Конспект урока с презентацией по информатике и ИКТ для 6 класса «Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Арзинская средняя общеобразовательная школа











Конспект урока по информатике и ИКТ
в 6 классе

«Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов»





подготовила

учитель информатики и ИКТ

Матюнькина Светлана Васильевна













п. Арзинка

2013

Тема: Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов

Цели:

  1. Систематизировать и расширить знания учащихся о формах записи алгоритмов;

  2. Проверить навыки учащихся по созданию графических изображений.

Задачи урока:
Обучающие:

  1. Систематизировать основные понятия по теме: “Алгоритм. Исполнители алгоритма. Свойства алгоритма”;

  2. Способствовать закреплению навыков работы в графическом редакторе Paint.

Развивающие:

    1. Развитие познавательного интереса, памяти, внимания;

    2. Учить рациональному способу построения алгоритма;

    3. Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство ответственности, аккуратности, трудолюбия, товарищества, взаимовыручки;

  2. Коммуникативные качества, умение слушать;

  3. Культуру межличностных взаимоотношений.

Тип урока: Комбинированный

Методы: Словесный (фронтальная беседа), наглядный (демонстрация компьютерной презентации), практические компьютерные работы

Средства обучения: презентация к уроку, учебник, программное обеспечение, карточки настроения.

Техническая база: проектор, экран, компьютеры.







План урока

    1. Организационный момент – 1 мин.

    2. Постановка темы и целей урока – 2 мин.

    3. Активизация мышления и актуализация ранее изученного – 13 мин.

    4. Объяснение нового материала – 10 мин.

    5. Практическая работа за компьютером – 15 мин.

    6. Подведение итогов урока – 3 мин.

    7. Домашнее задание – 1 мин.





















































Ход урока

І. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Дежурный, скажите, кто сегодня отсутствует?

— Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, рабочая тетрадь, ручка?

ІІ. Постановка темы и целей урока

— Тема нашего сегодняшнего урока «Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов». Прежде чем приступить к изучению нового материала, мы с вами должны вспомнить основные моменты предыдущего урока, так как они неразрывно связаны с новой темой. И чтобы хорошо понять и запомнить новый материал, вам необходимо быть внимательными и тем самым вы значительно расширите свои знания по разделу «Алгоритмы и исполнители».

— В конце урока вы выполните практическую работу в графическом редакторе Paint по созданию графических объектов. При полном и правильном выполнении которой каждый из вас получит оценку.

ІІІ. Активизация мышления и актуализация ранее изученного

— Сейчас вы выполните графологический диктант. У каждого из вас есть листочек, запишите на нем свое имя и фамилию.

— Я буду зачитывать высказывания, если оно правильные, то вы ставите «+», если ложные – «-».

Вопросы диктанта:

    1. Алгоритм – это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

    2. Разрабатывать алгоритмы могут всевозможные устройства: станки, роботы, компьютеры, спутники и другие.

    3. Команды, которые может выполнить конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя (СКИ).

    4. Исполнять алгоритмы могут только люди.

    5. Программа – это последовательность строк, каждая из которых содержит некоторую команду для компьютера.

    6. Понятность – это свойство алгоритма, обозначающее, что алгоритм составляется только из команд, входящих в систему команд исполнителя.

    7. Конечность – это свойство алгоритма, обозначающее завершение работы алгоритма в целом за конечное число шагов.

    8. Команда – это отдельное указание исполнителю алгоритма.

    9. Разрабатывать алгоритмы может только человек.

    10. Компьютер формальный исполнитель алгоритмов.

Ответ: + — + — + + + + + +

Критерии оценок:

«5» — допущено не более 1 ошибки; «3» — допущено 4 – 5 ошибок;

«4» — допущены 2 – 3 ошибки; «2» — допущено более 5 ошибок.

— Обменяйтесь листочками, сделайте проверку и поставьте оценку. Дежурный соберите, пожалуйста, работы.

Выполнение заданий в Рабочей тетради.

— А сейчас открываем рабочие тетради на странице 84, задание №15. Проверим навыки составления простейших программ для исполнителя Кузнечик.

— Следующее задание №17 страница 87.

— Итак, анализируя вашу работу по диктанту и заданиям в рабочей тетради, я могу сказать, что вы повторили тот материал, который был на предыдущем уроке и достаточно хорошо усвоили материал.

ІV. Объяснение нового материала

Переходим к следующему этапу урока. Итак, чтобы составить алгоритм, необходимо знать систему команд предполагаемого исполнителя, правила записи отдельных команд и всего алгоритма в целом.

Будем рассматривать алгоритмы, исполнителем которых является человек. Но я хочу заметить, что некоторые формы записи алгоритмов вам хорошо известны. Вы сразу вспомните их, прослушав данный материал.

Последовательность шагов, которые выполняются человеком при решении некоторой задачи, удобно записывать в виде нумерованного списка (словесная форма), существует также графическая форма и программная форма записи алгоритмов.

Словесная форма — это форма описания алгоритма на естественном языке. Данная форма очень удобна, если нужно приближенно описать суть алгоритма. Однако при словесном описании не всегда удается ясно и точно выразить идею.

— Для более наглядного представления алгоритма используется графическая форма. Графическая форма — изображение алгоритма в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий. Последовательность действий указывается с помощью стрелок, соединяющих фигуры, обозначающие шаги алгоритма.

— Для обозначения шагов алгоритма используются следующие геометрические фигуры:

Название

фигуры

Изображение

Обозначаемый

шаг алгоритма

Овал



Начало или конец

Параллелограмм



Ввод или вывод

Ромб





Принятие решения

Прямоугольник



Выполнение действия

— При записи алгоритма в словесной и в графической форме допускается определенный произвол при изображении команд. Вместе с тем такая запись точна на столько, что позволяет человеку понять суть дела и исполнить алгоритм. Однако на практике в качестве исполнителей алгоритмов используются специальные автоматы – компьютеры. Поэтому алгоритм, предназначенный для исполнения на компьютере, должен быть записан на понятном ему языке. Такой язык принято называть языком программирования, а форму представления алгоритма — программной.

То есть программная форма записи алгоритма – это запись на языке программирования.

— Скоро с одним из таких языков мы познакомимся. И будем даже составлять небольшие программы.

— Рассмотрим примеры использования данных форм записи алгоритмов:





— Вот так, например, с помощью блок-схемы и словесной формы можно представить алгоритм ваших действий, когда вы собираетесь в школу:

  1. Начало

  2. Встань

  3. Сделай зарядку

  4. Умойся

  5. Оденься

  6. Позавтракай

  7. Собери портфель

  8. Конец







— Еще один пример представления алгоритма с помощью блок-схемы посмотрите на странице 71 учебника, здесь представлен алгоритм действий человека при переходе улицы.

V. Закрепление нового материала

— А теперь давайте подведем итог нашей беседы. На странице 71-72 учебника ответим на вопросы 1, 2, 4 и 5.

— Итак, что необходимо знать при разработке алгоритма?

— Перечислите известные вам формы записи алгоритмов?

— Какие геометрические фигуры используются в блок-схемах?

— Откройте рабочую тетрадь на странице 95, найдите № 24 и выполните задание.

. Практическая работа за компьютером

А сейчас вы выполните практическую работу по вариантам в группах. Каждая группа получает свою инструкцию по выполнению работы (приложение 1). Внимательно прочитайте задание и приступайте к его выполнению. За полное и правильное выполнение вы получите оценку за эту работу.

Если работа выполнена быстро и правильно, то дополнительное задание в рабочей тетради: страница 86 №16.



VІІ. Подведение итогов урока

Что нового вы сегодня узнали на уроке? Оцените, пожалуйста, свои впечатления об уроке с помощью карточек настроения (приложение 2).

Выставление оценок за урок.

VІІІ. Домашнее задание

— Запишите в дневники домашнее задание: § 3.3 стр. 70-71; РТ: стр. 88 №18 .

— Спасибо за внимание! Урок окончен.































Приложение 2

Карточки настроения



















































Приложение № 1

Практическая контрольная работа №3

Вариант 1

  1. Создайте в графическом редакторе Paint или средствами текстового процессора Word следующий фрагмент.











  1. Копируя и отражая построенный фрагмент слева направо и сверху вниз, постройте один из следующих рисунков:














  1. Сохраните результат работы в файле Мозаика.


Практическая контрольная работа №3

Вариант 2

  1. Создайте в графическом редакторе Paint или средствами текстового процессора Word следующие рисунки:

















  1. Сохраните результат работы в файле Мозаика.

Практическая контрольная работа №3

Вариант 1

  1. Создайте в графическом редакторе Paint или средствами текстового процессора Word следующий фрагмент.











  1. Копируя и отражая построенный фрагмент слева направо и сверху вниз, постройте один из следующих рисунков:














  1. Сохраните результат работы в файле Мозаика.
























Практическая контрольная работа №3

Вариант 2

  1. Создайте в графическом редакторе Paint или средствами текстового процессора Word следующие рисунки:

















  1. Сохраните результат работы в файле Мозаика.


















Список использованной литературы


  1. Босова Л., Босова А. Уроки информатики в 5-6 классах. Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004

  2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004























Свежие документы:  Урок информатики для 5 класса на тему "Ввод текста. Текстовые документы"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: