Урок по теме «Построение шаблона для определения результатов спортивных соревнований и сдачи нормативов средствами табличного процессора Мicrosoft Excel»


Тема урока: «Построение шаблона для определения результатов спортивных соревнований и сдачи нормативов средствами табличного процессора Мicrosoft Excel»

Цели урока:

  • Формировать умения и навыки применения стандартных функций при решении практических задач.

  • Развивать представления об электронных таблицах, как инструменте для решения практических задач.

Задачи.

  • Образовательные: формирование знаний и умений учащихся применять встроенные функции в электронных таблицах для решения поставленной задачи.

  • Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету; умение пользоваться ранее полученными знаниями.

  • Воспитательные: воспитывать общую и информационную культуру, трудолюбие, усидчивость.

Ожидаемые результаты:

После этого урока ученики смогут:

  • Использовать стандартные функции для проведения более сложных вычислений в электронных таблицах.

Методы:

  • информационный (словесный);

  • наглядно-иллюстративный;

  • практический.

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютеры.

Программное обеспечение: MS Office PowerPoint, MS Office Excel.

Ход урока

1. Организационная часть.

  • приветствие;

  • проверка отсутствующих.

2. Постановка цели урока, актуализация знаний учебной деятельности.

1) Учитель: Сегодня мы продолжим изучение темы “Встроенные функции”. Перед нами стоит задача создать шаблон для определения результатов спортивных соревнований и сдачи нормативов средствами табличного процессора Мicrosoft Excel.

Необходимо построить таблицу, в которую можно будет вводить данные результатов соревнований по бегу на 60 м и прыжкам в длину и видеть результаты соревнования ( 1, 2, 3 место) и выполнение нормативов по данному виду спорта.

Чтобы протестировать наш шаблон, результаты соревнований будут вводиться с помощью случайного числа.

2) Проверочный тест (с обратной связью). Вопросы на слайдах.

    1. Какие данные можно вводить в ячейку таблицы? (ответ: константы в виде числа или текста и формулы)

    2. С какого знака начинается запись формулы в ячейку таблицы? (ответ: знак =).

    3. Каким образом можно вставить в ячейку встроенную функцию? (ответ: в строке формул нажать на кнопку Вставка функции или нажать комбинацию клавиш Shift F3).

    4. Как можно изменить формат числа, например два знака после запятой? (ответ: выделить ячейку и нажав правую клавишу мыши вызвать контекстное меню, выбрать команду «Формат ячеек», на вкладке «Число» выбрать формат «числовой», задать количество знаков после запятой =2).

    5. Как можно вводить адрес ячейки в формулу? (ответ: щелкая в ячейку с нужным адресом или набирая адрес с клавиатуры)

    6. Если текст достаточно большой, как поместить его в заданную ширину ячейки? (ответ: (выделить ячейку и нажав правую клавишу мыши вызвать контекстное меню, выбрать команду «Формат ячеек», на вкладке «Выравнивание» выбрать «Переносить по словам»).

    7. Когда применяется абсолютная адресация ячейки таблицы? (ответ: абсолютная адресация используется в том случае, когда нужно использовать значение, которое не будет меняться в процессе вычислений. Для того, чтобы задать ячейке абсолютный адрес, необходимо перед номером строки и номером столбца указать символ “$” либо нажать клавишу F4.)

    8. Как выполнить копирование формулы. (ответ: Для этого необходимо выделить ячейку , где уже стоит формула, и потянуть вправо или вниз мышкой за правый нижний угол этой ячейки (за меленький черный квадрат), а затем отпустить мышку над последней ячейкой, где должна быть формула, либо через буфер обмена)

3. Теперь рассмотрим новые функции, которые будем использовать в нашем шаблоне.

  1. Функция СЛЧИС

Функция возвращает равномерно распределенное случайное вещественное число, которое большее или равно 0 и меньше 1. Новое случайное вещественное число возвращается при каждом вычислении листа.

Чтобы получить случайное вещественное число в диапазоне между a и b, можно использовать следующую формулу: =a +СЛЧИС()*(b-a)


  1. Функция Ранг

Функция возвращает ранг числа в списке чисел. Ранг числа — это его величина относительно других значений в списке. (Если отсортировать список, то ранг числа будет его позицией).

РАНГ(число;ссылка;порядок).

Число   — число, для которого определяется ранг., т.е результат кросса для конкретного ученика ячейка B2.

Ссылка   — массив или ссылка на список чисел. В данном случае список всех результатов кросса.

Так как при копировании формулы, список для всех участников соревнования остается неизменным, т.е. не меняется при копировании, для диапазона необходимо задать абсолютную адресацию.

Порядок   — число, определяющее способ упорядочения.

Если значение аргумента «порядок» равно 0 или опущено, ранг числа определяется в Microsoft Excel так, как если бы ссылка была списком, отсортированным в порядке убывания.

Если значение аргумента «порядок» — любое число, кроме нуля, то ранг числа определяется в Microsoft Excel так, как если бы ссылка была списком, отсортированным в порядке возрастания.

  1. Практическая работа.

Технология выполнения задания:

  1. Запустите программу Microsoft Excel 2007.

  2. Откройте файл « Соревнования_фамилии».

  3. В ячейку С1 введите текст: «Результаты бега на 60 метров»

  4. В ячейку С2 введите с клавиатуры формулу для результата кросса, используя функцию случайного числа. Отформатируйте значение в ячейке, как число с двумя знаками после запятой.

Результаты кросса будут принимать значения от 8 до 11 сек, тогда формула будет выглядеть так: =8+слчис()*3.

  1. Выполните копирование формулы для всех учеников.

  2. В ячейку D1 введите текст: «Прыжки в длину».

  3. Самостоятельно. В ячейку D2 введите с клавиатуры формулу для результата прыжков в длину, используя функцию случайного числа. Результаты прыжков в длину находятся в диапазоне от 1,4 до 2,4 метров.

  4. Выполните копирование формулы результата прыжков в длину для всех учеников

  5. В ячейку E1 введите текст: «место по результатам кросса».

  6. Для определения места в соревновании по бегу будем использовать функцию РАНГ В ячейку E2 вводим функцию Ранг: команда Вставить функцию. Выбрать категорию «Статистические»

  7. В окне Мастер функций выберите функцию -Ранг. Число это результат конкретного ученика (C2), ссылка диапазон ячеек со всеми результатами кросса (адрес должен быть абсолютным $C$2:$C$21,т.к. лучшим результатом кросса является наименьшее значение в списке, порядок будет любое число, кроме нуля, например 1.

  8. Формулу копируем для всех участников соревнования

  9. В ячейку E1 введите текст: «место по прыжкам в длину».

  10. Самостоятельно. Определите места в соревновании по прыжкам в длину

В ячейку F2 вводим функцию Ранг.

Обратите внимание, что лучшим результатом прыжкам в длину является наибольшее значение в списке. Скопируйте формулу для всех участников соревнования.

  1. Выполним условное форматирование для результатов столбца «место»

Выделим диапазон ячеекE2:E21.

Выберите команду «Условное форматирование», « Правила выделения ячеек», «Равно».

Устанавливаем значение «1», выбираем форматирование, например, светло-красная заливка и темно-красный цвет.

Также устанавливаем форматирования для значений «2» и «3»

  1. Использование функции ЕСЛИ.

В ячейку J1вводим текст «норматив по бегу, сек»

В ячейку H2 вводим значение 8,8

В ячейку K1вводим текст «норматив по прыжкам, метр»

В ячейку K2 вводим значение 1,9

Добавим в ячейку G1 «сдача норматива бегу 60 м» и в ячейку H1 «сдача норматива по прыжкам в длину»

  1. В ячейку G2 вставим функцию ЕСЛИ

Напоминание! Функция ЕСЛИ относится к категории логические.

Возвращает одно значение, если заданное условие при вычислении дает значение ИСТИНА, и другое значение, если ЛОЖЬ.

Функция ЕСЛИ используется при проверке условий для значений и формул.

Синтаксис: ЕСЛИ(лог_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь)

В первом поле пишется логическое выражение. Значение результата кросса должно быть меньше или равно нормативу. Во втором поле пишем «да», т.е. норматив выполнен, в третьем поле пишем «нет».

САМОСТОЯТЕЛЬНО! Аналогично определите, кто сдал норматив по прыжкам в длину.

САМОСТОЯТЕЛЬНО! Выполните условное форматирование для столбцов G и H. Например, слова «yes» отформатируйте красным цветом на желтом фоне, а «no» красным цветом на голубом фоне.

  1. Защита ячеек с формулами. Чтобы пользователь шаблона случайно не удалил формулы, оставим доступными для изменения ячейки таблицы, куда вводятся результаты соревнований.

Выделите столбцы со значениями результатов соревнования, правой клавишей мыши вызываем контекстное меню и выбираем команду «Формат ячеек», вкладка «Защита» и убираем галочку «Защищаемая ячейка». Теперь Защитим лист с таблицей.

На вкладке «Рецензирование», выбрать команду «Защитить лист», в появившемся окне, Ок.

Шаблон готов.

  1. Подведение итогов.

О каких встроенных функциях электронных таблиц Excel вы сегодня узнали? Когда можно применять функцию РАНГ?

  1. Домашнее задание. Придумать практическую задачу, где можно использовать функцию РАНГ? Составить таблицу.

Свежие документы:  Тема урока: «Алгоритмы. Основные понятия алгоритма»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: