Конспект урока на тему «Парад грамотеев»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципального образования город Ирбит

«Основная общеобразовательная школа-интернат №5»









Конспект урока на тему

«Парад грамотеев»



Подготовила:

учитель начальных классов

Адамбаева Л.А.





ИРБИТ – 2011



Цель:

  • создание условий для развития интереса к познанию русского языка.


Задачи:

1. Формировать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса.

2. На материалах литературных произведений, доступных детскому восприятию, раскрыть значение русского языка в жизни людей.

3. Развивать познавательный интерес.

4. Развивать умение принимать участие в обсуждении поставленных вопросов, проводить самооценку.

5. Воспитание культуры общения в группе со сверстниками и со взрослыми.




План мероприятия

  1. Открытие познавательно – развлекательной недельки.

«День славянской письменности»

  1. Праздник фонетики.

  2. Турнир знатоков русского языка.

  3. День кроссвордов.

  4. КВН «Что по русскому мы знаем, без ошибок применяем»

  5. Закрытие познавательно – развлекательной недельки







1 – ый день.

Открытие познавательно – развлекательной недельки.

«День славянской письменности»

Цель: создать условия для осознания значения языка для русского народа.

Задачи:

*познакомить учащихся с возникновением письменности на Руси;

*дать представление о летописях как исторических документах;

*развивать воссоздающее воображение, логическое мышление, речь учащихся.

План мероприятия

  1. Организационный момент

  2. Введение в проблему

Учитель: Я бы хотела, чтобы вы мне помогли определить тему нашего мероприятия. Для этого я хочу вас познакомить с одной ситуацией.

«Однажды молодой князь получил от своего отца через иностранного купца предметное письмо: стрелу, мешочек с землей и след, вырезанной из кожи.

Сын понял послание отца так: «Вскоре надо ждать отца в гости, так как след его уже простыл на родной земле, и он стрелой мчится ко мне».

Долго ждал сын отца, а отец, тем временем, ждал сына. Ведь своим посланием старый князь просил о помощи: «Выручай, враги топчут нашу родную землю, а их стрел так много, что они затмили собою солнце».

Учитель: Я попрошу вас подумать над такими вопросами:

  1. Как вы думаете, как давно или недавно это было?

  2. Обоснуйте свой ответ.

  3. Почему отец прислал сыну предметное письмо, а не обыкновенное?

  4. Удобным ли, совершенным ли, было предметное письмо?

Учитель: Каковы цели нашего мероприятия, вы определите, преобразовав повествовательные предложения в вопросительные.

А) Славянскую письменность создали X (икс) и Y (игрек).

Б) На Руси писали на а и в, используя для этого с и d.

(Кто создал славянскую письменность? На чем и чем писали на Руси?)

Учитель: Цель нашего мероприятия и будет заключаться в нахождении ответов на поставленные вопросы.

  1. Историческая справка

Учитель: Ответ на первый вопрос, вы найдете, прослушав мой рассказ.

Однажды Византийский император пригласил греческого ученого – монаха Кирилла и сказал ему: «Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для свого языка».

Учитель: Вопрос на засыпку. Чем отличаются буквы и звуки?

(Ответы детей)

Учитель: Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда ещё не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней помогал старший брат Мефодий.

Учитель: И снова вопрос на засыпку. На основе прослушанной информации определите, какой праздник отмечают на Руси, благодаря греческим монахам.

(Ответы детей)

Учитель: 24 мая православная церковь поминает святых Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки. А весь славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.

Просветители Кирилл и Мефодий, братья из Солуни, принесли на славянскую землю письменность.

История жизни и деятельности Кирилла и Мефодия такова. Их родина – город Фессалоники (ныне город Салоники). Родились они в семье знатного рода – византийского военачальника. Старшего назвали Мефодием, младшего Константином (впоследствии при крещении он принял имя Кирилл).

Мефодий охотно осваивал военного искусство, а Константин рос совсем другим. Он с детства полюбил книги, самостоятельно выучил латинский язык. Из военного похода отец привез ему книгу известного Григория Богослова, написанную на латыни. У Константина была такая же книга на родном языке – греческом.

Константин научился говорить на трех языках: греческом, на латыни и на славянском. Уже несколько лет вокруг Фессалоник жили славянские племена. Но писать на своем языке эти народы не умели, потому что у них не существовало письменности. Они сеяли хлеб, ловили рыбу, выращивали овощи. Но они были необразованными, письменности у них не было.

Возмужав, Константин продолжил свое обучение. Он получил блестящее образование в Константинополе, где его учителями были крупнейшие представители византийской интеллектуальной элиты — Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский. Мефодий рано поступил на военную службу, в течение десяти лет он был управителем одной из славянских областей.

Братья скитались всю жизнь, терпели много лишений, никогда не имели богатства. Целью их жизни стало просвещение славянских народов.

В 863 году в Константинополь прибыло посольство правителя Великой Моравии Ростислава, просившего прислать учителей для проповеди в недавно принявшей христианство стране. Византийский император решил послать туда Константина и Мефодия. В этом же году братья отправились в Моравию. Этот год считается годом создания славянской азбуки.

Константин и Мефодий начали создавать письменность. Решили сразу – буквы в их азбуке будут красивые. Рука человека при письме должна ходить плавно, без устали, легко.

В славянских языках были звуки, которых не было в греческом и латыни, например звук [щ]. Придумать азбуку было трудно, но ещё трудней познать законы, по которым язык живет. Необходимо было описать все падежи, спряжения и времена глаголов, отделить существительное от прилагательного и наречий, понять, что в слове корень, а что приставка.

Три года с лишним братья пробыли в Моравии, многое успели сделать. Алфавит, который они создали, получил впоследствии название кириллицы – в честь Кирилла.

В 1992 году в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.

Учитель: Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Сейчас я вас познакомлю с некоторыми знаками, а вы попробуете прочитать древнюю запись.




(Располагаются данные таблички следующим образом:





Учитель: Так, например, на письме обозначалось звучащее слово [баба]. Найдите в этом слове буку [а] и [б] и покажите их.

(Дети показывают на слайде буквы)

Учитель: Сейчас название этой буквы [а], а в IX веке её называли «аз». Название другой буквы [бэ], а в IX веке её называли «буки». Расположив буквы в алфавитном порядке, назовите всем известное слово.

(Отвечают дети)

Далее учащимся предлагается выполнить задание: расшифровать слово.

Учитель: Эта азбука называлась глаголица. Как вы думаете, почему?

Учитель: Известно, что слово глагол переводится как слово, речь. В настоящее время мы с вами пользуемся другим вариантом славянской азбуки. Ее называют кириллицей. Он вам знаком.






  1. Игра «Рассыпалось слово»

Учитель: Теперь вы знаете историю создания славянской азбуки. Ну, а с буквами, я точно знаю, что вы все знакомы. Я вам предлагаю поиграть в игру «Рассыпалось слово».

БУЗААК ТАИС ОЗАР ИСЛА

(Азбука, аист, роза, лиса)

  1. Игра «Аукцион»

Учитель: Сейчас вам предстоит думать и отвечать очень быстро, потому что следующая игра «Аукцион. Кто угадает больше слов на букву А»». Самый активный участник будет отмечен.

  1. Весенний месяц с капелью и подснежниками.

  2. Последний месяц лета.

  3. Колпак для лампы.

  4. Южный фрукт желто-красного с крупной косточкой.

  5. Вид пассажирского транспорта.

  6. Стрелковое оружие.

  7. Легковая или грузовая машина.

  8. Старинное название буквы А.

  9. Крупная длинноногая перелетная птица, селится у жилья человека.

  10. Синоним слова «букварь».

  11. Название кустарника (акация).

  12. Устройство для дыхания человека под водой (акваланг).

  13. Краски для рисования (акварель).

  14. Стеклянный ящик для рыб.

  15. Цирковой артист, выполняющий гимнастические упражнения (акробат).

  16. Исполнитель роли в театральных представлениях.

  17. Крупная хищная морская рыба.

  18. Американский крокодил.

  19. Ценнейший драгоценный камень.

  20. Порядок букв, принятый в азбуке.

  21. Большая морская рыба с длинным клювом и узкими крыльями (альбатрос).

  22. Тетрадь в переплете для фотографий и рисунков.

  23. Южное растение с крупным ароматным и сонным толстокожим плодом (ананас).

  24. Посланец Бога, помогающий человеку.

  25. Короткий смешной рассказ.

  26. Перерыв между действиями спектакля.

  27. Желание есть.

  28. Учреждение, в котором изготавливаются и продаются лекарства.

  29. Большая круглая площадка, на которой выступают артисты цирка.

  30. Душистый приятный запах.

  31. Садовый цветок, распускается осенью.

  32. Нападение войск на противника.

  33. Письменное объявление о спектакле (афиша).

  34. Площадка для самолетов (аэродром).

  35. Предводитель разбойников.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель в конце мероприятия должен получить обратную связь с учащимися.

























2 – ой день.

«Праздник фонетики»

Цель: создать условия для углубления знания по фонетике.

Задачи:

*развивать фонематический слух;

*отрабатывать правильное литературное произношение;

*развивать воссоздающее воображение, логическое мышление, речь учащихся.

1-2 классы

(На слайде: «Гласные – это река, а согласные – ее берега», «Слово – одежда всех фактов, а звук – одежда слова»)

План мероприятия

  1. Организационный момент

2. Мотивация к мероприятию. Игра «Определи звук».

Прослушивание заранее записанных звуков: 1) льется вода из крана; 2) звенит колокольчик; 3) тикают часы; 4) школьная столовая в разгар обеда; 5) птичьи голоса; 6) музыкальный отрывок из любого произведения.

(После каждой записи – пауза. Прослушав внимательно запись, надо назвать услышанные звуки. В ходе обсуждения дети выделяют звуки человеческой речи.)

3. Сообщение цели мероприятия.

Учитель: Я прочитаю вам стихотворение С. Ефремова. Вы попробуйте отгадать тему нашего мероприятия.

Звук

Он бывает тихим, громким,

А ещё глухим и звонким.

Может быстро проскочить.

А захочет – будет жить

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок.

Он везде всегда дрожит

И по воздуху бежит.

Рот ему, как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться,

В барабане схорониться,

Если где услышим стук,

Значит, к нам добрался… (звук)

4. Работа с высказыванием К.Г. Паустовского

Учитель: Я хочу познакомить вас с высказыванием К.Г. Паустовского и попросить вас объяснить его: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

(Рассуждение учащихся)

5. Фонетическая викторина

(Учащиеся делятся на две команды или 4 группы)

Задания:

1. В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом?

2. В слове кот — три звука и в слове мяу – три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните, почему.

3. Назовите слово, которое состоит из трех согласных и одного гласного. В этом слове слышится гласный звук [ы], а пишется буква и. Слово обозначает название помещения, в котором даются представления с участием клоунов, акробатов, гимнастов, дрессированных животных. (Цирк)

4. Какую букву надо вставить в имя мальчика, чтобы оно превратилось в слово, называющее короткие шесты с заостренными концами? (Коля – колья)

5. В словах уточка, тушить, визит один согласный замените на другой, который отличается от первого по глухости или по звонкости, чтобы получилось новое слово. (Удочка, тужить, висит)

6. Какое слово при перестановке в нем ударения из названия печеного изделия превращается в название узких длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? (Пироги – пироги)

Вопросы для зрителей

Учитель: Пока наши члены команд работают, мы с вами будем решать ребусы и показывать свои знания по русскому языку.




6. Егоркины скороговорки

Учитель:

Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки.

За его скороговорки

Я поставил бы пятерки!

Повторяйте, детвора:

-Посреди двора дрова.

-Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

-В перелеске перепел

Перепелку перепел!

-Лилии полили ли?

Иль увяли лилии?

-Аня Нине – нянечка,

Нине няня – Анечка.

-Мамами любимы мы –

Самыми любимыми!

То-то буду я в восторге,

Если вы, как я Егорке,

За его скороговорки

Всем поставил бы пятерки.

Ю. Черных

Учитель: Я раздам командам скороговорки, а вы последуете примеру Егорки и расскажите нам их.

*У пенька опять пять опят.

*На Ерему напала дрема.

*Рыбу ловит рыболов.

*Кукушка кукушонку купила капюшон.

Вопросы для зрителей

Учитель: Ну вот, опять у нас с вами есть время для представления своих знаний и умений. Игра «Хвостослов». Соедините начало слова с концом.

ХО ОНА

КОЛО РОТ

СО БОК

К КОЛ

ВОР БОТ

7. Фонетическая задача.

Учитель: Оказывается, в фонетике, тоже бывают задачи. Вот такую задачу я вам предлагаю сейчас выполнить. Всем группам раздадутся одинаковые стихотворения. Необходимо прочитать стихотворение В. Ясинского «Первая шоколадка» и назвать все слова с парными звонкими и глухими согласными. Объяснить их.

Угостили Олю сладкой,

Очень вкусной шоколадкой.

Губки, носик и рубашку –

Все измазала бедняжка.

Мама дочь едва узнала:

-Ах ты, ненаглядная,

Дочка шоколадная!

  1. Фонетические минутки

Учитель: Со всеми заданиями вы справились. А сейчас фонетические минутки. Но я думаю, что вы и с ними справитесь.

    1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Вот так: горсть – гость.

(Всласть, краска, склон, полк, тепло, экран)

    1. Теперь, наоборот, я вам даю слово, а вы добавьте к каждому из них один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Вот так: роза – гроза.

(Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар)

Вопросы для зрителей

Учитель: Опять игра для всех зрителей «Эхо – загадки». Я вслух буду произносить следующие слова или словосочетания, а вы будете искать слова, которые спрятались в конце слова.

  1. Диван

  2. Квартира

  3. Крапива

  4. Крокодил

  5. Несколько свиней

  6. Охота на тигра

  1. Фонетические головоломки

Учитель: Ну, вот. Наш «Праздник фонетики» заканчивается самым трудным заданием – фонетическими головоломками. Это задание позволит проверить не только грамотность наших групп, но и вашу память, внимание. Слушаем, наблюдаем и выигрываем.

(Учащимся предлагается внимательно прочитать три раза ряды из восьми слов, попытаться их запомнить и ответить на вопросы.)

Ключ, ведро, птица, игрушка, чашка, дерево, пуговица, азбука.

  1. Сколько букв в последнем слове?

  2. Какие два слова начинались с гласной буквы?

  3. Назовите два слова, заканчивающихся на «о».

  4. назовите третье с начала слово.

  5. Назовите два слова, оканчивающихся на согласную.

  6. Сколько слов заканчивалось на «а»?

  7. Встретилась в словах буква «ц»?

  8. Было ли среди слов название ягоды?

  1. Подведение итогов. Рефлексия.


3-4 классы

1. Организационный момент

2. Мотивация к мероприятию. Игра «Определи звук».

Прослушивание заранее записанных звуков: 1) льется вода из крана; 2) звенит колокольчик; 3) тикают часы; 4) школьная столовая в разгар обеда; 5) птичьи голоса; 6) музыкальный отрывок из любого произведения.

(После каждой записи – пауза. Прослушав внимательно запись, надо назвать услышанные звуки. В ходе обсуждения дети выделяют звуки человеческой речи.)

3. Сообщение цели мероприятия.

Учитель: Я прочитаю вам стихотворение С. Ефремова. Вы попробуйте отгадать тему нашего мероприятия.

Звук

Он бывает тихим, громким,

А ещё глухим и звонким.

Может быстро проскочить.

А захочет – будет жить

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок.

Он везде всегда дрожит

И по воздуху бежит.

Рот ему, как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться,

В барабане схорониться,

Если где услышим стук,

Значит, к нам добрался… (звук)

4. Работа с высказыванием К.Г. Паустовского

Учитель: Я хочу познакомить вас с высказыванием К.Г. Паустовского и попросить вас объяснить его: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

(Рассуждение учащихся)

  1. Игра «Парад грамотеев»

(Учащиеся делятся на две команды или 4 группы)

Учитель: Сейчас мы с вами выяснили, как важно изучение русского языка для русского человека. Насколько вы грамотны, мы сможем определить после того, как вы приведете в порядок предложения, написанные на карточках. Каждой команде представится такая возможность. На исправление ошибок вам будет дано две минуты. Если команды справятся раньше и правильно, значит, члены этой команды получат дополнительный балл.



Предложения:

    1. Она так испугалась, что бросилась в обморок.

    2. На картине изображен ученик средних лет.

    3. Навстречу шел отец. Девочка и собака радостно залаяли.

    4. Мальчик облизался до ушей.

    5. Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.

    6. В класс вошли мальчик и девочка, они были братья.

    7. Сестра любит помогать своей сестре Тане, когда она ест шоколад.

    8. Он очень испугался, и душа у него ушла в ботинки.

Вопросы для зрителей:

Учитель: Пока наши команды заняты, мы с вами сможем с пользой провести время и поиграть в игру «Пропала буква». Из слов убежала буква. Найдите беглянку и поставьте на место, чтобы получились слова.

1. ВД 4. КРК 7. ЛК

2. ГРБ 5. КТ 8. ЛСТ

3. ЗГБ 6. Л 9. ЛФТ

6. Игра «Загадки с подсказкой»

Учитель: Сейчас нашим командам предстоит сложное задание. И необходимо будет не только отгадать загадки, но и записать их согласно орфографическим нормам. Неверно записанная отгадка засчитываться не будет.

  1. Может плавать целый день

В ледяной воде …

2. Среди зверей слывет царем,

Его зовут бесстрашным …

3.Вместо шерстки – иглы сплошь,

Враг мышей – колючий ….

4. По реке плывет бревно –

Ох, зловещее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит …

  1. Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет …

  1. На носу зверь носит рог

И зовется …

7. На себе везет не прытко

Домик собственный …

8. Живут на суше.

Нет копыт, щетинки.

А все ж зовут зверьков

Морские ….

Вопросы для зрителей

Учитель: Ребята! Помогите мне прочесть слова, которые были составлены. Я догадываюсь, что здесь была лиса. Она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят: «Хвостом виляет, все следы заметает».





Слова: окунь, кот, кит, кино, окно, нота и другие

  1. Конкурс «Вспомни правило любое и примером подтверди»

Учитель: Двум представителям команды необходимо вспомнить некоторые правила, изученные в 3 и 4 классах и рассказать их. Дополнительное очко получит команда, если будут приведены примеры.

Вопросы для зрителей

Учитель: Пока члены команд работают, мы с вами поиграем в поле чудес. Вам необходимо будет угадать слово по его модели.


Ирис

Лиса

Книга

Малина



8. Конкурс «Различите части речи и члены предложения».

Учитель: Наше праздник фонетики подходит к концу и нам необходимо убедиться, что вы действительно очень грамотные учащиеся. Сейчас командам будут выданы карточки, на которых записаны два предложения. Первое предложение необходимо разобрать по членам предложения, а во втором предложении указать части речи. Выделенное слово не разбирать.

    1. На уроке русского языка ребята пишут правильно, красиво и скоро.

    2. К соседу в тетрадь не заглянешь – ошибки к себе перетянешь.

Вопросы для зрителей

Учитель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Прятки». Вам необходимо найти в словах спрятанные другие слова.

1. Уточка 2. Удочка 3. Укол

Ответы: точка, дочка, кол.

9. Подведение итогов. Рефлексия.






3 – ий день.

«Турнир знатоков русского языка»

Цель: создать условия для повышения грамотности учащихся.

Задачи:

*развивать орфографическую зоркость;

*прививать интерес к предмету;

*развивать воссоздающее воображение, логическое мышление, речь учащихся.

План мероприятия

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учащихся

Учитель: Сегодня мы собрались для проведения веселой викторины, а именно — турнира знатоков русского языка. Нам необходимо выбрать 4 команда.

Итак, команды определились с составом. Теперь необходимо каждой команде придумать название. При придумывании командам названия должны быть соблюдены условия: 1 команда – в вашем названии команды должно быть не меньше 4 гласных; 2 команда — не более трех гласных букв; 3 команда – не более 5 согласных букв; 4 команда – не более 2 слогов.

  1. Конкурс «Отгадайте ребусы»

Учитель: Сейчас каждой команде будут представлены ребусы. Вам необходимо за 2 минуты отгадать ребусы. Чья команда это сделает быстрее — присваивается одно лишнее очко.

(Команды работают с ребусами.)



















Вопросы для зрителей:

Учитель: Наши команды заняты очень трудной работой, а мы с вами можем отдохнуть. Я предлагаю вам придумать веселую фамилию на букву «В».

-Придумайте название города, которого нет на карте, но вы его построите, когда вырастите.

-Придумайте веселые клички животным, например, щенкам.

4. Викторина пословиц

Учитель: Сейчас перед вами очередное задание. Вам необходимо по двум словам отгадать всю пословицу. За каждую отгаданную пословицу команда получает одно очко. Команда, составившая пословицу, быстро поднимает свой флажок. Если же эта команда дает неправильный ответ, другая команда может заработать очко, ответив за неё.

1. Коса – камень.

2. Лес – дрова.

3. Дело – мастер.

4. Шило – мешок.

5. Язык – дело.

6. Труд – лень.

Нашла коса на камень.

Чем дальше в лес, тем больше дров.

Дело мастера боится.

Шила в мешке не утаишь.

Не спеши языком, торопись делом.

Труд человека кормит, а лень портит.

Вопросы для зрителей

Учитель: Я предлагаю вам поиграть в анаграммы. А кто знает, что такое анаграммы? (Ответы детей)

Учитель: Вы можете получить новые слова, переставляя в заданном слове буквы и слоги.

1. КУЛОН 2. РУДА 3. ТУША

Ответы: уклон, колун, клоун, удар, ушат.

5. Конкурс «Составь телеграмму»

Учитель: Сейчас все мы сможем увидеть ваши умения в составлении телеграммы. Вам необходимо из букв одного слова составить телеграмму. Задание очень трудное, поэтому за каждую телеграмму будет присуждаться по 3 очка. Например, вам дано слово «сумка». Вы можете использовать каждую букву для составления телеграммы: «Сегодня убежал медведь. Караул, администрация» или «радуга» — Радуйтесь, авось доедем удачно. Гоша, Антоша.

1 команда – ручка

2 команда – книга

3 команда – судно

4 команда – птица





Вопросы зрителям:

Учитель: Мы с вами можем поиграть в игру «Заполни квадрат».

1 м

о

с

т

2 н

а

с

т

3 р

о

с

т

4 п

о

с

т

1. Переправа через реку для транспорта и пешеходов.

2. Твердая ледяная корка на снегу.

3. Высота человека.

4. Место, где находится часовой.

6. Конкурс «Домик друзей»

Учитель: Сейчас я вам предлагаю вспомнить всех своих друзей. Не только тех, с которыми вы дружите или общаетесь в настоящее время, но и тех, с кем вы когда- то были знакомы. Для этого каждой команде необходимо заполнить домик друзей. В этом домике должны быть вписаны имена девочек или мальчиков, начинающиеся на определенную букву.

Например:









1. Митя (Майя, Марк, Маша, Миша, Муза).

2. Мария (Макар, Марат, Марфа, Мирон).

3. Марина (Максим, Мартын, Матвей).

4. Мирослав (Марианна, Матильда, Митрофан, Мстислав).

5. Маргарита (Магдалина)

1 команда – буква А








2 команда – буква С







3 команда – буква К








4 команда – буква В







Вопросы зрителям.

Учитель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Лесенка»


Кок

Клок

Кулик

Кролик

кошелек


7. Подведение итогов. Рефлексия.





















4 – ый день.

«День кроссвордов»

Цель: создать условия для повышения познавательной деятельности учащихся.

Задачи:

*развивать орфографическую зоркость;

*прививать интерес к предмету;

*развивать воссоздающее воображение, логическое мышление, речь учащихся;

*обогащать опыт работы учащихся с кроссвордами.

1 класс

Тема: Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу









По горизонтали:

  1. Не сердятся, а усами ворочают, не молчат, а словами не скажут, идут, а с места не сдвинутся (часы).

  2. Нахмурится, насупится, в слезы ударится – ничего не останется (туча).

  3. Хвостом виляет, зубаста, а не лает (щука).

  4. Таскал меня зверь, а попал на людей (шуба).

Если правильно заполнен кроссворд, то в свободных клеточках по вертикали получится слово на то же правило (чаща).




Тема: Правописание существительных с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.









По горизонтали:

1. Сами крошки, боятся кошки,

Под полом живут, туда все несут (мыши).

2. Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда мы не уйдем (часы).

3.Драчуны и забияки, живут в воде, кости на спине, и щука не проглотит (ерши).

  1. Бегут по дорожке доски на ножке )лыжи).

  2. Из горячего колодца через нос водица льется (чайник).

  3. Белые горошки на зеленых ножках (ландыши).

Если кроссворд выполнен правильно, то в обведенных клеточках по вертикали можно прочесть отгадку на загадку К.И. Чуковского «Маленькие домики по улице бегут, мальчиков и девочек по улице везут» (Машины)


Тема: «Непроверяемые безударные гласные. Словарные слова»




По горизонтали:

1. С хозяином дружит, домик стережет, живет под крылечком, хвостик колечком (собака).

2. Эта птица – непоседа, одного с березой цвета (сорока).

3. Сам не бежит, стоять не велит (мороз).

4. Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок).

5. бел как снег, в чести у всех (сахар).

Тема: «Звонкие и глухие согласные»






По горизонтали:

  1. В золотой клубочек спрятался дубочек.

  2. Его весной и летом видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

По вертикали:

  1. В огне не горит, в воде не тонет (лед)

  2. Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает.

  3. Что растет корнем вниз (зуб).







    1. класс

Тема: « Непроверяемые безударные гласные. Словарные слова»









По горизонтали:

  1. То он блин, то он клин, ночью на небе один.

  2. Самый бойкий я рабочий в мастерской, колочу я что есть мочи день – деньской.

  3. Растет на грядке зеленая ветка. А на ней – красные детки.

По вертикали:

  1. Без рук, без ног, а рисовать умеет.

  2. Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом – под столом, а ночью – под кроватью.

  3. В лесу кланяется, придет домой – растянется.


Тема: «Правила обозначения гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу).







По горизонтали:

1. Ходят с края на край, режут черный каравай.

2. Кто, ворочая усами, раскомандовался нами? «Можно есть! Пора гулять! Умываться – и в кровать!»

3. В щели глядятся, вылезти боятся.

4. Где упрется хвостом, станет дырка потом (шило).

По вертикали:

5. Мы проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы. В дождь – лежим, в мороз – бежим, уж такой у нас режим.

6. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала.

7. К розе они не подпускают, доски прикрепляют (шипы).

8. Без меня не побежит ни одна машина, а зовусь я … (шина).


Тема: «Звонкие и глухие согласные»








  1. Красные двери в пещере моей, белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою – я с радостью этим зверям отдаю (рот).

  2. Весной вырастает, а осенью опадает.

  3. Есть и ножка, есть и шляпка, а не гриб (зонт).

  4. В одежде богатой живет без конца, да сам слеповатый, не видывал солнца (крот).

  5. Мягкие лапки, а в лапках царапки.

  6. На самолете это слово и на корабле, можно встретить его вдоль шоссе (борт).

Тема: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»







По горизонтали:

  1. Сутул, горбат, все поле перешел, все суслоны перечел (серп).

  2. Скатерть бела всю землю одела.

  3. Стоит Егорий в полугорье. Копьем подпирается, шапкой накрывается (стог).

  4. Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан пояском, встать не может, люди поднимают (сноп).

  5. Если кроссворд заполнен правильно, то в обведенных клеточках по вертикали ещё раз прочтете слово, которое является отгадкой.


Тема: «Правила правописания согласных в корне слов»








По горизонтали:

  1. В шубе летом, зимой раздетый (лес).

  2. Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей (нос).

  3. Пал брус на всю Русь, на том брусу двенадцать елок, в каждой по четыре ветки (год).

  4. Сложишь – клин, развернешь – блин (зонт).

  5. Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберет: ни царь, ни царица, ни красная девица (град).

По вертикали:

  1. Стоит Егорий в полугорье. Копьем подпирается, шапкой накрывается (стог).

  2. Летом вырастает, а осенью опадает (лист).

  3. Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал (снег).

  4. Через дорожку живу, а брата не вижу.


Тема: Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных»









По горизонтали:

  1. Что за весенняя птица любит за плугом ходить и кормиться (грач).

  2. Шевельнул бородкой гном – и вошел хозяин в дом.

  3. Я антонимии к слову смех. Не от радости утех – я бываю поневоле от несчастья и от боли, от обиды, неудач. Догадались – это … (плач).

  4. Секу, секу — не высеку, рублю, рублю – не вырублю (луч).

Если правильно заполнили клеточки кроссворда. То в обведенных клеточках прочтете слово на то же правило (калач).



    1. класс

Тема: «Непроверяемые безударные гласные. Словарные слова»












По горизонтали:

  1. Когда черен – куслив и задорен, как покраснею, так присмирею (рак).

  2. Повертишь круг – заговорит далекий друг (телефон).

  3. Два братца через дорожку живут, а никогда не видятся.

  4. Одной рукой всех встречает, другой провожает (дверь).

  5. Десять мальчиков живут в зеленом чуланчике (горох).

  6. Рукавом махнул – дерево нагнул (ветер).

По вертикали:

  1. Сам худ, голова с пуд (молоток).

  2. Иду в воду красен, выйду — черен (железо).

  3. С подругами и сестрами она приходит к нам, рассказы, вести новые она приносит по утрам (газета).

  4. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое (корова).

  5. Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет, крохи собирает.



Тема: «Звонкие и глухие согласные».











По горизонтали:

1. В шубе – летом, зимой – раздетый (лес).

2. Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет (молоток).

3. Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан пояском, встать не может, люди поднимают (сноп).

4. Кто зимой холодной ходит злой, голодный?

5. Рассыпался горох на двенадцать дорог (град).

6. Что на себе не видишь (рост)?

По вертикали:

7. с неба – звездой, на ладошке – водой (снег).

8. Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят (колос).

9. Семьсот ворот, да один выход (невод).

10. Без рук, без ног, а в избу лезет (холод).

11. Слеп да тупорыл, всю землю изрыл, мороз пришел – в землю ушел (крот).





Кроссворд «Анаграммы»

Задание: из слов, данных по горизонтали, и в выделенном вертикальном ряду, составьте, переставляя буквы, новые слова и впишите в кроссворд.









Ответы:

  1. Марля – маляр

  2. Торба – табор

  3. Фарш – шарф

  4. Колба – бокал

  5. Дог – год

  6. Пакля – капля

  7. Рысак – крыса

В выделенных клетках – лошадка.


Кроссворд «Планеты Солнечной системы»

Задание: впишите в клетки названия девяти планет.

Ответы:

  1. Меркурий

  2. Земля

  3. Венера

  4. марс

  5. Нептун

  6. Сатурн

  7. Юпитер

  8. Плутон

  9. Уран


Кроссворды «Отгадайте букву»

Задание: в клетках этого кроссворда чаще других встречается одна и та же буква. Какая? Сколько раз? (Буква К — 16 раз)










По горизонтали:

1. Судовой повар (кок).

2. Ледяная площадка для катания на коньках.

3. певчая птичка (канарейка).

4. Род тыквы (кабачок)

5. Приспособление для ловли зверей (капкан).

6. Растение (кактус).

7. Твердая набойка на подошве обуви (набойка).

8. Дверца в заборе, в воротах (калитка).

В выделенных клетках: неумело написанные буквы (каракули).



Задание: в клетках этого кроссворда чаще всего встречается одна и та же буква. Какая? Сколько раз? (Буква з – 14 раз).








По горизонтали:

  1. Небесное тело (звезда).

  2. Тонкая щепка, вонзившаяся в кожу.

  3. Легкий утренний мороз весной или осенью (заморозок).

  4. Человек, который задается (зазнайка).

  5. Аппарат для полета в космос (звездолет).

  6. Поручение кому-нибудь сделать или приготовить что-нибудь (заказ).

  7. Ломаная линия (зигзаг).

В выделенных клеточках: вязкое вещество для заделывания щелей (замазка).


Задание: в клетках этого кроссворда чаще всего встречается одна и та же буква. Какая? Сколько раз?








  1. Птица Антарктиды.

  2. Учреждение, которое охраняет общественный порядок.

  3. Имя девочки.

  4. Сорт конфет.

  5. Имя мальчика.

  6. Часы, звонящие в нужное время.

  7. Кучер.

  8. Школьная отметка.

Ответы: пингвин, полиция, Ирина, ирис, Никита, будильник, лисичка, извозчик, единица.

В выделенных клетках слово: Пластилин

Буква «И» встречается 19 раз.


Задание: в клетках этого кроссворда чаще всего встречается одна и та же буква. Какая? Сколько раз?










1. Мать отца или матери.

2. Кустарник с мелкими красными кислыми ягодами.

3. Ударный музыкальный инструмент.

4. Толстая баранка.

5. Древнейшая книга.

6. Животное – грызун.

7. Командная спортивная игра.

8. Ломтик хлеба с колбасой.

9. Насекомое с красивыми крыльями.

10. Большое тропическое дерево.

Ответы: бабушка, барбарис, бубен, бублик, библия, бобр, баскетбол, бутерброд, бабочка, барабан.


Кроссворд «Удвоенные согласные»

Задание: подберите нужное слово и запишите его по горизонтали.









  1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу.

  2. Дорога с рядами деревьев по сторонам.

  3. Место, где продают билеты.

  4. Человек, который совершает поездку на поезде, на пароходе или другом виде транспорта.

  5. дорога, покрытая асфальтом.

В выделенных клетках слов – класс.







5 – ый день.

«КВН «Что по русскому мы знаем, без ошибок применяем»»

Цель: создать условия для повышения познавательной деятельности учащихся.

Задачи:

*развивать орфографическую зоркость;

*прививать интерес к предмету;

*развивать воссоздающее воображение, логическое мышление, речь учащихся.

Для проведения данного мероприятия, классным командам необходимо подготовить название команд и девизы:

1 команда — «Поиск»- «Все разведать, все узнать, легких тропок не искать»

2 команда – «Искорка» — «Гореть самим, зажечь других, быть впереди и точка».

3 команда – «Победа» — «Победу, а не поражение мы всем желаем!»

4 команда — «Славные» — «Соперник наш, не позабудь, к победе очень труден путь!»

План мероприятия

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учащихся к познавательной деятельности.

Учитель: Кто не знает Вини-Пуха – медвежонка, который сочиняет забавные шумелки, пыхтелки, ворчалки? Пожалуй, таких не найдется. Но было время, когда у нас в стране никто с ним не был знаком. Правда, это было очень давно. Вини – Пух и Все-Все-Все его друзья жили тогда в Англии, в зачарованном лесу и умели говорить только по — английски. Но все они оказались хорошими учениками Б. Заходера. Вскоре Вини – Пух стал совсем русским медвежонком. Одно время он даже по радио учил ребят русскому языку. Вот почему я решила, что сегодня почетным гостем будет Вини – Пух. И первое задание, которое приготовил этот медвежонок, будет «Назови одним словом».

  1. Конкурс «Назови одним словом»

Учитель: Сейчас я раздам уважаемым членам команды листки, на которых написаны словосочетания. Вся команда должна будет подумать и заменить словосочетания одним словом

Храбрый человек – (храбрец)

Болтливый человек – (болтун)

Ленивый человек – (лентяй)

Мудрый человек – (мудрец)

Богатый человек – (богач)

Грубый человек – (грубиян)

Сильный человек – (силач)

Веселый человек – (весельчак)

Вопросы для зрителей:

Учитель: Мы с вами не должны мешать нашим командам. Я вам предлагаю поиграть в игру «Аукцион». Вам необходимо угадать слова на букву Р.

  1. Человек, который трудится на заводе или фабрике.

  2. Ровная, без гор и холмов земная поверхность (равнина).

  3. Разноцветная дугообразная полоса на земном небосклоне.

  4. Домик улитки (раковина).

  5. Оружие фехтовальщика (рапира).

  6. Сообщение, донесение (рапорт).

  7. Нота.

  8. Руководитель театральной постановки.

  9. Ластик.

  10. Высший показатель, достигнутый в состязании (рекорд).

  11. Перечень пьес, идущих в театре (репертуар).

  12. Домашний учитель (репетитор).

  13. Сито (решето).

  14. Громкий крик, вой животного (рев).

  15. Нарисованное изображение.

  16. Водный источник, ключ (родник).

  17. Драгоценный камень красного цвета.

  18. Столярный инструмент в виде деревянной колодки с широким наклонным лезвием (рубанок).

  19. Труба, служащая для усиления звука (рынок).

  20. Базар (рынок).

  21. Хищное животное, похожее на кошку, обитающее в лесах (рысь).

  22. Самоотверженный, благородный человек, средневековый воигн (рыцарь).

  23. Заплечный вещевой мешок

  1. Конкурс «Поставь ударение»

Учитель: Следующее задание будет для тех, кто умеет работать со словарями. Вам сейчас необходимо будет поставить ударение в словах.

Слова для команд: портфель, случай, статуя, магазин, красивее, звонит, километр, алфавит, средства, столяр, библиотека, баловать, повторим, шофер.

Вопросы для зрителей:

Учитель: Пока члены команд работают, я вам предлагаю расшифровать ребусы.



















5. Конкурс «Кто больше найдет»

Учитель: Сейчас членам команд придется хорошо подумать, так как необходимо составить как можно больше слов из букв слова «транспорт». Побеждает тот, кто назовет последнее слово.

(Члены команд работают, повторения слов не принимаются)

Вопросы для зрителей:

Учитель: А мы опять с вами отдохнем и поиграем в игру «Зашифрованное слово». Из каждого слова предложенной группы берем по одному слогу и узнаем новое слово. Например: еда, диво, ученица, певица – единица.

Ели, железо, висок, двойки – ежевика.

Девочка, море, ворона – дерево.

Парта, сирень – парень.

Песок, зарево, провод – перевод.

Пушинка, газета, село – пугало.

6. Конкурс «Кто что делает?»

Учитель: Все командам выдадут листки с изображением какого-либо животного. Вам необходимо подобрать и записать как можно больше слов и словосочетаний, обозначающих действие этого животного.

Изображение животных: белка, медведь, лиса, заяц.

Вопросы для зрителей:

Учитель: А мы с вами попробуем из двух частей составить народные приметы. Хоровые ответы не принимаются.

Синица пищит… …. к долгой весне.

Дым столбом…. …. зиму вещает.

Длинные сосульки… ….к морозу.

Ласточка низко летает… ….к грозе.

Шумит хвойный лес… ….дождь предвещает.

Муравьи прячутся в гнезда… ….ожидай оттепели.

7. Подведение итогов. Рефлексия.
























7. Список используемой литературы.

1. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 1-4 классы./С.А. Арженовская, О.А. Архипова. – М.: Издательство «Глобус». 2010. – 224 с.

2. Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. Исторические темы курса «Окружающий мир»: Деятельностный развивающий подход. 4 класс. – М.: ВАКО, 2006. 320 с.

3. Группа продленного дня. Конспекты занятий, сценарии мероприятий: 1-2 классы /Авторы – составители Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – М.: ВАКО. 2010. 272 с.

4. Группа продленного дня. Конспекты занятий, сценарии мероприятий: 3-4 классы /Авторы – составители Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – М.: ВАКО. 2009. 368 с.

5. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. – Выпуск 1/Автор- составитель Н.А. Касаткина. – 2 – е издание стереотип. – Волгоград: Учитель. 2008. 253 с.

6. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. – Выпуск 2/Автор- составитель Н.А. Касаткина. – 2 – е издание стереотип. – Волгоград: Учитель. 2008. 382 с.

7. Сухин И.Г., Яценко И.Ф. Азбучные игры. – М.: ВАКО. 2009. — 336 с.







Свежие документы:  Методическая разработка мероприятия "Путешествие в страну "Информатика" 4 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: