Водопьянова Т.М.
Урок искусства в 8 классе
Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
«Точка, точка, запятая» -иллюстрация | |
Свое представление о лучших, достойных подражания человеческих качествах были всегда. Сформулировали учение об идеальном человеке античные мыслители, в учениях которых идеальный человек был частью идеального общества, воспитывался идеальной системой образования. | Мирон «Дискобол» |
Таким же видели Человека в самую гуманистическую эпоху мыслители Возрождения: красивым физически и духовно, свободным и смелым. Человек – творец, почти коснувшийся Создателя. По словам Пико делла Мирандолы: «Дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет». Прекрасное время создало прекрасных, разносторонних архитекторов, живописцев, скульпторов, поэтов, музыкантов: Они возводили храмы — Клали бесконечные кубики смальты, Синей по золоту, Неблекнущими красками Писали фрески по сырой штукатурке, Расписываясь в неоспоримом Величии человека. | Микеланджело «Моисей» |
Энциклопедические знания приложились к трудолюбию титанов Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте, Шекспира, Орландо Лассо. Герой этого времени очень целеустремленная личность, обладающий сознанием своей моральной силы, с чертами доблести и героизма. | Леонардо да Винчи — портрет |
Данте Алигьери сохранил для себя принципы христианства, всю силу своего разума направил на решение глобальных вопросов бытия. Он же возвеличил человека, воспел любовь, как самое прекрасное проявление сущности человека. | Данте Алигьери — портрет |
Что означает знаменитый рисунок Леонардо на листке А4 – «Витрувианский человек»? На рисунке фигура идеального человека, описанного римлянином Марком Витрувием, правильно вписывается в квадрат, который символизирует земное начало, и, одновременно, в круг, символизирующий божественное в человеке. Микрокосм и Макрокосм в человеческой природе. В нем самом заключено целое мироздание и до Бога всего один шаг. | «Витрувианский человек» |
Если художники Возрождения воплотили гармонию духовного и физического, вдохновенно воспели красоту человеческого тела, то перед мастерами барокко встала новая задача — перевоспитать душу человека, «развращенную» Ренессансом вернуть простых людей к идеалам христианской картины мира. Человек стал «чем-то средним между всем и ничем». Музыка, живопись, литература обращаются к Богу, но часто утопают в роскоши и обилии деталей. | Караваджо. «Призвание апостола Матфея» |
Лидеры художественного направления «Буря и натиск», к которому принадлежали Гете и Шиллер, воспевают нового — деятельного, решительного человека. У него четко выражено чувство долга, он патриот своей Родины и это о нем могли быть сказаны слова из « Фауста» Гете: «Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой». | «Фауст» иллюстрация |
Искусство сформировало немало художественных образов, которых можно считать идеалами эпохи, им подражали, воспитывали в себе качества литературных или театральных героев. Чувства, выраженные в музыкальном произведении, внешние особенности портрета, картины, скульптуры вызывали изменения в моде на одежду, прически. Героями своего времени был когда – то Робинзон Крузо, сумевший сохранить в себе человека на необитаемом острове. Читатели во всем мире подражали его предприимчивости, смекалке, умению рассуждать и анализировать ситуацию. | «Робинзон Крузо» — иллюстрация |
Кто был настоящим героем поколения двадцатых годов XIX века – Онегин или Ленский? Первый – холодный рационалист, увлекается трудами английских экономистов. Второй обучался в Германии, романтичен, пылок, раним. Но, скорее всего, на перемены в обществе более всего повлияло «письмо Татьяны». Сама возможность для молодой провинциальной девушки проявлять свою влюбленность, вызвала множество подражаний, также , как и любовь Татьяны к чтению книг. | Дуэль Онегина и Ленского |
Восемь портретов воспитанниц Института благородных девиц , написанные русским художником Дмитрием Левицким, указали русскому обществу путь к культурному развитию и этическому обновлению через воспитание у будущих матерей и жен широкой образованности, творчества, лучших человеческих качеств. Такими оказались впоследствии жены декабристов, сумевшие в немыслимых условиях сохранить в своих семьях устои привычного быта . | Д. Левицкий – « Портрет Хрущовой и Хованской» |
Необходимость самовоспитания, работы над собой понимали во все времена. Редьярд Киплинг пишет в «Посвящение Сыну»: « Наполни смыслом каждое мгновенье Часов и дней неуловимый бег, — Тогда весь мир ты примешь как владенье Тогда, мой сын, ты будешь Человек! Свой каждый миг сумей прожить во славу Далекой цели, блещущей с вершин. Сумеешь — и Земля твоя по праву, И, что важней, ты Человек, мой сын!» | Редьярд Киплинг — портрет |
Национальные и религиозные особенности каждого народа не меняют главных общечеловеческих свойств идеального человека. Так для буддизма характерен особый взгляд на человека, во главу угла ставятся не отношения Бога и человека, а внутренний мир и проблемы самого человека. Таким же прекрасным видит Человека восточный поэт и философ Омар Хайям. Вот лицо мое — словно прекрасный тюльпан, Вот мой стройный, как ствол кипарисовый, стан, Одного, сотворенный из праха, не знаю: Для чего этот облик мне скульптором дан? На Востоке бытует легенда о добром намерении, добром слове, добром действии. Поволжские народы помнят о «семи благах», «семи заповедях». Чаще всего в число семи добродетелей включались трудолюбие, здоровье, ум, дружба, доброта, целомудрие, честность. С детства родители прививали детям эти качества. | Омар Хайям- портрет |
Перечень совершенств под названием «девять доблестей мужчины» — известен среди современных бурятов. «Девять доблестей» включают в себя следующие заповеди: превыше всего — согласие; на море — пловец; на войне — богатырь; в учении — глубина мысли; во власти — отсутствие лукавства; в работе — мастерство; в речах — мудрость; на чужбине — непоколебимость; в стрельбе — меткость. К девяти доблестям буряты присовокупляют и другие положительные качества мужчины как программу формирования совершенного человека. | irkipedia.ru Бурятская деревня |
Все народы в той или иной мере озабочены воспитанием совершенного человека. Идеалом русской женщины, которая «коня на скаку остановит», является не только красота, а в большей степени предполагает ее умение и сноровку в работе, силу духа, мудрость. Идеал богатыря, защитника Родины, Илья Муромец , «славный богатырь святорусский», прекрасный всадник, меткий стрелок, благовоспитан («вел поклоны по-ученому»), храбр и смел, народный заступник. | Илья Муромец |
Образ его неожиданно перекликается с образом авторской песни Александра Городницкого « Атланты»: «Стоят они, навеки Уперши лбы в беду, Не боги — человеки, Привычные к труду. И жить еще надежде До той поры, пока Атланты небо держат На каменных руках». | Атланты в Малом Эрмитаже |
Воспитать в себе радость творчества – первый шаг на пути воспитания самого себя. Написать картину, научиться танцевать, сочинить песню или стихотворение: От счастья Скакать и смеяться! Это словно полёт Над горами проблем! Ощущенье, примерно, такое, Как полёты во сне, Когда в детстве я рос, Я буквально парил над землёю! Я стихи написал ! Неужели я смог? Сам не верю, Захлёстывают чувства. Да, действительно я! Вот стараний итог — Я приблизился К тайнам искусства. |