Урок-семинар: «Информация в природе, обществе и технике» 8 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

г. Выкса Нижегородской области







Конспект урока по информатике

в 8 классе


«Информация в природе, обществе и технике»





Подготовила

учитель информатики и ИКТ

Салкина Светлана Николаевна





г.Выкса

2013

План — конспект урока

Тема: «Информация в природе, обществе и технике»

Класс: 8 класс

Форма проведения: урок — семинар

Технические средства: компьютер, проектор, интерактивная доска, компьютеры для учащихся, раздаточный материал

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ» 8 класс

Используемые ЦОР: презентация учителя, оценочный лист, презентации и буклеты учащихся, презентация для минутки релаксации, электронный тест в программе MyTest.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

Цель урока: формирование информационного взгляда на окружающую действительность

Задачи урока:

Обучающая: ознакомить учащихся с понятием информация, раскрыть особенности информации в природе, обществе, технике.

Развивающая: продолжить формирование умения анализировать литературные источники, обобщать учебный материал, умения работать в группе, развитие самостоятельности.

Воспитывающая: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, чувства ответственности, воспитывать добросовестное отношение к предмету.

Этапы подготовки урока — семинара:

  1. ознакомление учащихся с темой и микротемами семинара (за 2 недели до проведения);

  2. осмысление и выбор микротем;

  3. создание творческих групп;

  4. подбор материала к семинару;

  5. консультации учителя (за 5 — 7 дней до проведения семинара);

  6. систематизация и обобщение материала.

План урока:

  1. Организационный момент.(1 мин).

  2. Вступительное слово учителя (4 мин).

  3. Выступления учащихся (20 мин).

    1. Информация и информационные процессы в неживой природе (5мин).

    2. Информация и информационные процессы в живой природе (5 мин).

    3. Человек: информация и информационные процессы (5 мин).

    4. Информация и информационные процессы в технике (5 мин).

  4. Выводы учителя из выступлений учащихся (4 мин).

  5. Релаксация(2,5 мин).

  6. Тестирование (10 мин).

  7. Подведение итогов. Домашнее задание (2 мин).

  8. Рефлексия (1,5 мин).


Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы урока. (Слайд 1)

2. Вступительное слово учителя.

Окружающий нас мир бесконечно многообразен. Бесплодны попытки человека понять любой его объект, любое явление в исчерпывающей полноте. С зарождения науки в древности и до наших дней основным методическим принципом познания является моделирование. Моделирование всегда связано с абстрагированием, с выделением общего из множества частностей. Любой учёный сознаёт, что понять – это значит найти общность, отвлекшись от частностей, а затем выяснить частности через эту понятную общность.

Одним из первых обобщенных, абстрактных понятий науки стало понятие “вещество”.

Следующим обобщающим понятием в истории науки стало понятие “энергия”.

В середине ХХ века появляется и развивается новая научная дисциплина – кибернетика.

К концу XX в. стала складываться, сначала в рамках кибернетики, а затем информатики, информационная картина мира. Информационная картина мира рассматривает окружающий мир под особым, информационным, углом зрения, при этом она не противопоставляется вещественно-энергетической картине мира, но дополняет ее. Строение и функционирование сложных систем различной природы (биологических, социальных, технических) оказалось невозможным объяснить, не рассматривая общих закономерностей информационных процессов.

Цель урока — формирование информационного взгляда на окружающую действительность (Слайд 2).

3. Выступление учащихся.

Темы выступлений были заранее предложены учащимся (за 2 недели). По заданным темам учащиеся подготавливают презентация и буклет.

Учащиеся оценивают выступления и буклеты друг друга, внося результаты в лист оценивания (Приложение1).

Темы для выступления учащихся:

    1. Информация и информационные процессы в неживой природе (Слайд 3);

    2. Информация и информационные процессы в живой природе (Слайд 4);

    3. Человек: информация и информационные процессы (Слайд 5);

    4. Информация и информационные процессы в технике (Слайд 6).

4. Выводы из выступления учащихся.

Информационный процесс — это процесс получения, хранения, обработки и передачи информации.

Для обеспечения информационного процесса необходима информационная система: источник информации, канал связи и потребитель информации.

Человеческое общество немыслимо без информационных процессов. В процессе общения человек передает и получает информацию. Передача информации может осуществляться в письменной, устной формах или с помощью жестов. Полученная информация хранится на носителях информации различного вида: книги, фотографии видеокассеты, лазерные диски т.д.

Установлена общность информационных процессов в живой природе, обществе и технике. Рассмотрим примеры:

Растительный мир. Весной вырастают листья, которые осенью опадают. Длина светового дня, температура воздуха и почвы,- это сигналы, которые воспринимаются клетками живых организмов, как информация, которая обрабатывается и влияет на обменные физико-химические процессы, протекающие в живой клетке, — управляют ими. Передача идет в пределах собственных живых клеток (от корня к листьям и обратно).

Животный мир. Животные имеют нервную систему, управляющую всеми стадиями информационного процесса: восприятия, передачи, обработки и использования информации. В отличие от растительного мира, животные могу передавать информацию друг другу.

В неживой природе информационные процессы, существуют лишь в технике.

Такая техника повторяет (моделирует) некоторые действия человека и способна в этих случаях заменить его. Например, роботы — манипуляторы.

5. Минутка релаксации. (Приложение 2) (Слайд 7)

Предполагает хороший настрой учащихся на прохождение теста.

6. Тестирование. (Слайд 8, Приложение 3)

Проверка полученных на уроке знаний осуществляется путем тестирования. Учащиеся выполняют компьютерный тест, приготовленный в программе MyTest. После окончания тестирования учащимся выставляется оценка.

В это время учитель собирает оценочные листы, анализирует, выводит средний балл.

7. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Выставляются оценки за урок (средняя оценка за презентацию, буклет и тест).

Объявляется домашнее задание (Слайд 9).

8. Рефлексия. (Слайд 10)

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением из рефлексивного экрана.




Список используемой литературы и Интернет-источников:

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 178 с.: ил.

  2. Информатика. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.Д.Угриновича / авт. – сост. А.М.Горностаева. – Волгоград :Учитель, 2008. – 185 м.: ил.

  3. Информатика: 115 типовых тестовых заданий для подготовки к ГИА: 9-й кл. / авт. – сост. О.В.Ярцева, Е.Н.Цикина. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 94,[2] с. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме)

  4. school-collection.edu.ru

  5. festival.1september.ru

  6. proshkolu.ru



Свежие документы:  Урок для 8 класса по теме: "Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: