Рабочая программа по информатике 9 класс (И.Г. Семакин)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»

Рузского муниципального района Московской области





УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «ТСОШ №1»______________


_____Момзикова Г. И.


«_________» __________________ 2014 г.


МП










Рабочая программа по информатике

(базовый уровень)

9 класс




















Составитель программы: Камышанова Валентина Леонидовна,

учитель физики-информатики высшей категории.






2014 год

Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по информатике и ИКТ к учебнику 9 класса И.Г. Семакин. (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. М.Н.Бородин– 2-е изд., . – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.)

Программа рассчитана на изучение информатики в 9 классах общеобразовательной средней школы 68 часов в год ( 2 часа в неделю).

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей.

В рабочей программе внесены изменения: увеличено количество часов на изучение разделов «Управление и алгоритмы», «Программное управление работой компьютера», так как этот материал всегда вызывает затруднения у учащихся и, кроме того, материал выносится на ЕГЭ, а в 10-11 классах этот материал больше не изучается.

Раздел «Информационные технологии и общество» был изучен в прошлом году этими учащимися за счет уплотнения материала, а высвободившиеся часы отведены на вышеуказанные разделы.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.


Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).


После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики — дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению об­щей идеи о дискретном представлении и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматривают­ся во второй части курса.















Цели

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, ин­
    формационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ),
    организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.


Требования к уровню знаний обучающихся.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

знать/понимать

  • сущность понятия «информация», её основные виды:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации;

  • программный принцип работы компьютера:

  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и принципы работы компьютерных сетей;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:

  • назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;

  • области применения моделирования объектов и процессов;


уметь

  • использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;

  • представлять числа в различных системах счисления;

  • выполнять и строить простые алгоритмы;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе — в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.






Содержание программы. 68 часов, 2 часа в неделю.



  1. Передача информации в компьютерных сетях – 10 час.

  2. Информационное моделирование – 5 час.

  3. Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час.

  4. Табличные вычисления на компьютере – 10 час.

  5. Управление и алгоритмы – 10 час.

  6. Программное управление работой компьютера – 12 час.

  7. Информационные технологии и общество — 6 час.

  8. Повторение – 3 часа




Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 9 класса

34 часа ( 2 часа в неделю)

урока


Наименование разделов и тем

Плановые сроки

проведения

Скорректированные сроки проведения


1.Передача информации в компьютерных сетях – 10ч.,2 часа в неделю

  1. 11

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, тех.устройства.

01.09.14 – 05.09.14


  1. 12

ПР №1 «Работа в локальной сети в режиме обмена файлами».


  1. 13

Скорость передачи данных. Информационные услуги комп.сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы.

08.09.14 – 12.09.14


  1. 14

ПР №2 «Работа в Интернет с почтовой программой».


  1. 15

Интернет. Всемирная паутина. Поисковые системы Интернет.

15.09.14 – 19.09.14


  1. 16

ПР №3 «Работа с браузером WWW. Работа с архиваторами».


  1. 17

ПР №4 «Поиск информации в Интернет».

22.09.14 – 26.09.14


  1. 18

Архивирование и разархивирование файлов. Создание Web-страницы в Word


  1. 19

ПР №5 «Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора».

29.09.14 – 03.10.14


  1. 20

Контрольная работа №2 Тест: «Компьютерные коммуникации»



Итого

10 часов


2.Информационное моделирование – 5ч., 2 часа в неделю

  1. 21

Понятие модели: натурные и информационные. Назначение и свойства.

06.10.14 – 10.10.14


  1. 22

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные.


  1. 23

Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

13.10.14 – 17.10.14


  1. 24

ПР №6 «Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей».


  1. 25

Контрольная работа №3 «Информационное моделирование»

20.10.14 – 24.10.14



Итого

5 часов


3.Хранение и обработка информации в базах данных – 12ч., 2 часа в неделю

  1. 26

Понятие базы данных и информационных систем.



  1. 27

Основные понятия БД: запись, поле, типы

полей, первичный ключ.

27.10.14 – 31.10.14


  1. 28

Системы управления БД. Назначение и принцип работы СУБД.


  1. 29

Создание, заполнение, просмотр и редактирование баз данных

10.11.14 – 14.11.14


  1. 30

ПР №7 «Создание базы данных».


  1. 31

Знакомство с геоинформационными системами

17.11.14 – 21.11.14


  1. 32

Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения.


  1. 33

Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

24.11.14 – 28.11.14


  1. 34

ПР №8 «Работа с готовой БД: открытие, просмитр, сортировка, формирование запросов»


  1. 35

Сортировка таблицы по одному и нескольким ключам

01.12.14 – 05.12.14


  1. 36

Создание однотабличной БД; ввод, удаление, добавление записей.


  1. 37

Контрольная работа №4. «Базы данных»


08.12.14 – 12.12.14



Итого

12 часов


4.Табличные вычисления на компьютере – 10ч., 2 часа в неделю

  1. 38

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.



  1. 39

Электронные таблицы. Табличные расчеты. Структура эл.таб, тип данных: тексты, числа, формулы.

15.12.14 – 19.12.15


  1. 40

ПР №9 «Работа с готовой ЭТ: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул.».


  1. 41

Методы работы с электронными таблицами. Простейшие вычисления в Excel

22.12.14 – 26.12.14


  1. 42

Математическое моделирование. Абсолютная и относительная адресация.


  1. 43

ПР №10 «Создание ЭТ для решения расчетной задачи; с использованием условной и логической функции; манипулирование фрагментами ЭТ».

12.01.15 – 16.01.15


  1. 44

Логические и встроенные функции.


  1. 45

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде ЭТ.

19.01.15 – 23.01.15


  1. 46

Построение диаграмм и графиков с помощью ЭТ


  1. 47

Контрольная работа №5. «Табличные вычисления»

26.01.15 – 30.01.15



Итого

10 часов


5.Управление и алгоритмы – 10ч., 2 часа в неделю

  1. 1

Кибернетика. Кибернетическая модель

управления.



  1. 2

Алгоритм. Способы записи алгоритмов.

Исполнители алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.

02.02.15 – 06.02.15


  1. 3

Языки для записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык.


  1. 4

Линейный алгоритм. Структура следование. Разветвляющийся алгоритм. Структура ветвление.

09.02.15 – 13.02.15


  1. 5

Циклический алгоритм. Структура цикл.


  1. 6

Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательный алгоритм.

16.01.15 – 20.02.15


  1. 7

Работа с учебным исполнителем алгоритмов, составление линейных, ветвящихся, циклических алгоритмов управления исполнителем.


  1. 8

Метод пошаговой детализации

24.02.15 – 27.01.15


  1. 9

Составление алгоритмов со сложной структурой. Использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).


  1. 10

Контрольная работа №1 «Алгоритмы»


02.03.15 – 06.03.15



Итого

10 часов


6.Программное управление работой компьютера – 12ч., 2 часа в неделю

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.



Языки программирования высокого уровня, их классификация.

10.03.15 – 14.03.15


Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе.


Правила записи основных операторов языка Паскаль: присваивание, ввод, вывод, ветвление, цикл.

16.03.15 – 20.03.15


Структурированный тип данных — массив.


Пр.№11.»Знакомство с системой языка Паскаль. Разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ.»

01.04.15 – 03.04.15


Способы описания и обработки массивов.


Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация.

06.04.15 – 10.04.15


Этапы решения задачи с использованием программирования: кодирование, отладка, тестирование.


  1. 57

Пр. №12 «Разработка и исполнение программы обработки массивов»

13.04.15 – 17.04.15


  1. 58

Решение задач


  1. 59

Контрольная работа №6 «Программное управление работой .компьютера»

20.04.15 – 24.04.15



Итого

12 часов


7.Информационные технологии и общество – 6ч., 2 часа в неделю

  1. 60

Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления



  1. 61

История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов.

27.04.15 – 30.04.15


  1. 62

Информационные ресурсы современного общества


  1. 63

Понятие об информационном обществе.

05.05.15 – 08.05.15


  1. 64

Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.


  1. 65

Итоговый тест

12.05.15 – 15.05.15



Итого

6 часов



8.Повторение – 3 часа, 2 часа в неделю

  1. 68

Повторение



Повторение

18.05.15 – 22.05.15


Повторение



Итого

3 часа



Всего

68 часов






Список литературы



  1. Учебно-методический комплект


  1. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 9 классе (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

  2. Информатика. Базовый курс. 9 класс / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 390 е.: ил

  3. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.

  4. Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.

  5. Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.

  6. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 9 классе (УМК к учебнику Семакина И.Г.)




2.Технические средства обучения.


  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Принтер

  4. Модем ASDL

  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.

  6. Сканер.

  7. Web-камера.

  8. Локальная вычислительная сеть.





3. Программные средства.


  • Операционная система Windows ХР.

  • Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0

  • Программа-архиватор WinRar.

  • Клавиатурный тренажер Аленка.

  • Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.

  • Мультимедиа проигрыватель.

  • Система программирования TurboPascal.

  • Система тестирования TInfo.







4.Образовательные ресурсы сети Интернет


  1. https://window.edu (Единое окно доступа к образовательным ресурсам)

  2. https://school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал)

  3. https://ege.edu.ru (Портал информационной поддержки единого государственного экзамена)

  4. https://edu.of.ru (конструктор сайтов общеобразовательных учреждений и проектов)

  5. https://experiment.edu.ru (естественно-научные эксперименты, коллекция опытов по физике и химии, содержащие видеодемонтсрации)

  6. https://ict.edu.ru (Информационно-коммуникационные технологии в образовании)

  7. https://www.rusedu.info (Информатика и ИКТ в образовании)

  8. https://iit.metodist.ru (Информатика и информационные технологии: сайт лаборатории информатики

  9. https://ito.edu.ru (Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании»)

  10. https://algolist.manual.ru (Алгоритмы, методы, исходники)

  11. https://alglib.sources.ru (Библиотека алгоритмов)

  12. https://www.computer-museum.ru (Виртуальный компьютерный музей)

  13. https://inf.1september.ru (Газета «Информатика» издательского дома «Первое сентября»)

  14. https://rain.ifmo.ru/cat/ (Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor)

  15. https://www.infojournal.ru/journal.htm (Журнал «Информатика и образование»)

  16. https://ipo.spb.ru/journal/ (Журнал «Компьютерные инструменты в образовании»)

  17. https://www.problems.ru/inf/ (Задачи по информатике сайт МЦНМО)

  18. https://www.klyacsa.net (Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках)

  19. https://ips.ifmo.ru (Российская Интернет-школа информатики и прораммирования)

  20. https://test.specialist.ru (Онлайн тестирование и сертификация по информационным технологиям













СОГЛАСОВАНО:

Протокол ШМО учителей физики-информатики

От____________________ № ________

Руководитель ШМО

____Лазарян Е. С._______________

«________» ____________________2014 г.







СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

_____Веденеева И. В.______________

«_________» _____________________ 2014 г.



Свежие документы:  Конспект урока на тему «Элементы управления переключатели (OptionButton, CheckBox)»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: