Программа занятия кружка «Моделирование с элементами дизайна» по декоративно-прикладному творчеству


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г. Медногорска»





Согласовано:

На заседании предметной кафедры

Протокол

№ ____ от «_____» ________20__ г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Гимназия г. Медногорска»

___________ Л.И. Бартусова

«______» __________ 20___ г.












Программа

занятия кружка «Моделирование с элементами дизайна»

по декоративно-прикладному творчеству











Автор программы: Ведяшкина С.В.

учитель технологии высшей

квалификационной категории









Программа

занятий кружка «Моделирование с элементами дизайна»

по декоративно-прикладному творчеству

Пояснительная записка

Актуальность, перспективность, практическая значимость.

На современном этапе развития общества резко возрастает культурообразующая функция

образования. Перед образовательными учреждениями стоит задача подготовки культурной,

творческой, саморазвивающейся личности, обладающей ключевыми компетенциями для

успешной адаптации в современном обществе. Работая с детьми ,я выявила противоречие

между стремлением учащихся к культуре и невозможностью её осуществления без

достаточного запаса знаний и опыта. Кроме того, анализ литературы позволил выявить противоречия между необходимостью развития эстетической культуры учащихся и недостаточной разработкой путей её развития на практике в педагогике. Проблема культурологической направленности нового содержания образования и реализация на

практике актуализировала разработку программы данного курса. Кроме того актуальность обусловлена потребностью общества « соц. заказ» в человеке культуры, обладающем

умственными, физическими, эстетическими и духовными качествами, создающим материальные ценности ,обладающие не только пользой, но и красотой и оригинальностью.


Цели: 1.Формирование практических умений и навыков по изготовлению костюма и

выполнению различных видов рукоделия.

2.Развитие творческих и художественных способностей.

3.Воспитание эстетического вкуса, уважения к искусству разных времён и народов.


Задачи: 1.Формирование знаний по истории моды и костюма.

2.Привитие элементарных знаний и практических умений по выполнению

различных видов рукоделия.

3.Совершенствование умений и навыков образного отображения действительности.

4.Формирование интереса к искусству разных времён и народов.

5.Развитие самостоятельности, способности к решению творческих задач.

6.Воспитание культуры и понимания красоты окружающего мира.


Программа курса разработана в тесной связи с изучением основ мировой художественной культуры. В неё введён материал по истории костюма, орнаментальному творчеству народов мира, аранжировки цветов, моделированию изделия. В программе реализованы межпредметные

связи с дисциплинами история, география, литература, математика, эстетика, этикет, изо.

Знакомство с художественными стилями, прикладным творчеством даёт учащимся представление об органичной связи бытовой и художественной культуры народов. Курс способствует развитию эстетического вкуса, повышает интерес к бытовому труду,

осознанию особой роли женщины-матери, хозяйки, хранительницы и защитницы жизни и домашнего очага во все времена и у всех народов.

Программа позволяет учащимся приобрести специальные знания и умения, предусматривает формирование умений решать творческие задачи, предполагает самообразование, сохранение национальных традиций, подготовку учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в

условиях рыночной экономики.

В программе изучаются вопросы, связанные с происхождением одежды, историей костюма,

развитием моды, законами композиции и моделирования, народного рукоделия. Предполагается практическая деятельность по освоению видов рукоделия, моделирования,

групповых работ по изготовлению костюмов различных эпох или их элементов. А также

индивидуальные творческие работы по истории возникновения отдельных элементов

костюма, видов отделки и украшений одежды, изготовления изделий с использованием

видов рукоделия.

Программой предусматривается проведение занятий по следующим формам:

-по количеству детей: индивидуально, парами, группами;

-по характеру занятий: традиционный, творческая лаборатория, работа с источниками, творческие проекты, проведение деловых, сюжетных, ролевых игр, путешествия,экскурсии.

Способы определения результативности изучения курса: тестирование, защита проектов, защита рефератов, выступления с докладами и сообщениями, выставка творческих работ.

Программа разработана на два года обучения для учащихся 5-8 классов. Состоит из 8 разделов, объединённых по смыслу и содержанию. Рассчитана на 360 часов : 1 год обучения-144часа, 2 год обучения- 216 часов.

Предполагаемые результаты:


Программа носит познавательный и практический характер. В итоге изучения учащиеся

должны знать:

-основные понятия создания одежды ( моделирование, композиция, стиль и др.)

-историю развития костюма и моды

Свежие документы:  Рабочая программа по ИЗО 2 класс В.С. Кузин

-характеристику стилей разных эпох, орнамента

-технологию выполнения, виды и способы изготовления отделок костюма

-закон ы композиции, способы моделирования

-профессии дизайна одежды

должны уметь:

-анализировать, сравнивать, обобщать костюмы разных исторических эпох

-давать оценку и характеристику стилям одежды, композиции, декоративному

оформлению изделий

-работать с разными источниками : книгами, журналами, альбомами, картинами

-сопоставлять различные взгляды на эстетический идеал красоты разных времён,

обосновать своё мнение

-соотносить исторические события с процессом развития моды и костюма

-применять знания по истории костюма при анализе современной моды

-осознанно относится к своей одежде

-устанавливать взаимосвязь между морфологическими признаками человека и формой

одежды, стиля одежды и стиля жизни

-подбирать элементы костюма по законам композиции

-эстетически грамотно оформлять костюм и декоративно украшать его, используя

различную технику рукоделия

-изготавливать простые цветы из ткани

-выполнять разные виды аппликации

-выполнять вышивку в технике мережка

-изготавливать изделия в технике макраме

-использовать в качестве отделки вышивку бисером, лентами, стразами, стеклярусом

-изготавливать изделия в технике лоскутной пластики


Учебно-тематический план

(1 год обучения, 4 ч. в неделю.)


№ п/п

Название темы

Количество часов



теория

практика

всего



1

Введение. Происхождение одежды

1

1

2


2

1. Костюм Древнего Мира

4

6

10



Египет

1





Греция

1





Рим

1





Моделирование современной одежды на основе античных драпировок


4




Орнаментальное искусство народов мира:

египетский и древнегреческий орнамент

1





Украшение моделей современной одежды мотивами изучаемого орнамента


2



3

2. Западно-европейский костюм

17

34

51



Раннее Средневековье

1





Позднее Средневековье

1





Моделирование на манекене


4




Орнаментальное искусство народов мира:

китайский и японский орнамент

1





Украшение одежды мотивами изучаемого орнамента


2




Возрождение

1





Искусство составления букета. Японская композиция в стиле « Икебана»

1





Составление композиций в стиле « Икебана»


2




Эпоха абсолютизма

1





Орнаментальное искусство народов мира:

индийский и персидский орнамент

1





Украшение моделей одежды мотивами изучаемого орнамента



2




Барокко

1





Рококо

1





Выполнение моделей одежды методом коллажа


4




Классицизм

1





Орнаментальное искусство народов мира:

турецкий и арабский орнамент

1





Искусство аранжировки цветов в разных странах мира, принципы аранжировки.

1





Изготовление цветов из ткани


8




Ампир

1





Романтизм

1





Моделирование современной одежды с использованием элементов костюма изучаемого периода


4




Модерн

1





Конструктивизм

1





Моделирование современной одежды с использованием элементов костюма изучаемого периода


4




Европейский костюм 20 века

1





Защита мини-рефератов об элементах одежды


2



4

3. Русский национальный костюм

6

13

19



Доисторический период .Киевская Русь

1





Московская Русь

1





Русский костюм 18-19 веков

1





Русский народный костюм

1





Костюм Оренбургского казачества

1





Моделирование современной одежды с использованием элементов народного костюма


4




Орнаментальное искусство народов мира:

византийский и русский орнамент

1





Украшение моделей одежды мотивами изучаемого орнамента


2




Изготовление моделей одежды по мотивам национального костюма


7



5

4. Советский костюм

2

4

6



Советский костюм 1917-1980годов

1





Мода 21 века

1





Работа с журналами мод


4



6.

5. Основные виды украшения костюма

16

92

108



Аппликация

3





Заготовка деталей


2




Изготовление аппликации вручную из тонкой ткани


2




Изготовление аппликации из толстой ткани


2




Выполнение аппликации на сетке


2




Выполнение аппликации из шнура


2




Изготовление съемной аппликации


2




Изготовление объемной аппликации


2




Использование аппликации для украшения изделия


1




Мережка

1





Изготовление изделия с использованием отделки

мережкой


9




Макрамэ

4





Иготовление изделия в технике макрамэ


24




Итого: 1 год обучения

38

106

144



Учебно-тематический план

(2 год обучения , 6 ч. в неделю).


пп

Название темы

Количество часов

теория

практика

всего


Вышивка бисером, стразами, стеклярусом, лентами.

2




Украшение изделия с использованием этих

отделок.


14



Лоскутная техника

6




Изготовление изделия в данной технике


30


7

6. Моделирование одежды

18

49

67


Этапы создания одежды

1




Экскурсия в ателье


2



Моделирование

2




Снятие мерок


2



Характеристика фигур. Пропорции

2




Разработка эскиза своей модели


2



Моделирование одежды с учётом особенностей

фигуры

2




Подбор моделей одежды исходя из особенностей

фигуры


2



Зрительные иллюзии в одежде

2




Подбор гардероба клиенту


2



Цвет в одежде

1




Подбор цветовой гаммы костюма к своей внешности


2



Стиль в одежде

1




Зарисовка моделей одежды в современных стилях


3



Композиция. Законы композиции

2




Подбор элементов костюма


2



Способы моделирования

3




Моделирование фасонов разными способами


6



Ознакомление с направлением моды

1




Работа с журналами мод


2



Подгонка выкроек под свой размер


2



Профессии моды

1




Защита мини-реферата о профессии на выбор


2



Обработка отдельных видов отделки костюма






Воланы


2



Оборки


2



Рюши


2



Складки


2



Кокетки


2



Рельефы


2



Подрезы


2



Карманы


4



Знакомство и работа на машине 51-а Кл.


2


8

Изготовление костюмов

6

91

97


Разработка идеи костюма

2




Зарисовка эскизов


2



Раскрой костюмов


4



Сметывание деталей к примерке


4



Примерка костюма


2



Исправление недочетов после примерки


2



Обработка костюма по узлам





Выточки


4



Складки


6



Кокетки


6



Плечевые срезы


4



Боковые срезы


4



Горловина


6



Застежка


6



Рукава


6



Воротники


6



Соединение воротника с изделием


6



Соединение рукава с изделием


6



Соединение лифа с юбкой


4



Обработка низа


4



Отделка изделия


6



Презентация костюмов


3



Подведение итогов


4



Итого : 2 год занятий

32

184

216

Свежие документы:  Открытый урок по изобразительному искусству в 5 классе «Жостовский поднос»


Содержание программы

1год обучения :

Раздел 1. Введение.

Тема1. Происхождение одежды Костюм при первобытнообщинном строе.

Раздел 2.Костюм Древнего Мира.

Тема 1. Характеристика костюмов Древнего Египта, Рима, Греции. Эстетический идеал красоты. Основные формы и виды костюма. Ткани, цвет, головные уборы, причёски, обувь.

Практическая работа:

Моделирование современной одежды на основе античных драпировок.

Тема2. Орнаментальное искусство народов мира: Египетский и древнегреческий орнамент.

Практическая работа:

Украшение моделей современной одежды мотивами изучаемого орнамента.

Раздел 3.Западно-европейский костюм.

Тема1.Характеристика костюмов Средневековья. Эстетический идеал красоты. Декоративное решение костюма. Технологические новшества.

Практическая работа:

Моделирование на манекене.

Тема2.Орнаментальное искусство народов мира: Китайский и японский орнамент.

Практическая работа:

Украшение моделей современной одежды мотивами изучаемого орнамента.

Тема 3.Характеристика костюма эпохи Возрождения. Эстетический идеал красоты.

Раздел 4. Искусство составления букета.

Тема1.Японская композиция в стиле «Икебана»

Практическая работа:

Составление композиций в стиле « Икебана»

Тема2.Характеристика костюма эпохи Абсолютизма. Конструктивное решение костюма.

Тема3.Орнаментальное искусство народов мира: Индийский и персидский орнамент.

Практическая работа:

Украшение моделей одежды мотивами изучаемого орнамента.

Тема4. Характеристика костюмов 17 и 18 веков: Барокко и Рококо. Эстетический идеал.

Создание и распространение моды. Причёски, обувь, головные уборы.

Практическая работа:

Выполнение моделей одежды методом коллажа.

Тема5. Характеристика костюма 19 века: Классицизм. Демократизация эстетического идеала.

Тема 6.Орнаментальное искусство народов мира: Турецкий и арабский орнамент

Раздел 5.Искусство аранжировки цветов.

Тема1.Искусство аранжировки цветов в различных странах мира, принципы аранжировки.

Практическая работа: Изготовление цветов из ткани.

Тема2.Характеристика стилей Ампир и Романтизм. Основные формы и ассортимент одежды.

Эстетический идеал красоты.

Практическая работа:

Моделирование моделей современной одежды с использованием элементов костюма изучаемого периода.

Тема3.Характеристика стилей Модерн и Конструктивизм. Конструктивное решение костюма.

Распространение моды.

Практическая работа:

Моделирование современной одежды с использованием элементов костюма изучаемого периода.

Тема4.Характеристика европейского костюма 20 века. Демократизация костюма под влиянием социально-экономического развития общества. Новый эстетический идеал.

Раздел 6.Русский национальный костюм

Тема1.Доисторический период. Киевская Русь. Московская Русь. Эстетический идеал красоты. Особенности костюма.

Тема2. Русский костюм 18-19 веков. Петровская реформа. Сословный характер одежды.

Тема3.Русский народный костюм. Основные виды и формы костюма. Способы украшения.

Тема4.Костюм Оренбургского казачества. Основные виды и формы женского и мужского костюмов. Отделка, обувь, головные уборы.

Практическая работа:

Моделирование моделей современной одежды с использованием элементов народного костюма.

Тема 5. Орнаментальное искусство народов мира: Византийский и русский орнамент.

Практическая работа:

Украшение моделей современной одежды мотивами изучаемого орнамента.

Изготовление моделей одежды по мотивам народного костюма

Раздел 7.Советский костюм

Тема1.Костюм 1917-1980годов.Формирование новой культуры и эстетического идеала под влиянием революции 1917года.Этапы развития костюма. Костюм- как источник творчества.

Тема2.Мода 21 века. Характеристика стилей.

Практическая работа:

Работа с журналами мод. Зарисовка стилей и их характеристика.

Раздел 8.Основные виды украшения костюма.

Тема1.Аппликация. Виды аппликации. Технология выполнения. Способы закрепления.

Практическая работа:

Изготовление аппликации: -из тонких тканей

Свежие документы:  Конспект урока по ИЗО "Роспись ткани. История батика"

-из толстых тканей

-на сетке

-из шнура

-съёмной

-объёмной

Тема2.Мережка. Виды мережки. Технология выполнения.

Практическая работа:

Изготовление изделия с использованием отделки мережкой.

Тема3. Макрамэ. Заготовка деталей и ниток. Техника выполнения. Виды узлов.

Практическая работа:

Изготовление изделия в технике макрамэ.

2 год обучения:

Раздел 1.Основные виды украшения костюма

Тема1.Вышивка бисером, стразами, стеклярусом, лентами. Заготовка деталей. Технология выполнения.

Практическая работа:

Украшение изделия с использованием этих отделок.

Тема2.Лоскутная техника. Материалы для работы. Заготовка деталей. Технология сборки блоков.

Практическая работа:

Изготовление изделия в данной технике

Раздел 2.Моделирование одежды.

Тема1.Этапы создания одежды. Требование к одежде. Профессии дизайна одежды.

Экскурсия в ателье.

Тема2. Моделирование : цели, задачи. Описание модели. Ведущие модельеры.

Практическая работа:

Снятие мерок.

Тема3.Характеристика фигур. Пропорции. Типы телосложения.

Практическая работа:

Разработка эскиза своей модели.

Тема4. Моделирование одежды с учётом особенностей фигуры. Взаимосвязь морфологических признаков фигуры человека и формы одежды.

Практическая работа:

Подбор моделей одежды исходя из особенностей фигуры

Тема5.Зрительные иллюзии в одежде.

Практическая работа:

Подбор гардероба клиенту.

Тема6. Цвет в одежде.

Практическая работа:

Подбор цветовой гаммы костюма к своей внешности.

Тема6.Стиль в одежде. Характеристика стилей.

Практическая работа:

Описание модели. Характеристика стиля.

Тема7. Композиция. Законы композиции.

Практическая работа:

Подбор элементов костюма.

Темак8.Способы моделирования. Приёмы и техника выполнения моделирования.

Практическая работа:

Моделирование фасонов разными способами.

Тема9.Ознакомление с направлением моды.

Практическая работа:

Работа с журналами мод. Подгонка выкроек под свой размер.

Тема10.Профессии моды.

Защита мини-реферата о профессии на выбор.

Практические занятия: Обработка отдельных видов отделки костюма( волана, оборки, рюши,

складок, кокеток, рельефов, подрезов, карманов.).

Тема11.Знакомство и работа на машине 51-а класса.

Раздел 3.Изготовление костюмов.

Тема1.Разработка идеи костюма.

Практические занятия:

Раскрой изделий.

Смётывание деталей к примерке.

Примерка костюма.

Исправление недочётов после примерки.

Обработка костюма исходя из фасона по узлам: вытачки, складки, кокетки, плечевые срезы,

боковые срезы, горловины, застёжки, рукава, воротника, соединение воротника с изделием,

соединение рукава с изделием, соединение лифа с юбкой, обработка низа, отделка изделия.

Презентация костюмов.

Подведение итогов.


Примерный перечень практических работ


1.Лоскутная техника.

-изготовление шаблонов из картона

-изготовление декоративной салфетки

-изготовление подставки под посуду

-изготовление прихваток для кухни

-изготовление грелки на чайник

-изготовление сумки для ванной комнаты

-изготовление фартука

-изготовление игрушек

-изготовление жилета

2.Макрамэ.

-выполнение узлов из одной нити

-выполнение узлов из двух нитей

-выполнение плоских узлов

-выполнение орнаментальных узлов

-выполнение цепочек из узлов

-выполнение сетки из узлов

-изготовление кашпо, салфеток, закладок, подвесок, панно.

3.Апликация.

-заготовка деталей

-изготовление аппликации вручную из тонкой ткани

— изготовление аппликации из толстых тканей

-выполнение аппликации на сетке

-выполнение аппликации из шнура

-изготовление съёмной, объёмной аппликации

-изготовление салфеток, прихваток, панно или украшение изделий ( фартука, юбки, брюк, куртки жилета)

4.Цветы из ткани.

-изготовление шаблонов

-заготовка ткани

-тепловая обработка выкроек

-сборка цветка

-оформление композиции

5.Мережка.

-подготовка материала для работы

-освоение основных приёмов вышивки

-изготовление изделия с мережкой ( носовой платок, салфетка, полотенце)

-украшение изделия мережкой ( блузы, юбки, белья, скатерти)

6.Вышивка бисером, стеклярусом, стразами, лентами.

-подготовка материала

-освоение основных приёмов вышивки

-украшение изделий с использованием этих отделок

.

Литература.

1.В.И.Сидоренко История стилей в искусстве и костюме.Ростов-на-Дону:Феникс,2004г.

2.М.Н.Мерцалова Костюм разных времён и народов.т.1,М:1993г.,т.2,М:1995г.

3.Т.Н.Соколова Орнамент-почерк эпохи.Л.,!972г.

4.Г.А.Сурганова Костюм и орнамент Древнего мира.М.,1984г.

5.Н.В.Труханова Технология пошива одежды.М.,1990г.

6.В.А.Серка Я познаю мир. История моды.М.,2001г.

7.Г.С.Горина Моделирование одежды.М.,1990г.

8.В.Брун,М.Тильке История костюма.М.1996г.

9.В.К,Ермилова Моделирование и художественное оформление одежды.М.,2000г.

10.А.И.Черемных Основы художественного конструирования одежды.М.,1983г.

11.Г.М.Гусейнов Композиция костюма.М.,2003г.

12.А.Ф.Бланк З.М, Фомина Практическая книга по моделированию одежды.М.,2004г

13.Рукоделие:энциклопедия,М.1993г.

14.М.Кузьмина Макрамэ.М.,1994г.

15.О.И.Нагель Художественное лоскутное шитьё.М.2004г.

16.М.Н.Мерцалова Поэзия народного костюма.М.,1995г.

17.Т.К.Стриженова Из истории советского костюма.М.,1992г.

















































































скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: