Сценарий «Батальный жанр в изобразительном искусстве «Я чувствую — я рисую » 6 Класс




СТАВРОПОЛЬ 2013

ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище»

Сценарий внеклассного занятия по курсу «Изобразительное искусство» для воспитанников 6 классов.

Название мероприятия: Станционная игра «Бородино».

Предмет: изобразительное искусство.

Тип: обобщение и систематизация, проверка знаний, творческое применение знаний.

Форма: интеллектуальная игра-практикум.

Тема: «Батальный жанр в изобразительном искусстве «Я чувствую — я рисую ».

Количество обучающихся: 20 человек, юноши-подростки, 11-12 лет.

Место проведения: Учебный корпус, территория СПКУ.

Цель: В рамках празднования 200-летия Бородинского сражения закрепление кадетами знаний, полученных на мастер-классах, путем практических занятий. Воспитание у кадет командной этики.

Задачи:

  1. Гражданско-патриотическое направление. Воспитание у кадет чувства патриотизма и гордости за русский народ.

  2. Художественно-эстетическое направление: Воспитание у кадет культуры, эстетики, чувства прекрасного, мужественности и уважения.

  3. Получение воспитанниками новых знаний, не входящих в обязательную образовательную программу.

  4. Предоставить каждому кадету возможность исполнения роли лидера – носителя уникального знания.

  5. Личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

  6. Сплочение коллектива класса.

  7. Поднятие авторитета каждого ребенка в коллективе.

Системность. Данное мероприятие являлось обобщающим в программе, запланированных мероприятий воспитательного характера, посвященных 200-летию Бородинского сражения.

Место проведения: Учебный корпус, территория СПКУ.



Цель (образовательная): создать ситуацию для осознания своеобразия такого феномена, как синтез искусств (с помощью применения знаний, полученных ранее на дисциплинах художественно-эстетического направления).

План подготовки и проведения мероприятия:

Наличие плана, тезисов, сценария каждого этапа.

Использование раздаточного материала и пособий.

Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий.

Творческие педагогические находки.

Владение материалом, методикой проведения мероприятия.

Педагогический такт и коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера.

Соответствие содержания, информативности и объема материала образовательно-воспитательной программе, возрасту, уровню подготовленности воспитанников.

Список станций:

  1. Мастерская художника (знакомство с произведениями художников-баталистов, практическое занятие под музыку ….«Я чувствую — я рисую»)

  2. Салон «Mon cher» (изучение основных светских выражений на французском языке)

  3. Бальный зал (обучение основным движениям вальса)

  4. Вокальная мастерская (разучивание и исполнение песен Отечественной войны 1812 года)

  5. Лекарская (изучение основ первой медицинской помощи)

  6. Язык цветочной почты и язык веера (изучение уникального средства общения начала XIX века)

  7. Стихосложение (написание стихов в игровой форме)

  8. Этикет (изучение правил поведения в обществе начала XIX века)

  9. Парадное построение (Строевая подготовка, тактика ведения боя).

  10. Полоса препятствий (физическая подготовка)

  11. Интеллектуальная игра (Вопросы по основным мастер-классам)



Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Оборудование для воспитанников: бумага (А4), карандаши цветные, фломастеры, ножницы, клей.

Электронные ресурсы: презентация «Художники-баталисты».

Литературный ряд: стихи.

Музыкальный ряд: строевые песни 1812 года.

Зрительный ряд: выставка рисунков и фотовыставка «Наши мамы», репродукции скульптур известных мастеров о женщине и материнстве, репродукции: икона «Владимирская бого­матерь», Рафаэль «Сикстинская мадон­на», Пикассо «Мать и дитя», Б. Неменский «Тишина»

Составил: учитель изобразительного искусства Бузовская Е.А.

Подготовительная работа:

Заранее создаются несколько команд по 5 человек. Команды придумывают себе названия, девизы, эмблемы, костюмы, приготовить карточки-задания к конкурсам. Все необходимые принадлежности и художественные материалы разложить на столах для участников.

ТЕКСТ К ПРЕЗЕНТАЦИИ.

  • 1.В 1503 г. двум великим художникам итальянского Возрождения Леонардо да Винчи и Микеланджело были заказаны картоны для будущих фресок, которые должны были прославить военные успехи флорентийской республики. Леонардо избрал сюжетом битву при Ангьяри, изобразив яростную схватку всадников на вздыбившихся лошадях. Картон был воспринят современниками как осуждение зверского безумия войны, где люди теряют свое человеческое обличие и уподобляются диким зверям. Предпочтение было отдано произведению Микеланджело «Битва при Кашине», акцентировавшего момент героической готовности к борьбе. Оба картона не сохранились и дошли до нас в гравюрах, исполненных в XVI—XVII вв. Тем не менее, их влияние на последующее развитие европейской батальной живописи было очень значительным. Можно сказать, что именно с этих произведений начинается формирование батального жанра.

  • Французское слово «батай» означает «битва». От него получил название жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений и военных походов. Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий. В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром.



  • Изображения сцен битв и военной жизни известны с глубокой древности. Различного рода аллегорические и символические произведения, прославляющие образ царя-победителя, были широко распространены в искусстве Древнего Востока (например, рельефы с изображениями ассирийских царей, осаждающих вражеские крепости), в античном искусстве (копия мозаики битвы Александра Македонского с Дарием, IV—III вв. до н. э.), в средневековых миниатюрах.

  • Одним из показательных произведений батального жанра живописи является картина Д. Веласкеса «Сдача Бреды». (634—1635). Холст, масло. Прадо. Мадрид.

  • Однако формирование батального жанра относится к XV—XVI вв. В начале XVII –XVIII вв. большую роль в становлении батального жанра сыграли произведения А. Ватто, разоблачавшие жестокость завоевателей, военный быт, остро показывавшие народные бедствия в период войн, глубоко вскрывавшие социально-исторический смысл военного события.

  • Художники-баталисты разоблачают несправедливые агрессивные войны, прославляют народный героизм в революционных и освободительных войнах, воспитывают высокие патриотические чувства. Ценный вклад в развитие батального жанра внесли русские художники второй половины XIX в. В. В. Верещагин и В. И. Суриков. Картины Верещагина обличают милитаризм, безудержную жестокость завоевателей, показывают мужество и страдания простого солдата («После атаки. Перевалочный пункт под Плевной», 1881, ГТГ).. К объективному показу военных действий стремился в своих панорамах «Оборона Севастополя» (1902—1904) и «Бородинская битва» (1911) Ф. А. Рубо.

  • В произведениях советских художников-баталистов раскрывается образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, беспримерная любовь к Родине. Уже в 1920-е гг. М. Б. Грековым были созданы незабываемые образы бойцов гражданской войны («Тачанка», 1925, ГТГ). А. А. Дейнека показал суровый пафос этой эпохи в монументальном полотне «Оборона Петрограда».

Новый подъем батальный жанр пережил в грозные дни Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. в произведениях Студии военных художников имени М. Б. Грекова, Кукрыниксов, А. А. Дейнеки, Б. М. Неменского, П. А. Кривоногова и других мастеров. Несгибаемое мужество защитников Севастополя, их твердую решимость сражаться до последнего вздоха показал Дейнека в проникнутой героическим пафосом картине «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ). Работы этих художников входят в число классических произведений советской живописи.

  • Всю жизнь любил он рисовать войну.

Беззвездной ночью наскочив на мину,

Он вместе с кораблем пошел ко дну,

Не дописав последнюю картину…

К. Симонов

Верещагин Василий Васильевич (14.10.1842), Череповец Новгородской губернии — 31.03.1904), живописец-баталист, литератор, мемуарист. Из дворян. Учился в Александровском кадетском корпусе (1850-1853), Морском кадетском корпусе (1853-1860), Петербургской академии художеств (1860-1863) и в мастерской Ж.Л. Жерома в Париже (1864-1865). В поисках впечатлений и сюжетов для картин много путешествовал по России, странам Европы, Азии, Америки. Участвовал в военных действиях в Туркестане (1867-1870; в 1868 г. награжден орденом Св. Георгия 4-го класса. В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. также был в действующей армии, в 1877-1881 гг. создал «Балканский» цикл полотен. С началом русско-японской войны 1904-1905 гг. отправился на Дальний Восток. Погиб вместе с адмиралом С.О. Макаровым при взрыве броненосца «Петропавловск» в виду Порт-Артура.

  • Верещагин основательно изучал историю Отечественной войны 1812 года, уделяя значительное внимание военно-историческим реалиям. В 1887-1900 гг. создал в Москве и Париже серию из 20 картин, в которых стремился «показать великий национальный дух русского народа», а также «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен» в таких произведениях, как:« «В Успенском соборе», «Маршал Даву в Чудовом монастыре», «В Городне — пробиваться или отступать?», «На этапе. Дурные вести из Франции», «На большой дороге. Отступление, бегство» (все 1887-1895 гг.), «Перед Москвой в ожидании депутации бояр» (1891-1892), «В Петровском дворце», «Возвращение из Петровского дворца» (обе — 1895 г.), «Ночной привал Великой армии» (обе — 1896-1897 гг.), «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.), «Конец Бородинского боя», «Сквозь пожар», «Наполеон и Лористон», «На морозе» (все — 1899-1900 гг.). Картины этой серии Верещагин с успехом демонстрировал на персональных выставках в Париже, Лондоне, Берлине, Вене, Нью-Йорке и др. (ныне большинство полотен — в Государственном историческом музее, в Москве). Кроме того, Верещагин оставил ряд незаконченных картин («Наполеон при Березине»), этюдов и набросков о событиях 1812 года, а к 100-летию войны намеревался написать картины «Занятие Смоленска», «Канун Бородинской битвы», «Совет в Филях» и др. (замысел не осуществлен).

Художник-новатор, Верещагин отверг академические каноны батальной живописи с их парадной условностью, в своих полотнах обличал войну как мировое зло («Апофеоз войны», 1871-1872 гг.). Верещагин — автор двух книг о войне 1812 года («1812 год» и каталог с пояснением к его картинам: «Наполеон I в России»), в которых высказал свой взгляд на роль М.И. Кутузова и М.Б. Барклая де Толли, на исход Бородинского сражения, пожар Москвы и др. Бородино

  • Бородинское сражение — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями — произошло 7 сентября (26 августа) 1812 года у села Бородино (в 124 километрах западнее Москвы). После оставления Смоленска русская армия отходила к Москве. 3 сентября (22 августа) она расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где М.И.Кутузов решил дать армии Наполеона решительное сражение.

К началу сражения в русской армии было 120 тысяч человек и 640 орудий. Французская армия насчитывала 130-135 тысяч человек и 587 орудий.





СЛАЙД 15. «День 25 августа — канун Бородинского боя — прошел в приготовлениях к предстоящему сражению. Все готовились к смерти, понимая, что должно или умереть, или спасти Отечество. Зная твердую и горячую веру русского солдата в помощь Божию, главнокомандующий приказал пронести по рядам чудотворный образ Смоленской Божией Матери». (МОЛНБЕН).

Остановившись позади священника, Кутузов перекрестился привычным широким крестом, потом достал рукой до земли и, вздохнув, опустил седую голову. За ним стояла свита.

Несмотря на присутствие генералов, солдаты продолжали молиться, не обращая на них внимания… По окончании молебна Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колени и поклонился иконе до земли. Он с трудом поднялся и приложился к ней. За ним приложился и весь генералитет».

Кутузова нельзя понять, если не знать его глубокой веры и надежды на Бога. Пред Бородинским боем, в своем приказе, он говорит, что «возлагает всё упование на помощь Всевышнего и на храбрость и неустрашимость русских воинов».

А из Тарутинского лагеря 20-го сентября пишет: «Да всесильная десница Божия, управляющая судьбами царств, поможет нам преодолеть врага нашего»…

  • СЛАЙД 16. Рано утром, 26-го августа, Наполеон со свитой подъехал к Шевардинскому редуту, откуда он намеревался руководить своей шахматной партией. Здесь император и свита сошли с лошадей и заняли наблюдательный пост.

Но прежде чем начаться задуманной игре был прочитан перед войсками, как только они заняли свои места по диспозиции, знаменитый приказ Наполеона:

«Воины! Вот сражение, которого вы столь желали. Победа зависит от вас. Она нам необходима; она даст нам все нужное, удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвой!»

  • Ранее, Наполеон, предполагая идти на Москву, а не на Петербург и Киев, размышлял следующим образом: «Если я возьму Киев – я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом – я возьму ее за голову; заняв Москву, я поражу ее в сердце». Так оценил Наполеон значение этих трех городов и поэтому избрал Москву.

  • СЛАЙД 19. Известно также, что в день Бородинскаго сражения Наполеон был нездоров, и это нездоровье помешало ему явиться в том ореоле полководца, в каком его привыкли видеть. Как бы там ни было, но зрелище сидящего на стуле полководца, в то время как его доблестные воины умирают тысячами, не видя своего императора, символично: победоносному орлу Франции подрезали крылья, и в дальнейшем никто не увидит больше его горделиво парящего полета в выси.

  • Вечером 26-го августа, около пяти часов, Бородинское сражение окончилось. Каковы же были итоги этой кровопролитнейшей из битв? Очень печальные для Наполеона, ибо здесь не было победы, которой в течение целого дня тщетно ждали от него все приближенные.

  • СЛАЙД 22. Наполеон, всегда отличавшийся необычайной быстротой мысли и действия, сейчас потерял бодрость духа и способность ясно определять ход событий. Он, который был способен вдруг без ошибок и просчетов определять все движения своей армии, который не только устанавливал заранее дату своего входа в столицы Европы, — теперь находил себя, после поражения в, уничтожившего все его надежды и планы, в плачевном состоянии нерешительности.

  • СЛАЙД 23. В этом кровавом бою легло с обеих сторон в общей сложности 80.000 человек и между прочим 49 генералов. (Под Барклай де-Толли, искавшим смерти, было убито и ранено пять лошадей, но он сам остался невредимым. ) … 80.000 павших смертью храбрых — таков итог Бородинского сражения, 80.000 жизней здесь перешли за грань земного бытия во славу завоевательных стремлений Наполеона, одного человека, только одного человека, не бывшего в силах громко сказать самому себе: «довольно! остановись!».

Игровой практикум.

  1. Нарисовать фигурки солдат обеих армий (гусары, генералы кавалеристы, раненные солдаты и тд.), орудия, раскрасить и вырезать.

  2. На заготовленном фоне (состаренная бумага) расположить вырезанные фигурки, изображая батальное сражение. Необходимо так же нарисовать пейзаж (дым, взрывы и тд.). Время выполнения 45 мин.

  • Вопросы к презентации:

Творчество каких художников эпохи Возрождения послужили для зарождения батального жанра живописи? (Леонардо и Микеланджело).

  1. Что означает французское слово «батай» ? (Битва).

  2. Что в своих картинах изображают художники-баталисты? (Сцены битв и военной жизни, раскрывая исторический смысл военных событий).

  3. Имена каких художников-баталистов Европы вы узнали? (Знаменитые художники-баталисты Европы:
    Д. Веласкес,
    А. Ватто, В.В. Верещагин, Ф. А. Рубо.,
    А. А. Дейнека, М. Б. Греков, Б.М. Неменский).

  4. Какой русский художник был воспитанником кадетского корпуса? (В.В. Верещагин).

  5. Какой русский художник-баталист основательно изучал историю Отечественной войны 1812 года, и создал целую серию картин, посвященную этой теме? (В.В. Верещагин ).

  6. Какой обряд совершил М.И. Кутузов вместе с духовенством для поднятия боевого духа солдат и генералов? (Молебен).

Литература:

1. И.Д.Агеева Кто лучше всех знает Россию? Москва, 2007

2. Д.А.Ванюков Век трех императоров Мир книги, 2008

Интернет ресурсы:

  1. http://4.bp.blogspot.com/-IhrlfSzAzw/TWAaNRjTDI/AAAAAAAAAD4/wDDJ41mj4Qk/s320/5005200.jpg

  2. М.И.Платов — http://slavs.org.ua/img/articles/kazaki.don/08.jpg

  3. Д.Давыдов — http://www.artclon.com/OtherFile/Dawe_GeorgeZZZPortrait_of_Denis_V._Davydov_(1784-1839).jpg

  4. М.И.Кутузов — http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/100/337/100337388_15448165845800a8e0332c740bd77364306dc205bdb.jpg

  5. П.И.Багратион — http://i010.radikal.ru/1109/57/8d3e1a43531a.jpg

  6. А.П.Ермолов- http://www.voiska.ru/mkportal/modules/gallery/album/a_6.jpg

  7. И.П.Кутайсов — http://img.readtiger.com/wkp/ru/Kutaisov.jpg

  8. Василиса Кожина — http://www.kommersant.ru/Issues.photo/OGONIOK/2010/023/KMO_090981_04301_1_t207.jpg

  9. А.С.Фигнер — http://www.rulex.ru/rpg/WebPict/fullpic/0075-033.jpg

  10. Смоленское сражение — http://www.museum.ru/museum/1812/Painting/Gess/pic/gess03.jpg

  11. http://russianculture.files.wordpress.com/2011/02/ishdywraaprfvthhasakwgu-12-c24ctcnwbxf-1812-y-1998-250n150-rgozkhjtnkqszecfisxbm.jpg



Ftserverвоспитательный отделАРХИВ 2012-2013Савченкофотовенский бал.JPGaltFtserverвоспитательный отделАРХИВ 2012-2013СавченкофотоБородино.JPGalt

Свежие документы:  Урок по теме: "Цвет и композиция в пейзаже"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: