Конспект урока по Информатике «Структура данных», «Алгоритм как модель деятельности», «Обработка данных с помощью текстового процессора Word»


Открытый урок по информатике — деловая игра

«Приемная комиссия. Университет будущего»


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по темам: «Структура данных», «Алгоритм как модель деятельности», «Обработка данных с помощью текстового процессора Word».


Вид урока: деловая игра

Материалы: ватманы (2 штуки), фишки (жетоны), маркеры, карточки (с буквами)

Технология: игровая технология


Цели урока:

  1. Повторение и обобщение знаний по теме «Структура данных» и «Алгоритм как модель деятельности».

  2. Научиться представлять любую деятельность в виде алгоритма графическим образом.

  3. Закрепить практические умения и навыки работы с текстовым процессором Word и применить их для решения реальной задачи.

  4. Развивать умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели. Формирование познавательного интереса как компонента учебной мотивации.


Правила игры

Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых – набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильное выполнение задания и тактичное поведение во время игры, а также за Презентацию.

Ведущий — учитель может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы.

По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные группами за всю игру, и за определенную сумму баллов (которую устанавливает ведущий) каждый игрок получает положительную оценку.

Максимальное количество баллов за выполнение каждого из заданий – 5 баллов. За нарушение дисциплины взимаются штрафы.

Выполнение задания оценивается по следующим критериям:

  • Правильность выполнения заданий;

  • Правильное оформление документа, соблюдение всех требований, записанных в задании — карточке;

  • умение уложиться по времени при решении задачи.

Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:

  • взаимопомощь в группе;

  • умение общаться с коллегами;

  • умение организовать работу в группе;

  • умение слушать выступление своего докладчика и докладчика другой группы.

Количество баллов за тактичное поведение во время игры – 5, и еще несколько баллов могут быть добавлены на усмотрение ведущего и экспертов.

За нарушение дисциплины взимаются штрафы:

  • каждое замечание учителя или эксперта – 1 балл;

  • несоблюдение правил игры – 2 балла;

  • грубое нарушение – до 5 баллов.


План урока

  1. Ознакомление с правилами игры, блиц-опрос, предоставление информации о вузе, его факультетах для принятия решения о поступлении на конкретный факультет, на конкретную специальность.

  2. Выполнение этапов работы приемной комиссии.

  3. Выступление докладчиков — презентация

  4. Подведение итогов


Ход урока

  1. Организационный этап

Приветствую учащихся, проверяю их готовность к уроку; отмечаю в журнале отсутствующих.

{Учитель сообщает тему урока, цель урока и что учащиеся должны сделать за урок.

Учащиеся должны организовать приемные комиссии в университет и дать им названия.

Выполнить 4 последовательных этапов по оформлению документов приема абитуриентов в свой университет.

Подготовительный этап и блиц-опрос по прошедшему материалу.

Учащиеся разбиваются на 2 команды (2 университета) и занимают места за разными столами.

Игровые группы выбирают: 1- Председателем приёмной комиссии, он координирует работу всей команды и помогает всем участникам; 1 — зам. председателя приёмной комиссии, организует работу ответственных секретарей приемной комиссии 1- ответственный секретарь, в его обязанности входит: контроль за работой технического секретаря, ознакомление абитуриентов с уставом; технический  секретарь, в обязанности входит приём документов, разноска документов абитуриентов в соответствии с порядком и правилами приема в техникум, создание компьютерной базы данных документов абитуриентов– 1-2 чел.

Эксперты (жюри) выбираются из приглашенных гостей или из числа участников игры}

2.Актуализация

Вопросы для блиц — опроса:

  1. Что значит структурировать данные?

  2. Какие структуры данных вы знаете?

  3. Что такое граф? Из чего он состоит?

  4. Какой граф называется неориентированным (ориентированным)?

  5. В чем состоит удобство табличного представления информации?

  6. Что нам нужно знать для построение графа или таблицы?

  7. Как эти все действия можно назвать воедино?

{Во время блиц — опроса учащимся выдаются фишки за правильный ответ, которые затем суммируются при выставлении баллов..}

Сегодня мы с вами снова вернёмся к понятию алгоритма, которое обсуждалось нами ранее, но анализировать его будем с точки зрения моделирования.

Давайте с вами вспомним:

Что такое модель?

Что значит Алгоритмическая модель?

Какие этапы деятельности от определения цели до получения результата необходимы?

3. Практическая работа.

Для начала моделирования всей деятельности необходим: выбор объекта моделирования и предметной области (приемная комиссия), далее формируем этапы деятельности приемной комиссии.

Первый этап

На подготовительном этапе от нашей информационной модели в первую очередь потребуются сведения о плане приема в университет: на каких факультетах, какие специальности открыты для поступления; сколько человек принимается на каждую специальность, какие вступительные экзамены сдаются на каждом факультете, какие засчитываются по результатам ЕГЭ.

Командам необходимо продумать следующие пункты первого этапа:

  • План приёма в университет

  • Факультеты

  • Специальности на каждом факультете

  • План приёма на каждую специальность

Все эти этапы связаны с получением, хранением, обработкой и передачей информации, т.е. осуществлением информационных процессов

Изначально продумать структуру университета и изобразить ее в виде графа.

(Например — презентация)

Для каждого уровня дерева создаётся таблица своего типа

  • Таблица 1.Факультеты

  • Таблица 2. Специальности

Например

Третий уровень дерева (Абитуриенты) начинает формироваться на втором этапе работы приёмной комиссии.

4.Физминутка

5.

Второй этап

На втором этапе приемная комиссия будет получать и обрабатывать информацию, поступающую от абитуриентов.

Абитуриенты пишут заявления о допуске к поступлению, сдают необходимые документы, заполняют анкету. Каждому присваивается его личный идентификатор – номер регистрации. Далее под этим номером абитуриент будет фигурировать во всех документах.

Для каждого абитуриента готовится анкета, куда заносятся его исходные данные (фамилия, имя, отчество, дата рождения и другие сведения, нужные приёмной комиссии), сведения о факультете и специальности, на которую он поступает.


Возникает вопрос: как в полученных таблицах отражена связь между ними, которая явно обозначена на графе?

Такая связь между таблицами существует за счёт имеющихся в них общих (совпадающих) полей.

В таблицах ФАКУЛЬТЕТЫ и СПЕЦИАЛЬНОСТИ общее поле «Название факультета».

В таблицах СПЕЦИАЛЬНОСТИ и АБИТУРИЕНТЫ общее поле «Название специальности».


На третьем этапе приемная комиссия будет заносить в в информационную базу результаты вступительных экзаменов для каждого поступающего.

На четвертом этапе в систему вносятся окончательные результаты приема- презентация докладчиков.

6. Итоги.

Презентация докладчиков

7.Подведение итогов

+кроссворд

По горизонтали:

1. Граф, в котором вершины связаны между собой по принципу «многие ко многим».

(сеть)

2. Направленная линия (стрелка), связывающая компоненты графа между собой определенным образом.

(дуга)

3. Граф, предназначенный для отображения вложенности, подчиненности, наследования и п.т. между объектами

(дерево)

4. Модель, отображающая знания человека об объекте моделирования. Описание в той или иной форме объекта моделирования.

(информационная)

5. Вершины дерева, которые не имеют порожденных вершин следующего уровня.

(листья)

По вертикали:

6. Компонент системы (графа), изображаемый кругами, овалами, прямоугольниками и пр.

(вершина)

7. Объект – заменитель реального объекта

(модель)

8. Средство для наглядного представления состава и структуры системы.

(граф)

9. Главная вершина, вершина верхнего уровня в иерархической структуре.

(корень)

10. Линия, выходящая и входящая в одну и ту же вершину графа.

(петля)

8.Рефлексия урока

На листе нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).

Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с

целью содержательной рефлексии:        

  • Как бы вы назвали урок?

  • Что было самым важным на уроке?

  • Зачем мы сегодня на уроке…?

  • Какова тема сегодняшнего урока?

  • Какова цель урока?

  • Чему посвятим следующий урок?

  • Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

  • Что для тебя было легко (трудно)?

  • Доволен ли ты своей работой?

  • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для

        5-7 минут в классе). Примерный план рассуждений для ребёнка

        в соответствии с этапами урока:

  • Сначала мы рассуждали так…

  • Потом мы столкнулись с проблемой…

  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…

  • Мы увидели (поняли)…Значит…

  • Теперь мы будем…



Оцените свою работу на уроке, составив рассказ:

Сегодня на уроке я работал (а) ______________________________________________________________

Я понял (а) (укажите номера понятых вопросов):_______________________________________________

В этом мне помогли:______________________________________________________________________

Мне нужно разобраться в таких вопросах (укажите номера непонятых вопросов):____________________

Для этого нужно________________________________________________________________________

В составлении рассказа вам могут помочь следующие слова.

Слова для оценки работы:

активно

пассивно

с энтузиазмом

равнодушно

результативно

безрезультатно

ответственно

безответственно

позитивно

негативно

сознательно

несознательно

качественно

посредственно

вдумчиво

поверхностно


Работа по устранению затруднений:

  • прочитать записи по теме;

  • прочитать информацию по данной теме в учебнике;

  • выучить определение, формулу, …;

  • научиться изображать силы;

  • проконсультироваться с преподавателем по вопросу…,

Кто желает, прочитайте свои записи. (2-3человека)

9. Выставление оценок. Домашнее задание





Дополнительно

Карточка №1

№1. Изобразите в виде графа систему, состоящую из четырех одноклассников, между которыми существуют следующие связи (взаимоотношения): дружат: Саша и Маша, Саша и Даша, Маша и Гриша, Гриша и Саша. Глядя на полученный граф, ответьте на вопрос: с кем Саша может поделиться секретом, не рискуя, что он станет известен кому то другому.

Даша

Саша

Маша

Прямая соединительная линия 7 Прямая соединительная линия 8 Прямая соединительная линия 9

Прямая соединительная линия 10


Гриша




Ответ: Саша может поделиться секретом с Дашей, так как Даша не дружит с остальными ребятами.



Карточка №2

В соревнованиях по гимнастике Аня, Вера, Галя и Наташа заняли первые четыре места. Определите, кто какое место занял, если известно, что Галя вторая, Наташа хотя и не стала победителем, но в призеры попала, а Вера проиграла Ане.

Ответ:

 

Аня

Вера

Галя

Наташа

1 место

+

2 место

+

3 место

+

4 место

+


Карточка №1

Изобразите в виде графа систему, состоящую из четырех одноклассников, между которыми существуют следующие связи (взаимоотношения): дружат: Саша и Маша, Саша и Даша, Маша и Гриша, Гриша и Саша. Глядя на полученный граф, ответьте на вопрос: с кем Саша может поделиться секретом, не рискуя, что он станет известен кому то другому.

Карточка №2

В соревнованиях по гимнастике Аня, Вера, Галя и Наташа заняли первые четыре места. Определите, кто какое место занял, если известно, что Галя вторая, Наташа хотя и не стала победителем, но в призеры попала, а Вера проиграла Ане.


Карточка №1

Изобразите в виде графа систему, состоящую из четырех одноклассников, между которыми существуют следующие связи (взаимоотношения): дружат: Саша и Маша, Саша и Даша, Маша и Гриша, Гриша и Саша. Глядя на полученный граф, ответьте на вопрос: с кем Саша может поделиться секретом, не рискуя, что он станет известен кому то другому.

Карточка №2

В соревнованиях по гимнастике Аня, Вера, Галя и Наташа заняли первые четыре места. Определите, кто какое место занял, если известно, что Галя вторая, Наташа хотя и не стала победителем, но в призеры попала, а Вера проиграла Ане.


Карточка №1

Изобразите в виде графа систему, состоящую из четырех одноклассников, между которыми существуют следующие связи (взаимоотношения): дружат: Саша и Маша, Саша и Даша, Маша и Гриша, Гриша и Саша. Глядя на полученный граф, ответьте на вопрос: с кем Саша может поделиться секретом, не рискуя, что он станет известен кому то другому.

Карточка №2

В соревнованиях по гимнастике Аня, Вера, Галя и Наташа заняли первые четыре места. Определите, кто какое место занял, если известно, что Галя вторая, Наташа хотя и не стала победителем, но в призеры попала, а Вера проиграла Ане.

Карточка №3

Пятеро одноклассников — Оксана, Тимур, Наташа, Ильдар и Дима ста­ли победителями олимпиад школьников по химии, математике, инфор­матике, истории и географии. Известно, что: победитель олимпиады по информатике учит Оксану и Тимура работе на компьютере; Наташа и Ильдар тоже заинтересовались информатикой; Тимур всегда побаивался химии; Наташа, Тимур и победитель олимпиады по истории занима­ются плаванием; Тимур и Наташа поздравили победителя олимпиады по математике; Оксана сожалеет о том, что у нее остается мало времени на историю.

Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?

Карточка №4

Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.
1. Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист.

2. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.

3. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.

Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.

Карточка №3

Пятеро одноклассников — Оксана, Тимур, Наташа, Ильдар и Дима ста­ли победителями олимпиад школьников по химии, математике, инфор­матике, истории и географии. Известно, что: победитель олимпиады по информатике учит Оксану и Тимура работе на компьютере; Наташа и Ильдар тоже заинтересовались информатикой; Тимур всегда побаивался химии; Наташа, Тимур и победитель олимпиады по истории занима­ются плаванием; Тимур и Наташа поздравили победителя олимпиады по математике; Оксана сожалеет о том, что у нее остается мало времени на историю.

Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?

Карточка №4

Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.
1. Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист.

2. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.

3. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.

Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.



Свежие документы:  Конспект урока "Ведение мяча на месте и в движении" 5 Класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: