Конспект урока ИЗО на тему «9 мая – День Победы!»


Интегрированный урок по ИЗО, музыке, технологии

           

Тема урока: «9 мая – День Победы!»

 

Вид занятий: Изучение произведений искусства, созданных в годы Великой Отечественной войны, творческий проект «Поздравительная открытка ветерану», декоративное рисование, овладение способом «набивки» по шаблону, аппликация, оригами.


Тип урока: Комбинированный


Задачи урока:

Дидактические:

знакомство с новыми произведениями искусства;

— обучение учащихся высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений искусства;

— закрепление умений и навыков, полученных ранее на уроках декоративного творчества, технологии;

Развивающие:

— развитие у учащихся эмоционального и целенаправленного восприятия музыки  и произведений изобразительного искусства и адекватной реакции на события, воплощённые в них.

-развитие умения выслушивать другого ученика и отвечать на поставленный вопрос.

Воспитательные:

 — воспитание интереса и любовь к истории Отечества;

— воспитание чувства гордости за людей, отстоявших Родину в годы ВОВ;

— воспитание уважения к старшему поколению.

 

Оборудование:  интерактивный комплекс, мультимедийная презентация, вспомогательный материал с опорными словами и названиями произведений искусства; образцы поздравительной открытки; у учащихся: заготовки поздравительной открытки цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, ластик, краски, кисточки, баночки с водой, трафареты.

Классная доска оформлена иллюстрациями о Великой Отечественной войне.


Количество часов, отведенных на изучение материала – 2

 

Ход урока:

 

I. Организационный момент.

II. Мотивация. Постановка учебной задачи.  

Учитель: Сегодня у интегрированный урок, где соединятся в один сразу 3 учебных предмета: изобразительное искусство, музыка и технология. А посвящён он большому, радостному празднику, который будет отмечать вся страна в начале мая – Дню Победы.

— 22 июня 1945 года началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Сегодня на уроке об этих страницах в истории нашей страны расскажут произведения искусства, созданные в годы войны. Ваша задача — запомнить эти произведения и постараться понять их содержание. Затем нам с вами предстоит изготовить подарки старшему поколению, и на поселковом митинге 9 мая подарить ветеранам ВОВ, других локальных войн, труженикам тыла.

 

III. Изучение нового материала.

1). Слушание и анализ песни «Священная война» сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова

— 27 июня 1941 года, шёл шестой день войны. Белорусский вокзал Москвы. Отсюда бойцы отправлялись на фронт. Неожиданно в зале ожидания раздались звуки песни. Наступила тишина. Все встали со своих мест, как при исполнении гимна.

(Аудиозапись «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А .Александрова. Дети слушают первый куплет песни, затем учитель убавляет звук и на фоне музыки продолжает беседу).

— Строга, исполнена благородной ярости мелодия песни, упруг и энергичен маршевый ритм. Хор поёт песню сурово, мужественно, произносит слова твёрдо и решительно. Песня звучит, как клятва. Песню «Священная война» написал композитор А. Александров и поэт В. Лебедев-Кумач.

— Внезапное нападение врага на нашу Родину вызвало у композитора, как и у всех людей, чувство возмущения, гнева, мести. Александров не был военным специалистом, но у него всё же оказалось могучее оружие в руках, это песня. Песня, которая так же может разбить врага.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "НЕЖНЫЕ МАМИНЫ РУКИ"

Ученик: И трубы медью пламенеют,

Над миром рассыпая гром,

Мы с грозной музыкой,

Мы с нею, непобедимые идём…(читает ученик)

Учитель обращает внимание на написанные опорные слова на доске:

грозная, справедливая, мужественная, суровая, призывная

— Выберите слова, наиболее ярко характеризующие эту песню.

— Какие чувства людей выражает эта песня? Возмущение, гнев, месть, ненависть к врагу

.- Какие чувства песня пробуждает в людях?  Гордость за свою Родину, придаёт уверенность в Победе.

 — Песня «Священная война» стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Люди, взволнованные и потрясённые, уносили в своих сердцах эту мужественную, суровую, справедливую музыку.


2). Беседа по картине А. Дейнека «Оборона Севастополя»

— В годы войны не только композиторы и поэты сочиняли музыку, но и создавали свои произведения художники. Своими произведениями они призывали людей мужественно защищать Родину, вселяли в них веру в Победу. О творчестве одного из них мы узнаем сегодня на уроке.

 (Небольшой материал о биографии художника рассказывает ученик. На слайде портрет художника А. Дейнека)

Александр Александрович Дейнека родился в 1899 году в городе Курске, в семье железнодорожника. Вначале он думал выбрать для себя профессию отца, но любовь к рисованию привела его в художественное училище. После окончания училища Дейнека много ездил по стране. Любимым городом художника был Севастополь. Он любил этот город за его весёлых людей, за красивое Чёрное море. В 1942 году, после ранения художник вернулся с фронта. В немецкой газете он увидел снимок Севастополя, снятый немцами с самолёта. Страшный снимок, весь город был разрушен. Дейнека отчётливо представил, как всё взлетает на воздух, как женщины и дети перестали смеяться. Поэтому и решил писать картину о своём любимом городе, которую назвал «Оборона Севастополя».

Город-герой Севастополь находится на юго-западе Крымского полуострова, на побережье Чёрного моря. Это незамерзающий морской торговый и рыбный порт, промышленный, научно-технический, и культурно-исторический центр. В Севастополе расположена главная военно-морская база Черноморского флота Российской Федерации. (учитель показывает на слайде географическое расположение Севастополя)

— Что значит «оборона»? «Оборона» значит защита

(На слайде картина).

— Посмотрите на картину. (Дети в течение минуты рассматривают картину).

  Она изображает один из боёв за Севастополь. На картине изображены две группы людей.

— Можете ли вы показать, где находятся защитники, а где враги? (ученик показывает указкой: слева – защитники, а справа – враги).

— Как вы догадались? Они по-разному одеты. У них разная форма.

Свежие документы:  Конспект урока математики "Связь умножения и деления"

— Кто защищает Севастополь? Какая форма у защитников? Чем они вооружены?

— Кто затрудняется, может воспользоваться опорными словами на доске:

моряки, фашисты, белая форма, немецкий солдат, тельняшка, зелёная форма, синий воротник, каски, бескозырка, винтовки со штыками, гранаты, танки, ручной пулемёт

— Какая форма у немцев? Чем они вооружены?

— Идёт сверхнапряжённый бой. Давайте рассмотрим, как художнику удалось это передать.

— Кого мы видим на переднем плане картины?

— Кто изображён слева от него?

— Рассмотрите внимательно выражения лиц моряков. Что можно сказать, глядя на них?

— Какие чувства они испытывают? Пользуемся опорными словами и выражениями: храбрые, смелые, на лицах не видно страха, суровый, зоркий взгляд, ненависть

— Кто ещё изображён на переднем плане картины? ( Немецкий солдат лежит вниз лицом, неподвижно, видны следы крови).

— Обратите внимание на моряка на втором плане картины. Что с ним произошло? (Он ранен. Моряк как бы приостановился, опустил голову, винтовку выронил из рук).

— Что ещё говорит о том, что идёт напряжённый бой? (Моряки и фашисты близко подошли друг к другу. Моряки готовы пронзить противника штыками).

— Как называется бой на ближнем расстоянии? (Такой бой называется рукопашным).

— Обратите внимание на задний план картины. Что мы видим? (Мы видим разрушенный город. Виден самолёт, обстреливающий город).

— Посмотрите в окно, какое сегодня небо? (Небо ярко голубое, безоблачное).

— Какое небо на картине? (Небо красное от взрывов и пожаров, валит густой чёрный дым).

— Наступления немцев всегда поддерживали фашистские самолёты. Иногда Севастополь обстреливали 200 – 250 немецких самолётов.

— Краски, цвета в картине помогают раскрыть её содержание. Какие краски преобладают в этой картине: светлые или тёмные? (На этой картине преобладают тёмные краски: серые, чёрные, тёмно -зелёные, коричневые).

— Такие краски создают тревожное, печальное настроение. Бой тяжёлый, но по лицам моряков мы видим, что они полны решимости победить врага.

— Понравилась вам картина? Чем?

— Кому посвятил её художник?

— Картина написана в 1942 году, почти за 3 года до Победы, но А. Дейнека никогда не покидала уверенность в Победе, он верил, что фашисты будут разгромлены. Героически защищали севастопольцы свой родной город. Бои шли почти 8 месяцев или 250 дней. Но героев становилось всё меньше, и Советские войска были вынуждены оставить его. На катерах уходили черноморцы в открытое море. И моряк, что последний покидал Севастополь, взял с собою гранитный камень от разрушенного города. Он поклялся вернуть его только на свободный берег.

 

3). Слушание песни «Заветный камень». Композитор Б. Мокроусов, поэт А. Жаров.

— Наш земляк, композитор Борис Мокроусов и его друг, поэт Александр Жаров в годы войны служили на Черноморском флоте. Они были очевидцами этих событий, и, конечно слышали историю про моряка — севастопольца, которая стала легендой. Они сочинили песню. Вы, наверное, слушали её на уроке музыки.

Свежие документы:  Урок искусства в 8 классе Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка

(аудиозапись песни «Заветный камень». Муз. Б. Мокроусова, сл. А. Жарова, 1 куплет)

— Как называется песня?

— О чём рассказывается в этой песне? (В этой песне рассказывается о моряке, который последним покидал Севастополь. Он взял с собою гранитный камень от разрушенного города. Его раненного, умирающего подобрали друзья – моряки. Он завещал им этот камень. Поэтому песня называется «Заветный камень». Моряк, который взял у умирающего матроса этот гранитный камень, поклялся, что вернёт его только на свободный берег, и слово сдержал).

— Песня сразу полюбилась и стала одной из самых любимых в годы войны. И каждый раз, когда мы слышим эту песню, она напоминает нам о стойкости и мужестве советских солдат в годы войны.


 IV. Первичное закрепление нового материала.

— С какими произведениями искусства мы познакомились на уроке?

— Какой жанр изобразительного искусства присущ картине А. Дейнека «Оборона Севастополя» (батальный, т.к. изображены военные сцены)

— В каком году написаны эти произведения?

— Кому посвятили авторы свои произведения?


V. Творческий проект «Подарок ветерану».

а). Выбор темы и обоснование проекта.

— В День Победы мы поздравляем ветеранов войны, тех людей, которые завоевали для нас мирную жизнь, участвуя в локальных войнах, тружеников тыла.

— Давайте подумаем, каким образом мы сможем поздравить их? Что мы подарим им? Сегодня на уроке мы изготовим поздравительную открытку. Готовую открытку вы подпишите и подарите на поселковом митинге 9 мая. Это будет нашим социальным проектом.

(учитель вывешивает образцы поздравительных открыток)  

б). Исследование проекта.

— Из каких элементов составлена открытка? (Открытка состоит из нескольких элементов: рамка, георгиевская лента, гвоздика, звезда, рамка, живописный рисунок лаврового венка).

— Это символы Победы. Красной звездой награждали героев войны; лавровые венки вручали с давних времён победителям; на ленту чёрно-жёлтого крепилась медаль «За взятие Берлина». Берлин — главный город Германии.

в). Альтернативные варианты проекта.

— Как расположены элементы открытки?  Сегодня вы будете немного и дизайнерами. Элементы и изображения на открытке можно будет расположить по — иному.

Учащимся предлагается воспользоваться шаблонами, приготовленными учителем.

г). Выбор оптимального варианта проекта. 

д). Выбор художественных материалов.

е). Самостоятельная работа.

 Учитель контролирует ход работы и при необходимости оказывает индивидуальную помощь учащимся.

д). Выставка и анализ проектов учащихся.


VI. Подведение итогов урока и оценивание работ учащихся.

— Еще раз назовите произведения искусства, с которыми мы познакомились на уроке?

— Какое практическое задание выполняли?

Учитель выставляет оценки тем учащимся, которые активно работали на уроке, закончили рисовать открытку, комментирует оценки.

 

VII. Домашнее задание.

 Подписать поздравительную открытку.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: