Методическая разработка по декоративно – прикладному творчеству
















Методическая разработка по декоративно –

прикладному творчеству
























Автор – составитель

Дымченко Елена Васильевна,

учитель ИЗО и черчения.

Санкт-Петербург







1. Введение

Данная разработка рекомендуется для использования преподавателями при работе с детьми в кружках изобразительного цикла или использовать фрагменты разработки на уроках ИЗО.

Цель: оказание помощи преподавателям при разговоре с детьми о значении изобразительной деятельности в жизни человека, как об одном из видов развития личности, его кругозора и интеллекта.

Задачи: создание творческого поля для изобразительной деятельности детей и осознанного желания роста.

«Мир искусства прекрасен и удивителен!

А дорога туда начинается в твоей душе, в твоем сердце. Учись раскрывать свою душу для красоты, учись смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное, для этого и нужны занятия изобразительным искусством. Помни: не каждый, кто смотрит, умеет видеть.

Ты научишься и станешь не только художником, но образованным и интересным человеком.

В этом тебе поможет учебник. Он научит тебя рисовать красками, мелками, тушью, лепить из

пластилина, работать с цветной и белой бумагой.

Большой мир искусства откроет тебе свои тайны!»

Б.М. Неменский.














2. Народное творчество — наша история.

Основой любой национальной культуры является народное творчество, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Шло время, сменялись исторические эпохи и многие поколения людей, но всегда существовала в народе потребность украшать свой быт, делать радостным труд, дополнять свою нелегкую жизнь красотой. Наиболее искусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные для сложных ритуалов и народных обрядов.

С давних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечать все самые значительные события трудовой, хозяйственной и семейной жизни. В семье это были рождение, свадьба, похороны. В труде и хозяйстве — сев, косьба, жатва — праздники сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Они сопровождались обрядами и большими народными гуляниями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения.

На свадьбе, например, на столах стояли огромные долбленые расписные ковши в виде плывущей птицы или ладьи, в них гостям подавали пиво, брагу, квас. Самый нарядный костюм женщина из народа надевала один раз в жизни — на свадьбу, а хранила и берегла весь свой век. Украшая быт, произведения народного искусства жили и умирали вместе с поколениями людей. В них отражалась эпоха, жизненный уклад, вкусы и идеалы людей. Как правило, народные мастера создавали вещи для себя и ограниченного круга односельчан: многие предметы деревянной утвари, орудия труда, игрушки, ткани, вышивки. Мастер вкладывал в изделие всю свою любовь и талант.

Произведения народного искусства порой наивны, но искренни и простодушны. В них выражена мудрая простота взглядов, дум, чувств и чаяний народа; гармония прекрасного и полезного,сочетание практической целесообразности вещи с красотой ее внешнего облика. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки — ко всему прикасались руки народных мастеров, превращая обыденное в произведение искусства. «От добрых рук ничего не уходит» — говорит народная пословица.

Народу не были доступны драгоценные материалы, поэтому он использовал то, что давала ему сама природа — дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. В народе хорошо знали природные свойства материалов, но самым любимым — было дерево, из которого и дома строили, и ложки вырезали. Природа давала не только материалы, но питала темами и сюжетами народное творчество, служила источником содержания народного изобразительного искусства, т. е. декоративно — прикладного.

Свежие документы:  Программа курса по лепке для 5-7 классов

3. Символика в народном творчестве.

В древности, не умея объяснить себе явления природы, народ населял все вокруг добрыми и злыми духами. Отголоски этой давней поры остались в народном искусстве, в мотивах орнамента и символических изображениях. Образ птицы имеет широкий спектр значений. Птица символизировала тепло, свет, сулила урожай, богатство.

В Городецкой росписи можно встретить фазана, петушка, курочку, павлина, голубя; в Мезенской росписи — лебедя, уточку, курочку; в хохломской — знаменитую жар — птицу. Часто повторяются изображения коней — друзей человека, помощников в труде и хозяйстве. Городчатая, зубчатая или более плавная линия являлась графическим символом воды. Горизонтальная прямая — сыра- мать-земля; вертикальная волнистая линия символизировала дождь. Женская фигура с поднятыми руками или

ведущая под уздцы коней с всадниками олицетворяла мать сыру землю — всю Природу. Круги — розетки, изукрашенные узорами, означали некогда солнце — источник тепла, света и радости на земле. В декоративно — прикладном искусстве можно встретить дерево: не дуб, ясень или клен, а дерево с большими или маленькими листьями, цветами или яркими плодами — это живое, неувядающее, вечное Древо жизни — символ вечного обновления, вечной жизни на земле.








4 Мудрые мысли об искусстве.

Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить .

Б. Брехт

Жизнь коротка, искусство долговечно.

Античный афоризм

Искусство живописи— это искусство выражать невидимое через видимое.

э. Фромантен

Искусство одно из средств различения доброго от злого.

Л. Н Толстой

Где дух не водит рукой художника, там нет искусства .

Леонардо да Винчи

Искусства смягчают нравы.

Овидий, древне — римский поэт


Искусство — это совесть человечества.

Гербель, немецкий драматург


Искусство только тогда на надлежащем месте, когда оно подчинено пользе. Оно является постыдным, когда бывает только приятно людям, а не помогает им открыть истину.

Дж. Рескин, английский публицист


Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное . в необыкновенном.

Дидро, французский философ
Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.
м. Волошин, русский поэт
Знания, которые не пополняются с каждым днем, убывают с каждой минутой.

Народная мудрость.



5. Цвет в декоративно — прикладном искусстве.


Само призвание декоративно — прикладного искусства — украшать быт и труд – определило его оптимистичный настрой, который выражается как в выборе положительных явлений для тем и сюжетов своих произведений, так и в нарядной декоративности, орнаментальной узорчатости, яркости цветовых сочетаний. Символом добра и красоты являлся красный цвет.Желтый тон и золото в хохломе считалось символом света или солнца.

Белый — цвет чистоты, правды, честности, зеленый — цвет вечности, всего земного.

Никаких предварительных набросков карандашом мастер не делал. Например, в городец

кой росписи, мастер брал на кисть темперную краску и в один или два мазка разбрасывал

черные пятна, потом красные, зеленые. Пока никаких сцепок между ними нет, каждое пятно

лежит отдельно, общая картина только в голове мастера. Когда большие плоскости высыхали,

вносились соединительные элементы и всякие детали. Оживки клали белые поверх основного

тона в самую последнюю очередь. Поляков Гаврила Лаврентьевич. мастер городецкой

росписи 18века пурпурными и вишневыми тонами делал фоны баталий, а фигурки черным и

белым. Все остальные цвета подчинял главному красному пятну. Донце прялки с таким рисун

ком призывно полыхало, будто жгло и тревожило. Городецкие купавки, розаны и розы изобра

жали алыми, оранжевыми, желтыми, синими, голубыми и даже черными. Какие бы цвета не

использовал мастер, народное декоративное творчество было оптимистичным, радостным,

с лучшей надеждой на будущее.



6. О некоторых видах декоративно — прикладного искусства.

Свежие документы:  План-конспект урока "Цвет. Основы цветоведения" 6 класс


Искусство Хохломы насчитывает более трех столетий. В своих истоках оно связано с ремеслами Древней Руси. Хохломская роспись впитала и отразила древние и богатые традиции художественной культуры Нижегородского края.Развитым здесь иконописным делом подсказан способ, технология хохломской окраски, имитирующей золочение, особенности колорита. Ее мотивы формировались под воздействием орнаментики икон, фресок, рукописей и старопечатных книг, резьбы по дереву, набойки и золотого шитья, а техника письма — под влиянием свободных кистевых росписей, бытовавших в Поволжье в 17 — 18 веках.

Хохлома вырабатывала свой собственный художественный язык, который определялся задачами массового производства посуды, уже в 18 веке продававшейся партиями по 1000 штук и широко экспортировавшейся, в основном, в страны Востока. Стилистика росписи развивалась, отражая эволюцию вкусов крестьянской среды и требований рынка. К 2-0Й половине 19 века сложилась оригинальная технология окраски, наряду с верховым, стало применяться фоновое письмо, определились основные орнаменты росписи, были найдены типовые композиции, соответствующие формам, размерам, назначению деревянной посуды. На дешевых мисках массовой продукции при помощи трафарета исполняли простейшие геометрические фигуры. Вещи крупные или более сложные по форме украшали распространенными в искусстве Хохло мы и представляюшими ценнейшую часть его наследия — травными узорами, которые отношение русского крестьянина к родной природе.



Необычны и оригинальны северодвинские росписи, одна из них — Пермогорская: белофонная роспись, основу которой составляют сюжетные композиции на народные темы, окруженные мелким растительным узором. Он состоит из гибких тонких побегов. на которых нанизаны тюльпановидные цветы, напоминаюшие древний цветок крина. Крин, т. е. лилия, — элемент растительного узора, распускающийся росток. В основе этого рисунка-знака лежит как бы рождающийся росток, лопающееся зерно. Знак этот очень устойчив, он состоит из двух отогнутых в стороны язычков И центрального язычка листика или почки, устремленной вверх. Боковые язычки могут быть половинками прорастающего зерна, но могут быть и первыми листьями. Это момент зарождения жизни. В народном орнаменте особое значение придавалось композиции с идеей жизненного начала: направленные на все 4 стороны листьями.

«Да будет всюду жизнь!».Направление листьев внутрь означало движение благодати к точке отсчета, к человеку, владельцу, где магический рисунок охватывал универсальное пространство, включая местопребывание человека и окружающий его мир.

Кроме цветов, в растительном узоре особую пышность композиции придавали чуть изогнутые листья с острыми кончиками, кустики и сказочно-нарядные птицы. Пермогорские птицы разнообразны. Простые курочки и петушки сменяются в зависимости от замысла изображениями птицы Сирин. Северная птица Сирин считается оберегом, птицей, несущей добро, счастье
в дом. Недаром птица с ликом дев
ы изображалась в центре прялки. Необходимо помнить одну из главных особенностей народной росписи — так располагать узор, чтобы он органически был связан с предметом, где ни одна деталь не мешает воспринимать изделие в целом. Кроме прялок украшались росписями обычные предметы крестьянского быта: ковши, люльки, хлебницы, короба

и т. д. Роспись превращала все предметы в подлинные произведения искусства. Этому способствовала цветовая гамма, где преобладающими являются белый цвет фона и красный узора. Зеленый и желтый являются дополнительными. Большое значение в Пермогорской росписи имеет тонкий черный контур.

Свежие документы:  Технологическая карта урока по ИЗО "Древние образы в народном искусстве" 5 класс


7. Стихи к занятию

Настоящее искусство всегда волнует. Более 500 лет назад была написана Леонардо Да Винчи его знаменитая Мона Лиза, а современный поэт посвящает ей свое произведение:

Всегда в движении

С поворота, она все ближе,

Все видней.

И словно с птичьего полета,

Земля виднеется за ней.

Мосты, долины, рощи, реки

И воздуха голубизна,

Раздумием о челевеке,

Как бы охвачена она.
Взгляд любопытства
Полный светит,

В нем строгой нежности запас,
И так вот пятое столетье

Она рассматривает нас! ! !

Поэтическое сочинение о хохломской птице:

Завелась неведомая птица ,
Всякий ей дивится.

Не поет и не летает,

Вся горит и полыхает.
Это птица не простая,
Расписная, золотая.

В толковом словаре сказано: Искусство — творческое отражение воспроизведения действительности в художественных образах.

Искусство — зеркало

И отразится в нем все то,

Что нынешним у нас зовется днем
С его заботами, исканьями, трудами

И зреющими в нем грядущими годами.
Мазок на полотне,

Слова стихотворений,

Волненье скульптора,

Певучий взлет смычка —

Так сохранит наш день

Для сотен по колен ий

Картина, музыка и точная строка.

Творцу в любой области нужно развивать фантазию, только
она поможет создать уникальное произведение:

На кружке ИЗО ученик —
Настоящий художник,

Природа — его самый главный помощник.
И если он будет очень внимательный,
Природа откроет ему

Мир увлекательный,

Где все совершенно: скорлупка ореха,
Ракушка, улитка, яйцо, паутина,

Она конструирует мудро, красиво.

И нам помогает фантазии сила.


8. Зачем нужно заниматься изобразительным искусством?

  • Можно изготовить своими руками уникальное изделие, которое никогда не удастся приобрести в торговой сети.

  • Без больших затрат возможно сделать отличный подарок.

  • Человек,создающий никогда не станет разрушителем, он уважает чужой труд.

  • Изделия, изготовленные своими руками, могут быть использованы для интерьера жилища.

  • Чтобы быть интересным для окружающих человеком, грамотным, эрудированным и эмоции

нальным

  • Развивая руки – развиваем интеллект.

  • Изделие, изготовленное руками человека, передает позитивную энергию.







9. Вопросы к детям:

  • Почему люди издавна занимались изобразительной деятельностью?

Какие предметы домашней утвари изготовлялись в давние
времена?

  • В каких изделиях мы можем увидеть символическое изображение солнца, древо жизни?

  • В какой росписи можно встретить птицу — сирин?

  • Какие ассоциации может вызвать слово — «хохлома»?

  • Какое искусство положило начало хохломе?

  • Какова символика красного цвета в народных росписях



















10. Литература

1. «Добрых рук мастерство», изд. «Искусство», Ленинградское отделение, 1976г, составитель И. Богуславская.


2. «Искусство и ты», Москва «Просвещение», 1997 Е. И. Коротеева, под редакцией

Б. М. Неменского


3. «Художественная роспись по дереву», М. «Владос», 2005, под редакцией М. С. Соколовой — учебное пособие для ВУЗОВ


4. «Первые шаги в мире искусства», Москва «Просвещение»,1991 г., Н. А. Горяева.


5. «Творческие проблемы современных народных промыслов», Ленинград «Художник РСФСР», 1981г.


6. «Народные росписи Русского Севера», Ханты-Мансийск, 1999 г .. Министерство общего и проф. образования РФ. Новгородский госуниверситет имени Ярослава Мудрого.

Кафедра художественных искусств и методики преподавания.


7. «Возвращение к истокам» Народное искусство и детское творчество, под редакцией Т. Я. Шпикаловой и Г. А. Поровской, Москва, «Владос», 2000год.


8. «Сборник афоризмов», справочник светского человека. Издательский дом «Ниола-Пресс», Москва, 2000год.


9. «Мудрые мысли мудрых людей», О. А. Ушакова, издательский дом «Литера», С-Пб, 2005год.







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: