МБС(к)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «С(к)О школа № 54 VIII вида» г. Перми |
План – конспект урока рисования на тему «Рисование простого натюрморта» |
5 класс С(к)ОУ VIII вида |
Тема: Рисование простого натюрморта.
Цель:
Дать понятие о натюрморте, как о жанре изобразительного искусства, изображении окружающих нас предметов, явлений;
Развивать глазомер, учить воспринимать пропорции предметов, способность видеть предметы цельно; развивать мышление на основе упражнений, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения предметов, изображённых в натюрморте;
Воспитывать умение работать самостоятельно по заранее оговоренному плану (с опорой на предложенные этапы построения рисунка натюрморта).
Оборудование:
Буквы Н, А, Т, Ю, Р, М, О, Р, Т.
Иллюстрации натюрмортов и произведений других художественных жанров.
Опорные слова: «жанр изобразительного искусства», «изображение окружающих нас предметов, вещей».
Чайный бокал, яблоко.
Схематические изображения предметов натюрморта.
Поэтапные эскизы рисуемых предметов.
Неверные изображения данной композиции предметов.
Тип урока: урок овладения знаниями и умениями.
Организационный момент.
Общая организация детей.
Подготовка необходимых учебных принадлежностей.
Подготовка к сознательному усвоению нового материала или предстоящей работе.
Создание «проблемной ситуации» и вовлечение школьников в ее решение.
На доске иллюстрации натюрмортов и др. репродукции.
— Разделите картинки на 2 группы (натюрморты и «ненатюрморты»)
На доске остаются только изображения натюрмортов.
— За каждой картинкой закреплена буква, если их расставить в определённом порядке, то мы откроем тему сегодняшнего урока. (…)
***
— Будем угадывать по одной букве. Для этого найдите ту картинку, которая отличается от других. (…)
Каждая картинка по принципу «лишней» выносится на отдельную доску. В результате открывается слово НАТЮРМОРТ.
Формулировка темы и целей урока.
— Прочитайте тему нашего урока. (…)
— Кто- то может быть знает, что такое натюрморт? (…)
— Сегодня на уроке мы вместе выясним, что же такое натюрморт, и конечно попробуем нарисовать его.
Изучение нового материала или его закрепление в процессе изучения.
Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, основной идее изучаемого вопроса.
— Ребята, посмотрите на все картинки на доске. Что в них общего? (изображены предметы)
— Всё это натюрморты.
Слово «натюрморт» произошло от французского nature morte, что означает «мёртвая натура». Натюрморт это жанр изобразительного искусства. В натюрморте изображаются окружающие нас предметы, вещи. (Выносится на доску)
Важно в рисунке передать не только правильные пропорции предметов, но и правильное расположение их относительно друг друга.
Добиться осознания школьниками логической структуры построения натюрморта, его основных частей, этапов построения, взаимосвязей между частями натюрмортами и этапами его рисования.
Общий анализ объекта изображения.
— Посмотрите внимательно на предметы, которые мы с вами сегодня изобразим.
— Что это за предметы?
— Какие они? Какого цвета? Формы? Размера?
— Какой больше? Какой меньше? (на доску выносятся схематические изображения предметов)
— Какой предмет стоит ближе к вам? Какой дальше?
— Какой предмет справа от вас? Какой слева? (схематические изображения предметов устанавливаются в нужном порядке)
Определение примерных границ будущего рисунка.
— Для того, чтобы все предметы поместились на листе бумаги необходимо чётко определить место основания всех предметов на плоскости.
— Затем определяем соотношение общей высоты рисуемой модели к её ширине. Делается это на глаз.
— Проследите за тем, чтобы рисунок не «упирался» в самые края бумаги.
(на доску вывешивается первый этап работы)
Определение пропорций предметов.
— Определяя крайние точки рисунка, мы должны установить основные пропорции модели – отношения длины и ширины одного предмета к другому.
— Много раз проверяйте себя, прежде чем окончательно установить общие параметры модели и только после этого переходите к определению пропорций каждого предмета в отдельности.
(на доску вывешивается второй этап работы)
Изображение форм предметов.
— Изображение форм предметов, после определения их общих пропорций, нужно начинать с определения их оснований на плоскости стола.
(на доску вывешивается третий этап работы)
Выявление объёма предмета и местоположения относительно друг друга.
— Какой предмет стоит дальше от вас?
— Какой предмет начнёте рисовать первым?
— Какой предмет будет виден весь, а какой частично? Почему?
(на доску вывешивается четвёртый этап работы)
Промежуточный итог.
— Повторим вместе план работы:
Определение очерёдности предметов.
Определение примерных границ будущего рисунка.
Определение пропорций предметов.
Изображение форм предметов.
Выявление объёма предмета и их местоположения относительно друг друга.
Не основе приобретённых знаний приступить к самостоятельному построению композиции натюрморта с опорой на доску (эскизы — этапы работы).
— А теперь приступаем к самостоятельной работе. Помощниками вам будут эскизы, расположенные на доске. (…)
Добиться от учащихся восприятия собственных и других работ, осмысления своих и чужих ошибок, первичного обобщения и систематизации новых знаний об этапах построения натюрморта.
На доску вывешиваются примеры неправильного изображения натюрморта.
— Посмотрите внимательно на эти изображения? Всё ли здесь правильно изображено? Найдите ошибки. (предметы поменяны местами, неправильной формы, не тот предмет)
— Заканчиваем рисунок, исправляем ошибки. (…)
Проверка понимания учащимися нового материала.
— В каком жанре изобразительного искусства мы сегодня рисовали?
— Что такое натюрморт? (обращение к доске)
— Что показалось самым сложным в работе?
— Какие ошибки видишь в своей работе? Что получилось особенно хорошо?
Обобщающее закрепление материала и его систематизация.
— Молодцы, хорошо поработали на уроке.
— Работая с натюрмортом, важно помнить о том, что нужно передать не только правильные пропорции предметов, но и правильное расположение их относительно друг друга. С этим хорошо справились….
— Не следует забывать и о том, что рисунок, упирающийся в самые края бумаги, выглядит плохо. Об этом помнили…
— Оценки за работу…
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
— Найти в журнале или любых других источниках изображение – натюрморт и принести на следующий урок.
А | |
Т | Ю |
Р | М |
О | Р |
Т |
|
жанр изобразительного искусства
изображение окружающих нас предметов, вещей.