Урок в 5 классе по теме «Графика. Алфавит»


Урок в 5 классе по теме «Графика. Алфавит»

Цели:

  • познакомить учащихся с новым разделом науки о языке — графика.

  • развивать умение применять знания на практике (алфавит).

  • формирование интереса лингвистике, бережного отношения к слову, воспитание культуры речи.

Оборудование:

Иллюстрации, карточки, словари, материалы для занимательных игр.

Ход урока

  1. Организационный момент.

— Попробуйте отгадать тему нашего урока.

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся.

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы.

Очень просят всех ребят

С ними подружиться.

  1. Лингвистическая разминка.

  • Одинаковое ли количество букв и звуков в русском языке?

  • Как вы думаете, какие звуки (буквы) важнее – гласные или согласные?

  • Проведем эксперимент. Возьмем пословицу. Уберем из неё все согласные буквы. Что у нас получится?

Азбука — к мудрости ступенька.

А—у-а — -у—о—и —у-е—а.

  • Можно ли догадаться, какая это пословица? Конечно, нет.

  • А теперь возьмем эту же пословицу, но оставим в ней только согласные

-зб-к- — к м-др-ст- ст-п-ньк-.



  • А теперь догадались? Наверняка. Так что же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете?

(Ответ. Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове)





2. Совместное определение темы и целей урока.

  • А теперь, ребята, давайте расшифруем тему нашего урока:

Гр-ф-к-. –лф-в-т.

  1. Актуализация опорных знаний.

Работа с карточками.

Муз…й, т…кст, т…ма, пион…р, …то, …тобы, коне…но, моро.

— Произнесите правильно слова, поставьте звуки, обозначив мягкость.

— Какое слово лишнее?

Выписать слово мороз, указать количество букв и звуков в этом слове.

— Как отличить на письме звук от буквы?
— Какой раздел науки изучает звуки?

— Буквы мы пишем, звуки слышим. Способы обозначения звуков речи на письме с помощью букв, называется графикой.

Работа со словами на доске.

Графика (греч.) – пишу.
алфавит (греч.) – название первых букв греческого алфавита.

азбука – название первых русских букв.

  1. Ролевая игра “Путешествие в прошлое”.

— А всегда ли мы могли писать буквы?
— Всегда ли существовала письменность?
— Сегодня мы с вами совершим путешествие в далекое прошлое и узнаем, кто же придумал буквы, где они жили?

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах, ведь домов ещё не было, а в некоторых из них обитали медведи.

Однажды люди, вытеснив медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение, так возникла дорога к письменности.

Чтобы «записать» сообщения, индейцы, например, использовали узелки разной формы, которые завязывались на верёвке на определённом расстоянии друг от друга. Некоторые народы передавали информацию при помощи ракушек различной формы и размера, нанизанных на нить, как бусы. Использовались для этой цели и рисунки. И только во второй половине второго тысячелетия до н.э. в Финикии была изобретена буквенная письменность. Финикийский алфавит лёг в основу практически всех



современных систем письма. В древности речь записывали на коже, берёсте, восковых дощечках, а во втором веке в Китае была изобретена бумага – основной материал для письма.

Первым появилось рисуночное письмо, а затем пришли “священные знаки” — иероглифы. А жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы — знаки только для согласных букв. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

Русский алфавит складывался постепенно на основе кириллицы – одной из древнейших славянских азбук. Кириллицей она названа по имени своего создателя – просветителя славян IX века Кирилла. Он вместе со своим братом Мефодием составил первый славянский алфавит на основе греческого письма. Сначала каждая буква имела название: аз, буки, веди, глаголь, добро и т.д. От Кириллицы, в которой 43 буквы, произошли русский, украинский, белорусский, болгарский, сербский и многие другие алфавиты. В честь великого изобретения Кирилла и Мефодия каждый год 24 мая отмечается День славянской письменности.Первый российский букварь издан в 1574 году во Львове первопечатником Иваном Фёдоровым. Такова длинная история короткого алфавита.



В старину учились дети-
Их учил церковный дьяк, —
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А и Б — как Аз и Буки
В как Веди, Г- Глаголь
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали —
Из гусиного крыла!

(Н. Кончаловская)

Прапрадедовской порой
Стали буквы в четкий строй.
Строй как строй.
Да не простой.
Был он назван алфавит
И повсюду знаменит.
До сих пор с него, как встарь,
Начинается букварь.
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.

(Я. Козловский)





 — А кто по памяти, правильно произнося каждую букву, может прочитать современный алфавит?

– Все ли буквы были названы верно?

  1. Занимательный момент.

Чтение стихотворения С.Маршака «Забавная азбука».

  1. Домашнее задание

Попробуйте дома сочинить подобный текст. Оформить на листах А-4

  1. Закрепление изученного.

– А почему так важно знание алфавита? (По алфавиту размещают слова в словарях и справочниках, составляют разные списки. В алфавитном порядке расположены, например, названия учреждений и фамилии в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечной картотеке. Хорошее знание алфавита помогает человеку в жизни.

Игра «Встань по алфавиту»

Чей ряд быстрее выстроится по фамилиям в соответствии с алфавитом.


Узнайте слова, в которых автор допустил ошибку. (Стих-е А.Шибаева)

Запишите эти слова, согласно алфавиту.


  1. Итог урока.

— Для чего нужны буквы?

Составьте и прочитайте пословицы (на доске – слова)

мудрости азбука ступенька к
если начинай хочешь истину азбуки с познать
учиться грамоте пригодиться всегда



Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса на тему "Текстовый процессор MS.Word и его возможности. Экран MS.Word"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: