Конспект урока Информатики «Отношения между понятиями» 4 класс


Тема урока: «Отношения между понятиями»

(Конспект урока информатики в 4 классе)


Ахмадиева Любовь Леонидовна,

учитель информатики и ИКТ,

МБОУ «СОШ №1» п.г.т.Уренгой Пуровского района, первая квалификационная категория, п.г.т.Уренгой Пуровского района ЯНАО


Цель: познакомить с симметричными и несимметричными отношениями между множествами (род-вид, вид-вид)

Задачи:

  1. Обучающая: формировать понятие «множества», учить определять отношения между множествами, актуализировать понятие «симметрия»

  2. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью

  3. Развивающая: развивать навыки анализа и систематизации материала


УМК: Матвеева Н.Д. Информатика и ИКТ


Оборудование: компьютер учителя, проектор


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд

1

Организационный момент

— Добрый день. Сегодня на уроке информатики мы совершим увлекательное путешествие по бескрайним просторам Африки.

Раз, два, три – полетели.

А вот и тема урока


Слайд 2






Слайд 3

2

Актуализация знаний

— Как вы считаете, чему мы должны сегодня научиться, с чем мы должны сегодня познакомится?


— Мы должны узнать, какие отношения существуют между понятиями

— Мы должны научиться определять отношения между понятиями

Слайд 3

— А что такое понятие?

— Понятие – это, то как человек воспринимает окружающий мир

Слайд 3

— А какие отношения между понятиями мы уже изучали?

— Включение, пересечение

Слайд 3

— В каких отношениях находятся данные понятии?

— Понятия «бегемот» и «слон» включены в понятие «звери»

Слайд 4

— Покажите на диаграмме Эйлера это отношение

— Сверим правильность выполнения

Работают в тетради





Слайд 5

3

Изучение нового материала

— А как можно показать отношения между понятиями «звери», «слон» и «бегемот» на схеме

Предлагают свои варианты.

(подвести к слайду 5)





Слайд 6

— А почему от понятия «звери» идут стрелки к понятиям «бегемот» и «слон»




-Как называются понятия, в определение которых можно включить другие понятия?

— Потому что понятие «звери» более емкое по своему значению, оно включает в себя понятия «слон» и «бегемот»

— Родовые

Слайд 6

— А почему понятия «слон» и «бегемот» стоят рядом? Почему мы не поставили стрелку от бегемота к слону или наоборот?

— Потому что слон и бегемот – звери


— Понятия «слон» и «бегемот» — видовые понятия

Слайд 6


— Посмотрите на схему. Расскажите, какие отношения могут быть между видовыми и родовыми понятиями?

— Отношения между понятиями могут быть симметричные и несимметричные.

Несимметричные отношения – это отношения между родовыми и видовыми понятиями

Симметричные отношения – это отношения между видовыми понятиями

Слайд 7

— А что такое симметрия?

— Симметрия – это когда объект можно разделить на две одинаковые половинки в зеркальном отражении

Слайд 8

— Вернемся к нашей схеме. Где на схеме симметричные понятия? А где – несимметричные?

— Отношения между понятиями «звери» и «слон» — несимметричные

— Отношения между понятиями «звери» и «бегемот» — несимметричные

— Отношения между понятиями «бегемот» и «слон» — симметричные

Слайд 9

5

Физминутка

— Молодцы! Мы славно потрудились, давайте продолжим прогулку по Африке.

Встаем на физминутку, повторяем за мной движения и слова

— Мы охотимся на льва,


— Не боимся мы его

— У нас большой пистолет



— И острый меч!


— Ой, что это?

— Ой, кто это?

— Это река. Ее не обойдешь. Под ней не проползешь. Над ней не пролетишь – дорога напрямик. Поплыли.

— Ой, что это?

— Ой, кто это?

— Это болото. Ее не обойдешь. Под ней не проползешь. Над ней не пролетишь – дорога напрямик. Попрыгали.

— Ой, что это?

— Ой, кто это?

— Это же лев!!! Ой, боюсь-боюсь! Побежали обратно…

— Болото…


— Река…

— Славно поохотились!







Шагают на месте

— Мы охотимся на льва

— Не боимся мы его

Показывают «пистолет»

— У нас большой пистолет

Показывают меч

— И острый меч!

— Ой, что это?

— Ой, кто это?

Изображают плавание




— Ой, что это?

— Ой, кто это?

Изображают перепрыгивание через кочки




«Бегут»обратно


«Перепрыгивают кочки»

«Плывут»


6

Закрепление изученного

— Смотрите, а лев-то нас догнал…

— И как же быть?.. Я думаю, мы должны выполнить задания льва.

Нам необходимо определить в каких отношениях находятся загаданные львом понятия


Слайд 10


Слайд 11 — 12

7

Итог урока

— Молодцы! Вот мы и вернулись из путешествия в наш поселок.

— Что мы изучили на сегодняшнем уроке?




Ответы детей




Слайд 13

8

Домашнее задание



Слайд 14


Свежие документы:  Контрольная работа по Информатике "Логические основы компьютеров" 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: