Сценарий для 5 класса по информатике «Метод координат»


МБОУ «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»













Сценарий для 5 класса по информатике

«Метод координат»




Составила:Комбарова Н.А

учитель информатики
















2012-2013 год



Аннотация

Данная методическая разработка урока «Метод координат» для 5 класса. Это урок изучения нового материала.

Урок проводится в игровой форме. Такая форма работы в полной мере стимулирует познавательную активность учащихся 5 класса.

Использование игровых технологий на уроке формирует у учащихся правила общественного поведения, повышает интерес к предмету, повышает эффективность урока и качество. Игровые технологии позволяют использовать на уроке различные формы работы, помогают раскрыться в процессе творческой деятельности каждому ребенку, даже самому слабому. Соревновательный дух «зажигает» ребят, резко повышает мотивацию к познанию. В ходе урока все ученики активизируются, увлекаются поисками ответов. Начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Технология направлена на «погружение» в процесс поиска, познания и самопознания. Атмосфера доверия, сотрудничество учащихся и педагога, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, способствуют развитию индивидуальности каждого ученика. В данном уроке четко прослеживается алгоритм работы по представленной технологии. Организация самостоятельной творческой деятельности учеников осуществляется в индивидуальной, коллективной и групповой формах работы.





























Название УМК Учебник: Л.Л. Босова. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний 2011г.

Тема урока: «Метод координат»

Место и роль урока в изучаемой теме: Информация вокруг нас.

Тип урока: : урок изучения нового материала

Форма: индивидуальная, групповая.

Цели урока:

Обучающие:

  • сформировать у обучающихся представление о методе координат, как о способе кодирования графической информации;

  • научить обучающихся представлять информацию с помощью системы координат.

Развивающие:

  • развитие памяти, внимания, логического мышления;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие познавательного интереса.

Воспитывающие:

  • развитие умения работать самостоятельно, в команде и в группе.

Педагогические технологии: технология развития критического мышления, игровая технология, здоровьесберегающая технология, ИКТ-технология.

Методы: активные методы обучения, словесные, игровые, соревновательные, воспитательные Приемы: решение познавательной задачи, диалог.

Основные компетенции:

— умение оценивать свою и чужую деятельность;

— умение работать в группе;

— умение сравнивать;

— умение доказывать свою точку зрения.

Ожидаемый результат: закрепление знаний по теме, развитие логического мышления учащихся и коммуникативных навыков.

Программное обеспечение: презентация урока (ЦОР издательства БИНОМ – Антонов А. М., 2012 (к учебнику Л. Босовой 5 класс) — https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/) , электронный практикум «Координатная плоскость».











Этапы урока:

  • Организационный этап – 2 мин.

  • Систематизация теоретических знаний. Сообщение темы, целей урока– 8 мин.

  • Объяснение нового материала – 15мин.

  • Физкультминутка – 1 мин.

  • Работа в командах (игра) – 15 мин.

  • Подведение итогов урока, выставление отметок – 2 мин.

  • Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

1. Организация класса

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке в ходе изучения новой темы, мы с вами будем играть, приобретать новые знания и, конечно же, получим оценки. Сегодня, на уроке , часть заданий Вы будете выполнять командами, зарабатывать очки для своей команды. Команда №1 -1ряд, команда №2 -2 ряд. В каждой команде выбирается капитан.

На прошлых уроках мы познакомились с многообразием форм представления (кодирования) информации. На самом деле за видимым многообразием скрыто три основных способа кодирования информации:

  • Графический – с помощью рисунков и значков;

  • Числовой – с помощью чисел;

  • Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

На этом этапе ученикам предлагается заполнить 1-й столбец маркировочной таблицы (Приложение 1). Учитель: «Что вы знаете по теме «Кодирование информации»?». Занесите это в первый столбец, который называется «Знаю».



2. Систематизация теоретических знаний. Сообщение темы, целей урока

Народная мудрость гласит «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Как вы понимаете данное выражение?

Действительно, рисунки, схемы, чертежи способны заменить долгие разъяснения. Любая информация, в том числе и графическая, может быть представлена с помощью чисел. Сегодня на уроке мы познакомимся с таким способом представления графической информации.

Для того, чтобы узнать как он называется вам необходимо расшифровать головоломку. Каждому ученику раздаётся приложение 1.

Головоломка. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы:



 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку:

(3,1), (6,3), (4,2), (5,1), (5,3)
(1,1), (5,1), (5,1), (2,2), (5,3), (10,3), (4,1), (1,3), (4,2)

Ответ: Метод координат.

Обратите внимание на то, что для декодирования каждой буквы, вы использовали 2 числа: № строки и № столбца.

Итак, тема нашего урока «Метод координат». Сегодня на уроке мы научимся представлять графическую информацию с помощью чисел.

3. Объяснение нового материала

При объяснении нового материала используем ЦОР: https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

Чтобы связать числа и точки используют системы координат. А знаете ли Вы, кто первым их предложил всему миру и объяснил, как ими пользоваться? Ответ на этот вопрос мы получим в конце урока.

Простейшую из них — числовую ось — вы уже рассматривали на уроках математики. Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат.

Горизонтальная ось называется осью ОХ, вертикальная — осью OY. Место пересечения осей ОХ и OY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 (“ноль”). Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси ОХ, второе — по оси OY. Эти числа называются координатами точки.

А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси ОХ), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси OY). Такая идея позволяет нам однозначно определить положение любой точки на плоскости.

На этой стадии урока изучения нового материала детям предлагается заполнить «Корзину идей» с ключевым понятием «Координатная плоскость», в которой условно будет собрано то, что дети знают или думают по обсуждаемой теме урока (Приложение2). Данный приём побуждает к работе с новой информацией, побуждает интерес к теме, «вызывает» на поверхность имеющиеся знания и предполагает бесконфликтный обмен мнениями между учениками.

На доске можно нарисовать значок корзины, в которую ученики «собирают» всё, что им первое приходит на ум, связанное с ключевым понятием. В жизни мы часто встречаемся с подобной системой: игра «Морской бой», шахматная доска, школьный журнал, школьный дневник, расположение мест в кинотеатре, расположение парт в классе, расписание уроков, график дежурств и т.д.



Работаем вместе

Потренируемся определять координаты точек на координатной плоскости. В этом нам помогут Смешарики (ЦОР — https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

Желающие ученики определяют координаты для каждого Смешарика.

Далее показывается слайд, на котором изображена координатная плоскость. разделённая на четверти. Ученикам говорится о том, что работать мы будем только с I четвертью.

На этапе окончания подачи нового материала, ученикам предлагается заполнить 2-й столбец маркировочной таблицы, который называется «Узнал новое».

На этом подача нового материала заканчивается. Ученикам предлагается физкультминутка.

4. Физкультминутка (Приложение 3)

Ребята встаньте, расслабьтесь, поднимите глаза вверх, затем опустите вниз, вправо, влево, по кругу, сильно зажмурьтесь и резко откройте глаза. Повторите данный цикл упражнений 3–5 раз. Все упражнения делаются под музыку, а на экране те же упражнения делает точка.

5. Работа в командах — игра

Ребята, вы готовы начать игру? Сейчас каждая команда получит задание, но прежде давайте, повторим.

Вопросы для повторения пройденного материала:

1. Если выбрать на плоскости любую точку, то, сколько чисел ставится ей в соответствие? (2)
2. Как они называются? (Координаты)
3. Как правильно записываются координаты точки? (Первое число по оси ОХ, второе – по оси ОУ)

После этого каждая команда получает задания:

1). Каждая команда выдвигает представителя – экспериментатора, который будет выполнять задание на компьютере. Этим ученикам выдаётся название той картинки, которую они должны будут построить в электронном практикуме по теме «Координатная плоскость» (Приложение 4). Эксперимент заключается в том, что ребятам придется работать со всеми четырьмя четвертями. Поэтому учитель сообщает экспериментаторам, что координаты с «минусом» откладываются в противоположную сторону. За эту работу каждой команде присуждается 1- 2 очка, в зависимости от времени выполнения задания (ученик, выполнивший первым задание «приносит» команде 2 очка, вторым – 1 очко).

2). Остальные ученики в каждой команде делятся на три подгруппы. Каждая подгруппа получает информацию, закодированную с помощью метода координат, их задача декодировать информацию на заранее подготовленных шаблонах с координатной плоскостью (Приложение 5). Команде, которая выполнит задание первой, присуждается 3 очка, второй – 1 очко. Далее обе команды обмениваются результатами работы. Итог: при правильном выполнении задания каждая подгруппа должна получить букву, а затем, после обмена информацией между командами, из полученных букв составляется слово «Декарт». Команде, которая первой составит это слово, присуждается 1 очко.

3). Конкурс капитанов

Капитанам предлагается пройти итоговый тест на компьютере. Выполнив этот тест, капитаны могут добавить в копилку команды от 0 до 7 очков.

7. Подведение итогов

Итак, вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: кто первым предложил всему миру метод координат и объяснил, как ими пользоваться? Ответ можно получить, если сложить единое целое результаты работы двух команд, которые представляют собой 6 разных букв. У каждой буквы есть №. Ответ: это знаменитый французский математик Рене Декарт.

Таким образом, сегодня на уроке мы работали с декартовой системой координат.

Рефлексия

Ребята, подведём итоги урока. Я предлагаю заполнить 3-й столбец таблицы, который называется «Хочу узнать подробнее».

Теперь отложите все листочки в сторону. Закройте глаза, вспомните, чем вы занимались на уроке, что получилось, понравилось, а над чем необходимо поработать. Каждый обучающийся получает листок со смайликами, на котором он должен оценить: 1 – свои знания по данной теме, 2 – работу на уроке, 3 – своё настроение. Для этого расставить соответственно цифры 1,2,3 рядом с выбранными смайликами.

https://festival.1september.ru/articles/537757/img5.JPG

Подводятся итоги игры. Ученикам, занявшим 1 место, выставляются оценки «5», занявшим 2 место –«4». Молодцы! Спасибо за урок!

8. Домашнее задание

а) § 1.8 (ответить на вопросы: 1-5).

б) Рабочая тетрадь № 34 (вариант 3, 6).

в) Составить Кластер (созвездие) на листочках. Ключевое понятие: «Действия с информацией». Изобразить «созвездие» понятий, изученных по данной теме и определить место понятия «Система координат» в этом «созвездии» (если ученики знакомы с понятием Кластера и имели опыт его составления, то это задание можно выполнить после физкультминутки).

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Структурное, модульное, объектно-ориентированное программирование, облачные технологии" 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: