают свойством «круглый», «прямоугольный», «бумажный», «стеклянный».

  • Назовите какое-нибудь свойство объекта с именем «телевизор», «магнитофон», «компьютер»


  1. Обобщение сведений, известных учащимся, с выходом на новый материал


— Как вы поняли из предыдущих уроков, у каждого объекта множество свойств. Но если мы будем сравнивать объекты между собой, то увидим, что свойства объекта бывают общими и отличительными. Этой теме и посвящён наш сегодняшний урок.


Слайд 4

— Исходя из темы как думаете, какие информационные задачи мы сегодня будем решать, т. е. что нам предстоит делать?


Слайд 5

— Посмотрите на экран и скажите, чем похожи самолёт и пароход? (Это средства передвижения, и то, и другое транспорт).


— Можно сказать, что это общее свойство данных объектов? (можно)


— А теперь скажите, чем они различаются? (Самолёт воздушный транспорт, а пароход – водный)


— Правильно, это их отличительные свойства: плавать по воде и летать по воздуху.


-Теперь давай те рассмотрим сразу несколько объектов – например, учеников нашего класса. Давайте все встанем. Какое общее свойство у всех? (Быть учениками, быть детьми).


-Теперь выделим из данной группы объекты с отличительным свойством «быть девочкой». Девочки сядьте. Для девочек это свойство общее или отличительное? (Общее)


-Теперь выделим из группы девочек объекты, с отличительным свойством «быть выше всех». Пусть такие девочки встанут. Это их отличительное свойство.


-Садимся на места. Давайте обсудим то, что мы наблюдали. Как видим, одно и то же свойство «быть девочкой» может быть и общим, и отличительным. Оно отличительное, когда группа девочек входит в более широкую группу объектов – в класс, в котором кроме них есть ещё и мальчики.


— Рассмотрим ещё один пример. Внимание на экран


Слайд 6

— Как назвать одним понятием изображённые на слайде объекты?(геометрические фигуры)


— Решим такую задачу: выделим из представленных на этом рисунке геометрических фигур такие, которые имеют свойства «иметь углы»

— Это отличительное свойство выделенных фигур от остальных.

— Рассмотрим получившуюся новую группу:


Слайд 7

Заметим, что теперь свойство «иметь углы» уже не отличительное, а общее, поскольку все фигуры этой группы имеют углы.

Теперь выделим из данной группы объекты с отличительным свойством «иметь ровно три угла». Такой объект в этой группе один – треугольник. Слайд 8


— Проанализируем проделанную работу.

— Мы видим, что одно и то же свойство может быть либо общим для группы объектов, либо отличительным.

— Так свойство «иметь углы» является для квадратов, прямоугольников и треугольников общим. Это же свойство будет отличительным для квадратов, прямоугольников и треугольников, если в состав группы ввести круги и овалы.


  1. Физкультминутка


  1. Продолжение работы над темой урока с закреплением полученных знаний


— В нашей работе встретились такие ключевые понятия как


Слайд 9


  • общие свойства

  • отличительные свойства


— Кто может дать определение этим понятиям? (ответы детей)

— А теперь давайте обратимся к учебнику и познакомимся с определением, которое даёт этим понятием Н.В. Матвеева


Работа с учебником (с. 95)


Слайд 10

— Итак свойства объектов бывают общие и отличительные.


Слайд 11

— Назовите хотя бы одно общее свойство у таких разных объектов, как луна и мяч.


— Назовите отличительные свойства данных объектов.


— А теперь посмотрим как эти знания могут помочь нам на других уроках, например на уроке русского языка.


Слайд 12

— Объектами выступают слова: картина, квартира, корова

— Найдите общие и отличительные свойства (Общие свойства: все словарные слова,

все имена существительные,

все трёхсложные,

все начинаются с один. звука

все имеют окончание а

Отличаются безударными гласными а и о)

Слайд 13

Литературное чтение: «Курочка Ряба», «Теремок», «Золотая рыбка»

(Общие свойства – одна жанровая

принадлежность – сказки

Отличия: по классификации)

— Попробуйте сами привести подобные задания например с числами (заготовка 3 12 15 18) Слайд 14 на всякий случай


  1. Психологическая пауза


Слайд 15

Ох, как хочется трудиться!

Делать всё охота.

Чтоб трудом своим гордиться,

Пусть кипит работа.


Я и бодр, и силён,

Всю работу сделаю.

Свою волю покажу.

Слово для себя сдержу.



  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

с. 26-27, с. 30-31 (табличка)


  1. Обобщение и закрепление. Подведение итогов


— А теперь давайте снова поиграем.

— Угадайте животное по выделенным признакам (Слайд 16)

  • Бегает, прыгает, длинные уши, белый или серый (заяц)

  • Жёлтый, полосатый, рычит, символ года (тигр)

  • Бурый, косматый зимой спит (медведь)


— А сейчас – заключительный разговор. Подведём итог нашей работе.

— Что узнали нового?

— Что получилось легко?

— В какие моменты урока испытывали трудности?

— Как вы сможете использовать свой новый опыт?


  1. Комментарии к домашнему заданию


Слайд 17

Выполнить упражнения в рабочей тетради к §16.


  1. Рефлексия


— Закончите предложения:

Слайд 18

Я работал с ______________ настроением.

Я _____________ доволен собой.

Я бы хотел стать более ____________.


Слайд 19

— Дорогие ребята, мне хочется поблагодарить вас за активность и инициативу. Наша совместная работа заканчивается, но наше сотрудничество продолжается.


— Я хочу похлопать Насте, потому что мне понравилось, как она работала сегодня на уроке.

— Настя, а чья работа понравилась тебе? (Поочерёдно дети хлопают друг другу, пока весь класс не будет хлопать последнему ученику)


— А теперь потрите ладоши так, чтобы стало жарко. Передайте тепло друг другу, соединив свои ладоши с ладошами соседа. На этом мы закончим наш урок. Пусть тепло ваших друзей согреет вас.






2.









3.









4.










5.









6.





7.









8.

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Прием и передача сообщений с помощью компьютера. Локальная сеть. Электронная почта. Создание сообщений и работа с письмами"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: