Конспект урока по изобразительному искусству с элементами народной культуры «Элементы Городецкой росписи» 5 класс



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ОРЕХОВО-ЗУЕВО

КОНСПЕКТ

урока по изобразительному искусству

с элементами народной культуры

по теме:

«Элементы Городецкой росписи» (5 класс)

подготовила учитель ИЗО МОУ СОШ № 18

с углубленным изучением отдельных

предметов Шилкина Валентина Викторовна

(высшая квалификационная категория)


город Орехово-Зуево

2011 год



Тема урока: «Элементы Городецкой росписи (птица)»


Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний


Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся об элементах Городецкой росписи (розан, купавка, листочки) и познакомить с Городецкими птицами.

Задачи:

обучающие: научить детей основным приемам свободной кистевой росписи без предварительной прорисовки на примере Городецкой птицы;

развивающие: развивать у учащихся творческие способности и опыт творческой деятельности; расширить кругозор учащихся о древних корнях народного искусства; развивать у детей интерес к предметам декоративного искусства в быту;

воспитывающие: воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству; воспитывать уважение к творчеству народных мастеров и интерес к народным художественным промыслам России; воспитывать у детей художественный вкус при подборе цвета в композиции.


Зрительный ряд: учебный видеофильм «Народные промыслы» (фрагмент); таблицы методической последовательности; художественная литература с иллюстрациями предметов декоративно-прикладного искусства.

Музыкальный ряд: народные песни в исполнении детского фольклорного ансамбля «Звонница».

Материалы и оборудование: шаблон, альбом, краски, кисти, баночка, тряпочка, мольберт.

Задание на дом: закончить работу.





ПЛАН УРОКА:

1. Организационный момент -1 мин

  1. Закрепление знаний учащихся, полученных на предыдущих уроках (сообщения о народном календаре, просмотр фрагмента видеофильма)- 15 мин

  2. Демонстрация приемов рисования Городецких птиц по таблицам
    методической последовательности — 6 мин


  1. Самостоятельная работа учащихся — 20 мин

5. Анализ работ, выставка, задание на дом — 3 мин

ХОД УРОКА:

  1. Дети входят в класс, занимают свои рабочие места и проверяют готовность к уроку.
    Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.

  2. Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, а урок обобщающий, на котором мы
    с вами должны вспомнить и показать все, чему научились при изучении предмета ИЗО
    с элементами народной культуры и художественный труд. А конкретно — какие знания,
    умения и навыки освоили ребята при обучении Городецкой росписи.

Но сначала, как обычно, небольшая информация о «народном календаре»: чем занимались наши предки, какие соблюдали обычаи и традиции на последней неделе второго весеннего месяца апреля — снегогона, березозола.

Фронтальный опрос учащихся:

26.04. — зацветала медуница, заяц бегал с утра, и если перебегал дорогу — то невмоготу

становился день, поэтому в лес в этот день не ходили.

27.04. — Вороний праздник — на высоком дереве они начинают вить гнездо. Ворониха

усаживается, а ворон ей служит. Неразлучны они навек и первыми чуют дуновение

весны.

28.04. — в этот день калина и рябина почки распускают, целебные настои готовили в

старину из почек рябины и калины. Запахи леса пчел будят и просыпаются они.

29.04. — подмывает водой берега, а мельник заботится о запруде. А у женщин свое дело

— готовить семена на рассаду, высаживать в ящики капусту, огурцы. Ирина-рассадница.

30.04. — ярая пчелонька вылетает, осваивается, к дальним угодьям летит, где медуница

отцветает, фиалка полыхает. Просыхает земля, с надеждой оглядывают крестьяне

хлебную ниву ( во время ответов детей учитель записывает основные действия на

доске).

Микрообобщение (учитель): итак, второй весенний месяц апрель — снегогон,

березозол — позади, впереди месяц май — заботы через край.

А сейчас давайте вспомним где и когда зародился Городецкий промысел, каковы его особенности?

Фронтальный опрос учащихся:

  • Этот народный художественный промысел сложился к середине 19 века в старинном
    волжском городе Городце, известном по летописям с 1152 года;

  • в Городецких деревнях Курцево и Косково расписывали лубяные короба, игрушки и
    особенно любовно прялки, их широкие сиденья — донца.

  • особенность Городецкой росписи — чистые, яркие краски, четкий контур, белые
    штрихи, создающие условный объем и живописность;

  • Городецкие мастера изображали праздничные жанровые сценки из жизни горожан:
    чаепитие, застолье, гулянья, гарцующих всадников, а пустые места заполнялись
    пышными цветами — розанами, купавками, яблоками и ветками с листочками.

Микрообобщение (учитель): и в наше время Городецкие мастера, сохраняя традиционные формы росписи, создают новые типы композиций и мотивов, которыми украшают детские столики и стульчики, табуреты-сундучки, кони-качалки, декоративные панно в виде прямоугольных пластин и круглых тарелей (показать на стенд художественной литературы).

Ребята, сейчас мы с вами посмотрим фрагмент видеофильма «Народные промыслы» о Городецких мастерах, обратите внимание на технику исполнения Городецких цветов.

После просмотра фрагмента учитель задает вопрос: кто может рассказать и продемонстрировать технику исполнения Городецких цветов?

Ученики (один — показывает, другой — рассказывает): в технике исполнения Городецких цветов различают три этапа:

  1. подмалевок — основное цветовое пятно, наносится кругообразным движением;

  2. мотив — прорисовка основного сюжета рисунка более темным цветом, чем
    подмалевок;

  3. оживка — завершающий этап работы в Городецкой росписи, служит для создания
    особой выразительности элементов рисунка; наносится белой или желтой краской.

Учитель: спасибо, ребята; вместе с вами мы вспомнили технику исполнения Городецких цветов. А какие еще элементы росписи вы увидели в фрагменте?

  • Птиц.

  • Коней. Но не таких, каких мы встречаем в окружающей жизни, а как бы
    волшебных, сказочных.

Учитель: По свидетельству преданий, птица принималась за общепринятый поэтический образ, под которым представлялись облака, ветры, молнии, солнечный свет. Птица всегда поражала ум человека быстротой своего полета.

Вопрос: а встречались ли вы в сказках с какими-нибудь сказочными птицами и если да, то, как их называли?

  • Да, встречались. Наиболее древняя, птица Гамаюн, считалась вещей и имела
    человеческое женское лицо. Птица Гамаюн считалась говоруньей, вестницей богов,
    хранительницей тайн прошлого, настоящего и будущего Земли, Мира, Вселенной.

  • Популярной в русских сказках является Жар-птица, это не просто волшебное
    сказочное существо, а олицетворение огненно-световой стихии. Она «прилетает из-за

синя моря» и быстро возвращается назад в «тридесятое царство», в чудесную страну, где жизнь идет по отличным от земных законов.

Древнейшим образом русской и мировой мифологии считается птица Феникс -символ бессмертия и счастья. Птица Феникс — хранительница мира, распростирает свои крылья и заслоняет огненные лучи Солнца, пламя которых может все выжечь на земле.

Микрообобщение (учитель): Благодаря этим качествам волшебных птиц, наши предки и современные мастера различных народных промыслов на своих изделиях изображают птиц — как вестников богов, как символов счастья и бессмертия.

3. А сейчас, посмотрите, пожалуйста, на птиц, которых рисуют Городецкие мастера,
они действительно сказочные, волшебные (демонстрация рисунков, иллюстраций, фотографий).

Ребята, проследим по таблице методической последовательности этапы рисования Городецких птиц и сами попробуем вместе со мной их нарисовать (я на мольберте, а вы на 1/4 части альбомного листа, а затем на заготовленных шаблонах с цветочными гирляндами).

  1. Самостоятельная работа учащихся, во время которой звучит народная музыка,
    учитель помогает учащимся в рисовании птиц, напоминает о том, как надо правильно
    держать кисточку, чтобы линии для оживки получались тонкими.

  2. Ребята, наш урок подходит к завершению. Давайте посмотрим каких сказочных,
    волшебных Городецких птиц вы нарисовали (учащиеся выставляют свои работы на
    стенд). Молодцы, ребята, сегодня вы потрудились как настоящие мастера и у вас
    получились профессиональные работы.

А сейчас мне хотелось бы обратить ваше внимание на высказывание «К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать». Именно освоением народных традиций мы с вами и занимаемся на уроках ИЗО с элементами народной культуры.


Запишите домашнее задание: закончить работу, альбом, краски.

Всем спасибо, урок закончен. До свидания.

Список использованной литературы

1. Дорожин Ю.Г., «Городецкая роспись» (тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства), Москва, «Мозаика-синтез», 2004г.

2. Рябцев Ю.С., «История русской культуры» (рабочая тетрадь 1 и 2), Москва, «Владос», 1997г.



Свежие документы:  Отчет на тему «Охрана здоровья детей»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: