Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

г. СТРОИТЕЛЬ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


«Согласовано»

Руководитель МО

___________Е.В.Соколова

Протокол №______ от

«____»___________2010 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

___________Т.М.Минаева

«____»___________2010 г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________Т.Н.Нестерова

Приказ № ______ от

«____»___________2010 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ


Коноваловой Надежды Владимировна,

учителя информатики и ИКТ



11 класс


















2010 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образовании на базовом уровне и учебной программы Угриновича Н.Д. (базовый уровень). Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ количество учебных часов в году — 34ч., в неделю 1 час. На контрольные и проверочные работы — 4 часа, практические работы на компьютере — 10 часов.

Рабочая программа включает: пояснительную записку; учебный план; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-методическое обеспечение.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Изучение информатики способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на обучающихся – гуманитариев. При этом, сам термин «гуманитарный» понимается как синоним широкой, «гуманитарной», культуры, а не простое противопоставление «естественнонаучному» образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Цели обучения:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у обучающихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные технологии» на этапе среднего (полного) общего образования являются: овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности обучающихся.



Основные требования к знаниям и умениям.

В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне выпускник должен

знать:

  • приводить примеры БД различных видов;

  • различать элементы таблицы БД;

  • назначение формы, запросов, отчетов при работе с БД;

  • назначение и роль Интернета в развитии общества;

  • назначение браузера и её управляющих элементов;

  • понятие протокола, домена и правило образования адреса в Интернете;

  • назначение технологии WWW и способы доступа к веб-ресурсам;

  • технология поиска информации в Интернете;

  • о моделирование как методе познания;

  • последовательность разработки и исследования моделей на компьютере;

  • о простейших примерах информационных моделей реальных объектов;

  • о алгоритмах, основных алгоритмических конструкциях: следовании, ветвлении, цикле; вспомогательных алгоритмах;

  • основы работы в программе Паскаль;

  • о роли информации и информационных технологий в современном обществе, в его экономической, социальной, образовательной сферах;

  • о средствах массовой информации, информационной этике и праве, информационной безопасности; компьютерных играх, их позитивных и негативных аспектах; динамичном изменении качественных характеристик средств ИКТ, их учете при принятии решения о выборе средств ИКТ, в том числе для индивидуального пользования;

уметь:

  • создавать структуру таблицы БД;

  • создавать форму, осуществлять ввод и редактирование записей в форме;

  • составить запрос в БД для поиска информации;

  • готовить отчет для печати данных из БД;

  • связывать таблицы между собой через ключевые слова.

  • работать в браузере;

  • сформировать адрес в сети Интернет;

  • искать информацию по известным адресам и с помощью поисковых систем;

  • создать простую веб-страницу, используя основные теги языка HTML.

  • строить формальную и компьютерную модель для исследования несложных математических моделей;

  • соблюдать права собственности на информацию;

  • строить схемы базовых алгоритмических структур;

  • уметь составлять и решать несложные задачи в программной среде Паскаль;

  • создавать записи в базе данных (типа заполнения анкет), в частности, относящиеся к информации об учащемся, объединяемые в индивидуальные записные книжки; создавать комплексные объекты, включая связанные между собой информационные объекты всех видов (мультимедиа и гипермедиа сочинения), экранные объекты со ссылками (типа страниц Интернета), в том числе индивидуальные страницы учащегося, класса, школы, страницы проектов;

  • выполнять простейшие операции, связанные с использованием современных средств ИКТ, соблюдая при этом требования техники безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения и условий эксплуатации по отношению к: соединению различных устройств; управлению ими (включению и выключению; пониманию простейших сигналов, в том числе о неполадке); загрузке электронных и бумажных носителей (помещению бумаги в лоток принтера, иллюстрации в сканер, загрузке дискеты, компакт- диска, видеокассеты и т. д.); чередованию различных форм деятельности и гигиенических упражнений;

  • передавать информацию по телекоммуникационным каналам, соблюдая соответствующие нормы и этикет, пользуясь: телефоном, электронной почтой (применяя вложения, ответные письма, следуя этикету электронной почты);

  • оценивать и организовывать информацию, в том числе получаемую из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью: использовать ссылки и цитирование источников информации; анализировать и сопоставлять различные источники;

  • представлять информацию в виде мультимедиа объекта с системой ссылок (например, для размещения в Интернете); готовить и проводить выступления, включающие сформированную заранее систему изображений на проекционном экране и звукового сопровождения; использовать в устном выступлении микрофон, проекционный экран; использовать экран в групповом обсуждении, фиксировать его ход и результаты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска информации с применением конструкций и правил поиска (в том числе построения запросов): в базах данных, в Интернете, в некомпьютерных источниках информации: справочниках и словарях, каталогах, библиотеках (периодика, литература и др.) при выполнении заданий и проектов по различным дисциплинам;

  • поиска и использования информационных ресурсов общества с соблюдением правовых и этических норм;

  • создания компьютерных моделей, проведения компьютерного эксперимента;

  • оформления результатов учебной работы по другим дисциплинам в виде баз данных и web-документов;

  • выполнения индивидуальных и коллективных проектов.













Учебный план

п/п

Тема

Количество часов

1

Технология хранения, поиска и сортировки информации

6

2

Коммуникационные технологии

12

3

Моделирование и формализация

6

4

Информатизация общества

3

5

Алгоритмизация и программирование

6

6

Резерв свободного учебного времени

1


Итого за год

34


Основное содержание (34 часа)

Тема 1. «Технология хранения, поиска и сортировки информации» (6 ч)

Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). СУБД Access.

База данных: определения и основные понятия. Логическая организация БД. Структуры и модели данных. Свойства СУБД и технология использования. История, тенденции развития и классификация СУБД. Архитектура СУБД.

Создание структуры БД. Ввод и редактирование данных.

Основные этапы разработки БД. Информационный анализ предметной области: информационные объекты, структурные связи, каноническая форма информационно-логической модели (ИЛМ) предметной области. Технология разработки ИЛМ. Определение логической структуры реляционной БД.

Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).

Назначение и основные возможности таблиц, запросов, форм, отчётов.

Поиск и сортировка данных.

Поиск данных с помощью фильтров, запросов. Понятие сортировка записей. Быстрая сортировка данных. Вложенная сортировка данных с помощью запроса.

Компьютерный практикум и решение задач.

Создание структуры табличной базы данных.

Ввод и редактирование данных.

Поиск и сортировка данных.

Создание реляционных баз данных.

В результате изучения раздела обучающийся должен

знать:

  • приводить примеры БД различных видов;

  • различать элементы таблицы БД;

  • назначение формы, запросов, отчетов при работе с БД;

уметь:

  • создавать структуру таблицы БД;

  • создавать форму, осуществлять ввод и редактирование записей в форме;

  • составить запрос в БД для поиска информации;

  • готовить отчет для печати данных из БД;

  • связывать таблицы между собой через ключевые слова.

Тема 2. «Коммуникационные технологии» (12 ч)

Передача информации. Компьютерные сети

Определение и классификация КС. Архитектура КС. Архитектура локальной КС, её функциональные возможности.

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP

Концепция построения. Информационные технологии Internet. Понятие Интернет. Назначение IP— адреса. Доменная система имен. Протокол маршрутизации.

Транспортный протокол.

Электронная почта и телеконференции.

Назначение и основные возможности. Адрес электронной почты. Функционирование электронной почты. Создание, отправка и получение сообщений.

Всемирная паутина.

История появления и развития Интернета. Технология WWW. Универсальный указатель ресурсов. Браузер.

Файловые архивы.

Серверы файловых архивов. Протокол передачи файлов (FTP). FTP – клиенты.

Поиск информации в Интернете.

Поисковые системы общего назначения (поиск по ключевым словам, поиск в иерархической системе каталогов). Специализированные поисковые системы (поиск файлов, поиск адресов электронной почты).

Web— сайты и Web-страницы

Понятие и назначение Web— сайта и Web— страницы. Классификация Web— сайтов. Основное содержание страницы. Этапы разработки Web— сайта.

Форматирование текста. Работа с цветом

Основные теги, использованные для форматирования текста.

Размещение графики на Web-странице. Гиперссылки на Web-странице

Понятие гиперссылка. Основные возможности и назначение гиперссылки. Вставка изображений.

Таблицы. HTML-редакторы

Способы создания таблиц на Web — страницах.

Создание сайта.

Компьютерный практикум и решение задач.

Web— сайты и Web— страницы.

Форматирование текста и размещение графики.

Гиперссылки на Web— страницах.

Инструментальные средства создания Web— страниц.

В результате изучения раздела обучающийся должен

знать:

  • назначение и роль Интернета в развитии общества;

  • назначение браузера и её управляющих элементов;

  • понятие протокола, домена и правило образования адреса в Интернете;

  • назначение технологии WWW и способы доступа к веб-ресурсам;

  • технология поиска информации в Интернете;

уметь:

  • работать в браузере;

  • сформировать адрес в сети Интернет;

  • искать информацию по известным адресам и с помощью поисковых систем;

  • создать простую веб-страницу, используя основные теги языка HTML.


Тема 3. «Моделирование и формализация» (6ч)

Моделирование. Формы представления моделей

Понятие моделирование, модель. Виды моделей. Формализация. Визуализация формальных моделей.

Типы информационных моделей. Исследование моделей

Табличные информационные модели. Иерархические информационные модели. Изображение информационной модели в форме графа. Динамическая иерархическая модель. Сетевые информационные модели. Этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Создание информационной модели.

Компьютерный практикум и решение задач.

Создание информационных моделей.

В результате изучения раздела обучающийся должен

знать

  • о моделирование как методе познания;

  • последовательность разработки и исследования моделей на компьютере;

уметь

  • приводить примеры информационных моделей реальных объектов;

  • строить формальную и компьютерную модель для исследования несложных математических моделей.

Тема 4. «Информатизация общества» (3 ч)

Информационное общество. Информационная культура.

Понятия: информационное общество, информационная культура.

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы. Правовая охрана программ и баз данных. Электронная подпись. Защита доступа к компьютеру. Защита данных на дисках. Защита информации в Интернете.

В результате изучения раздела обучающийся должен

знать

  • о роли информации и информационных технологий в современном обществе, в его экономической, социальной, образовательной сферах;

  • о средствах массовой информации, информационной этике и праве, информационной безопасности; компьютерных играх, их позитивных и негативных аспектах; динамичном изменении качественных характеристик средств ИКТ, их учете при принятии решения о выборе средств ИКТ, в том числе для индивидуального пользования;

уметь

  • соблюдать права собственности на информацию.

Тема 5. «Алгоритмизация и программирование» (6 ч)

Алгоритмы и исполнители. Основные алгоритмические структуры

Понятия: алгоритм, исполнитель. Формальное выполнение алгоритма. Основные типы алгоритмических структур.

Языки программирования. Структура Паскаль программы

Развитие языков программирования. Структура программы Паскаль.

Типы переменных. Операторы ввода-вывода

Стандартные типы данных. Описание переменных. Операторы ввода и вывода языка.

Операции над переменными. Стандартные функции языка

Операции в Паскале. Стандартные функции. Арифметические выражения.


Операторы ветвления.

Циклы.

Цикл с предусловием, с постусловием, с параметрами.

В результате изучения раздела обучающийся должен

знать:

  • о алгоритмах, основных алгоритмических конструкциях: следовании, ветвлении, цикле; вспомогательных алгоритмах;

  • основы работы в программе Паскаль;

уметь:

  • строить схемы базовых алгоритмических структур;

  • уметь составлять и решать несложные задачи в программной среде Паскаль.

Резерв свободного учебного времени (1 ч)

Учебно-методические средства обучения

  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11 классы. – М.: БИНОМ.

  2. Информатика. Задачник-практикум в 2т. /Л.А. Залогова, М.А. Плаксин и др. Под ред. И.Г. Семакина. Е.К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  3. Пособие для учителя «Методика преподавания информатики и контроль знаний учащихся». Н.Угринович, «Информатика и информационные технологии», БИНОМ, 2004

  4. Компьютерный практикум на CD – ROM. Н.Угринович, «Информатика и информационные технологии», БИНОМ, 2004 (содержит все необходимое программное обеспечение по курсу информатики и ИКТ и позволит учащимся выполнять многие задания практикума непосредственно на компьютере).

  5. Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете на сайте «Информатика и информационные технологии» по адресу: https://iit.metodist.ru


Перечень программного обеспечения, наглядных пособий и технических

средств обучения


  • Компьютеры не ниже Intel Pentium IV.

  • Операционная система.

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растро­вый и векторный графические редакторы

  • Браузер MS Explorer.

  • Среда программирования Паскаль.

  • Простой редактор Web-страниц.


Свежие документы:  Технологическая карта урока по "Истории древнего мира" в 5 классе. "Города Эллады подчиняются Македонии"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: