План – конспект урока рисования на тему «Рисование простого натюрморта» 5 класс


МБС(к)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «С(к)О школа № 54 VIII вида» г. Перми

План – конспект урока рисования на тему «Рисование простого натюрморта»

5 класс С(к)ОУ VIII вида





Автор: Катаева Елена Викторовна

Учитель рисования






Тема: Рисование простого натюрморта.

Цель:

  1. Дать понятие о натюрморте, как о жанре изобразительного искусства, изображении окружающих нас предметов, явлений;

  2. Развивать глазомер, учить воспринимать пропорции предметов, способность видеть предметы цельно; развивать мышление на основе упражнений, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения предметов, изображённых в натюрморте;

  3. Воспитывать умение работать самостоятельно по заранее оговоренному плану (с опорой на предложенные этапы построения рисунка натюрморта).

Оборудование:

  • Буквы Н, А, Т, Ю, Р, М, О, Р, Т.

  • Иллюстрации натюрмортов и произведений других художественных жанров.

  • Опорные слова: «жанр изобразительного искусства», «изображение окружающих нас предметов, вещей».

  • Чайный бокал, яблоко.

  • Схематические изображения предметов натюрморта.

  • Поэтапные эскизы рисуемых предметов.

  • Неверные изображения данной композиции предметов.

Тип урока: урок овладения знаниями и умениями.

  1. Организационный момент.

  1. Общая организация детей.

  2. Подготовка необходимых учебных принадлежностей.

  1. Подготовка к сознательному усвоению нового материала или предстоящей работе.

  1. Создание «проблемной ситуации» и вовлечение школьников в ее решение.

  • На доске иллюстрации натюрмортов и др. репродукции.

— Разделите картинки на 2 группы (натюрморты и «ненатюрморты»)

  • На доске остаются только изображения натюрмортов.

— За каждой картинкой закреплена буква, если их расставить в определённом порядке, то мы откроем тему сегодняшнего урока. (…)

***

— Будем угадывать по одной букве. Для этого найдите ту картинку, которая отличается от других. (…)

  • Каждая картинка по принципу «лишней» выносится на отдельную доску. В результате открывается слово НАТЮРМОРТ.

  1. Формулировка темы и целей урока.

— Прочитайте тему нашего урока. (…)

— Кто- то может быть знает, что такое натюрморт? (…)

— Сегодня на уроке мы вместе выясним, что же такое натюрморт, и конечно попробуем нарисовать его.

  1. Изучение нового материала или его закрепление в процессе изучения.

  1. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, основной идее изучаемого вопроса.

— Ребята, посмотрите на все картинки на доске. Что в них общего? (изображены предметы)

— Всё это натюрморты.

Слово «натюрморт» произошло от французского nature morte, что означает «мёртвая натура». Натюрморт это жанр изобразительного искусства. В натюрморте изображаются окружающие нас предметы, вещи. (Выносится на доску)

Важно в рисунке передать не только правильные пропорции предметов, но и правильное расположение их относительно друг друга.

  1. Добиться осознания школьниками логической структуры построения натюрморта, его основных частей, этапов построения, взаимосвязей между частями натюрмортами и этапами его рисования.

  • Общий анализ объекта изображения.

— Посмотрите внимательно на предметы, которые мы с вами сегодня изобразим.

— Что это за предметы?

— Какие они? Какого цвета? Формы? Размера?

— Какой больше? Какой меньше? (на доску выносятся схематические изображения предметов)

— Какой предмет стоит ближе к вам? Какой дальше?

— Какой предмет справа от вас? Какой слева? (схематические изображения предметов устанавливаются в нужном порядке)

  • Определение примерных границ будущего рисунка.

— Для того, чтобы все предметы поместились на листе бумаги необходимо чётко определить место основания всех предметов на плоскости.

— Затем определяем соотношение общей высоты рисуемой модели к её ширине. Делается это на глаз.

— Проследите за тем, чтобы рисунок не «упирался» в самые края бумаги.

(на доску вывешивается первый этап работы)

  • Определение пропорций предметов.

— Определяя крайние точки рисунка, мы должны установить основные пропорции модели – отношения длины и ширины одного предмета к другому.

— Много раз проверяйте себя, прежде чем окончательно установить общие параметры модели и только после этого переходите к определению пропорций каждого предмета в отдельности.

(на доску вывешивается второй этап работы)

  • Изображение форм предметов.

— Изображение форм предметов, после определения их общих пропорций, нужно начинать с определения их оснований на плоскости стола.

(на доску вывешивается третий этап работы)

  • Выявление объёма предмета и местоположения относительно друг друга.

— Какой предмет стоит дальше от вас?

— Какой предмет начнёте рисовать первым?

— Какой предмет будет виден весь, а какой частично? Почему?

(на доску вывешивается четвёртый этап работы)

  • Промежуточный итог.

— Повторим вместе план работы:

  • Определение очерёдности предметов.

  • Определение примерных границ будущего рисунка.

  • Определение пропорций предметов.

  • Изображение форм предметов.

  • Выявление объёма предмета и их местоположения относительно друг друга.

  1. Не основе приобретённых знаний приступить к самостоятельному построению композиции натюрморта с опорой на доску (эскизы — этапы работы).

— А теперь приступаем к самостоятельной работе. Помощниками вам будут эскизы, расположенные на доске. (…)

  1. Добиться от учащихся восприятия собственных и других работ, осмысления своих и чужих ошибок, первичного обобщения и систематизации новых знаний об этапах построения натюрморта.

На доску вывешиваются примеры неправильного изображения натюрморта.

— Посмотрите внимательно на эти изображения? Всё ли здесь правильно изображено? Найдите ошибки. (предметы поменяны местами, неправильной формы, не тот предмет)

— Заканчиваем рисунок, исправляем ошибки. (…)

  1. Проверка понимания учащимися нового материала.

— В каком жанре изобразительного искусства мы сегодня рисовали?

— Что такое натюрморт? (обращение к доске)

— Что показалось самым сложным в работе?

— Какие ошибки видишь в своей работе? Что получилось особенно хорошо?

  1. Обобщающее закрепление материала и его систематизация.

— Молодцы, хорошо поработали на уроке.

— Работая с натюрмортом, важно помнить о том, что нужно передать не только правильные пропорции предметов, но и правильное расположение их относительно друг друга. С этим хорошо справились….

— Не следует забывать и о том, что рисунок, упирающийся в самые края бумаги, выглядит плохо. Об этом помнили…

— Оценки за работу…

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

— Найти в журнале или любых других источниках изображение – натюрморт и принести на следующий урок.




Н

А

Т

Ю

Р

М

О

Р

Т



жанр изобразительного искусства

изображение окружающих нас предметов, вещей.







































Свежие документы:  Конспект урока по изобразительному искусству "Мастер изображения учит видеть" 1 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: