ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА для 5 класса по учебнику Декоративно-прикладное искусство в жизни человека по ред. Б.М. Неменского
Подготовила учитель изобразительного искусства ГБОУ СОШ № 840 – Новикова Татьяна Николаевна.
Тема года «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».
Тема четверти «Связь времен в народном искусстве».
Тема урока «Мезенская роспись».
Цель: ознакомление с произведениями народных промыслов, с особенностями мезенской росписи, с знаково-символическим языком декоративно-прикладного народного искусства.
Образовательный результат:
— уважительное отношение к культуре и искусству нашей страны, проявление интереса к народному творчеству, тонкостям данного вида росписи;
— осознанное стремление к освоению новых знаний и умений по выполнению мезенской росписи;
— получение знаний о виде народного творчества – мезенской росписи, о её возникновении, материалах которые в ней применяются.
Цель этапа | Учебный материал для учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Организационный этап.
| 1. Создание психологического настроя на учебную деятельность и активизацию внимания. |
| 1. Контролирует учащихся. | 1.Подготовка рабочего места. |
2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
| 2. Мотивация учебной деятельности. Помочь вспомнить материалы уроков по народным промыслам. | 2. Фотографии с предметами, расписанными мезенским орнаментом. Предметы с мезенской росписью.
| 2.Беседа, вопросы. А) Что вы видите на слайде презентации? Б) В чем особенность росписи на этих предметах? В) Что в орнаменте тебе знакомо?
| 2. Слушают объяснение и отвечают на вопросы. А) Предметы с росписью. Б) Расписаны они красками двух цветов, красной и черной. В) Знаки-символы, расположенные рядами. |
3. Этап изучения нового материала. | 3. Научить выполнять орнамент мезенской росписи. | 3. Листы с орнаментом мезенской росписи, на которых показано поэтапное рисование определённых элементов (геометрического орнамента, птиц, оленей, коней).
| 3. Учебная беседа. А) Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты (Слайд 1). Б) В древности мезень писалась сажей и глиной, поэтому цвет черный и красный. (Слайд 3). В) Характерной чертой росписи является наличие полос или ярусов. (Слайд 3). Г) Декоративное изображение птиц (уточки и лебеди) и животных (олени и кони) в традиционной мезенской росписи. (Слайд 4,5) | 3. Слушают объяснение и запоминают.
|
4. Этап закрепления новых знаний. | 4. Выполнение творческого задания. Роспись доски мезенским орнаментом (на листе бумаги) гуашью. | 4. Листы для рисования, гуашь красного и черного цвета, кисти № 1, 3, 6, тряпочка, баночка с водой. Музыкальный ряд: народные мелодии в инструментальном изложении (как фон). | 4.Задание (слайд 6) Поэтапная «Роспись доски».
| 4. Выполняют задание, обращаются за помощью. . |
5. Итог урока. | 5. Выставление отметок и оценивание работ учеников. | 5. Лучшие работы вывешиваются на доске. | 5. А) Вам понравилась роспись народа Севера? Б) Что характерного в этой росписи, чем она отличается от других? В) Выскажите своё мнение о мезенской росписи. Хвалит, поощряет. | 5. А) Да. Б) Рисунок выполнен красной и чёрной краской, несколько ярусов. В) Роспись простая, но очень красивая и немного загадочная. Требует аккуратности. |
Оборудование урока: объекты мультимедиа, презентация.
Приложение. Рассказ учителя.
Мезенская роспись – роспись народов Севера — одна из наиболее древних русских художественных промыслов (Слайд 1). Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб, предметов быта. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась (Слайд 2). Река Мезень находится в Архангельской области. В древности мезень писалась сажей и глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева.
В мезенской росписи нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму.
Характерной чертой росписи является наличие полос или ярусов. Можно выделить три яруса как бы подземный, земной и небесный миры (Слайд 3). Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором.
Кони и птицы очень просты в изображении, схематичны, такой способ изображения очень древний, почти детский. Требует аккуратности и внимания.