Конспект урока на тему «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»


Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор


Цели урока:

  • углубить представления о задачах обработки информации;

  • познакомиться с преобразованием информации по заданным правилам как одним из способов обработки информации, ведущих к получению нового содержания, новой информации.

Основные понятия:

  • входная информации;

  • выходная информация;

  • правило преобразования (обработки) информации.

Оборудование:

  • ПК, мультимедийный проектор, экран;

Ход урока:


1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:

  • Ученики перечисляют основные действия с информацией.

  • Приводятся примеры обработки информации, ведущие к изменению ее формы, но не содержания.

  • Ученик называет приложение, используемое для обработки текстовой информации.

  • Ученик называет приложение, используемое для обработки графической информации.

  • Ученик называет приложение, используемое для обработки числовой информации.

  • Визуально проверяется выполнение задания РТ: №53 с.85.


2) Объяснение нового материала.


  • Побробно было рассмотрено, как можно обрабатывать информацию, изменяя ее форму, но не содержание. теперь рассматриваются случаю, когда в результате обработки возникает новая информация.

  • По материалам учебника можно подготовить презентацию, где будет пошагово рассматриваться решение задачи о периметре треугольника, приведенной на с.54 учебника.

  • В перезентации удобно показать поэтапное преобразование информации в соотвествии с блок-схемой, приведенной на с.55 учебника. Подробно на элементах блок-схемы останавливаться не стоит, это будут сделано в 6 классе.

  • При решении задач по известным правилам очень важно выбирать наиболее эффективное правило (способ) решения задачи. Это хорошо демонстрируется в задании УЧ: №6 с.60. Его целесообразно в быстром темпе выполнить всем вместе, делая соотвествующие пометки карандашом в учебнике.


Задание УЧ: №5 с.60.

Решите следующие примеры самым удобным способом: 1 – с помощью таблицы умножения; 2 – подбором; 3 – разложением наподобные слагаемые. Укажите способ вычислений в квадратике рядом с каждым примером.

1

81 : 9 = 9

2

168 : 42 = 4

2

114 : 38 = 3

3

180 : 4 = 45

2

112 : 16 = 7

2

365 : 73 = 5

3

138 : 6 = 23

3

84 : 4 = 21

2

621 : 9 = 69

2

112 : 56 = 2

2

259 : 37 = 7

2

140 : 28 = 5

1

300 : 50 = 6

2

116 : 29 = 4

3

92 : 4 = 23

2

51 : 17 = 3

1

490 : 70 = 7

1

480 : 8 = 60

3

141 : 3 = 47

2

270 : 54 = 5

2

168 : 24 = 7

3

222 : 3 = 74

1

720 : 8 = 90

3

819 : 9 = 91

3) Домашнее задание:


  • §1.14 с.54-56.

  • РТ: №59 с.49.

  • Оформить в РТ выкладки к п. 11-12 ПР№5.


4) Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор, с.148-150.


  • Можно выполнить в демонстрационном режиме ПР№5 п.11, после чего показать ученикам, почему при любых исходных данных получается именно такой результат.


УЧ: ПР№5 п.11 с.149.


Задумайте любое трехзначное число. С помощью Калькулятора выполните следующую цепочку преобразований:

  • умножьте задуманное число на 3;

  • к ответу прибавьте 9;

  • к ответу прибавьте 15;

  • из ответа вычтите 3;

  • разделите ответ на 3;

  • вычтите из ответа задуманное число.

У вас должно получиться число 7. Можно задумать другое число и повторить все действия с самого начала. Результат будет тот же. Можете ли вы это объяснить? Придумайте свою цепочку преобразований произвольного числа, такую, чтобы в результате всегда получалось число 5.


Пусть 641 – задуманное трехзначное число, тогда:


(641 · 3 + 9 + 15 – 3) : 3 – 641 =


= (1923 + 21) : 3 – 641 = 1944 : 3 – 641 = 648 – 641 = 7.


Обозначим задуманное число через х и запишем предполагаемую последовательность действий в виде арифметического выражения:


(х · 3 + 9 + 15 – 3) : 3 – х = (3х + 21) : 3 – х = х + 7 – х = 7.


Проведенные вычисления показали, что результат от х не зависит.



УЧ: ПР№5 п.12 с.149-150.


Задумайте произвольное число. С помощью Калькулятора выполните следующую цепочку преобразований:

  • прибавьте к задуманному числу 25;

  • к ответу прибавьте еще 125;

  • из ответа вычтите 36;

  • из ответа вычтите задуманное число;

  • ответ умножьте на 5;

  • ответ разделите на 2.

У вас должно получиться число 285. Объясните, почему у всех получился один и тот же ответ, хотя исходные числа были различными.


Обозначим задуманное число через х и запишем предполагаемую последовательность действий в виде арифметического выражения:


((х + 25 + 125 – 36 – x) · 5) : 2 = 114 · 5 : 2 = 285.


Проведенные вычисления показали, что результат от х не зависит.


  • При самостоятельном выполнении ПР№5 п.11-12 ученики формально выполняют обработку информации по заданным правилам. Вместе с тем смысл этих заданий значительно глубже: ученикам предлагается ответить на вопросы, требующие серьезных размышлений.


  • ПР№5 п.13-14 под силу наиболее подготовленным учащимся.



УЧ: ПР№5 п.13 с.150.


777 · 143 = 111111.


Умножим левую и правую части этого равенства на 2:


777 · 143 · 2 = 111111 · 2.

Получаем:


777 · 283 = 222222.


По аналогии найдем числа: 429, 572, 715, 858, 1001, 1144, 1287. Каждое следующее число больше предыдущего на 143.



УЧ: ПР№5 п.14 с.150.


Последовательное деление на 13, 11 и 7 равносильно одному делению на 1001. А умножение любого трехзначного числа на 1001 обладает тем свойством, что в записи результата исходное число повторяется дважды. Убедитесь в этом на примерах.






Литература


  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 — 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 380 с.

  2. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. — 5-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 192 с.: ил.

  3. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. — 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. — 87 с.: ил.

  4. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 338 с.: ил.











































  1. Ланкин Виталий Игоревич

  2. МОУ СОШ городского поселения «Рабочий п. Октябрьский» Ванинского муниципального района Хабаровского края

  3. Учитель информатики и ИКТ

  4. II квалификационная категория

Свежие документы:  Тест на тему «Основные устройства информационных и коммуникационных технологий»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: