Урок ИЗО в 5 классе на тему «Герб, геральдика»


Урок ИЗО в 5 классе на тему «Герб, геральдика»

Цель: познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем; сформировать навыки составления композиции герба, сочетания цветов.

Материалы: бумага, краски, кисти

композиция на формате А4.



I.     Организационный момент.

II.     Формирование новых знаний.

Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире

В средние века в Европе появилось новое искусство и новая наука -геральдика. Эта наука занималась составлением гербов.

Герб — это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством.

Первые гербы появились примерно в X веке.

Конечно, гербы имели только знатные аристократические семьи. Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости. (Слайды 1, 2). На турнире они появлялись в рыцарских доспехах (Слайд 3) и шлемах, скрывающих лицо (Слайд 4). Опознать рыцаря, закованного в броню целиком, было невозможно. И герб стал использоваться как опознавательный знак.

На щите рыцаря и флаге (штандарте) изображался его личный герб. На рыцарских турнирах присутствовали герольды — люди, изучающие и составляющие гербы. (Слайд 5). Герольды систематизировали знания о гербах, вырабатывали общие правила их составления и распознавания и, в конечном счете, создали целую науку «геральдику». По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.

Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце.

Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей.

Формы щитов: немецкие, английские, испанский, французский, итальянский, польский, ромбический, круглый, квадратный (Слайд 6).

Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.

Выбранный цвет имел символическое значение:

  1. золотой цвет — символ богатства, силы, справедливости;            

  2. серебро — символ невинности и чистоты;

  3. червленый (темно-красный) — символ любви, смелости;

  4. голубой — символ красоты и величия;

  5. зеленый — символ изобилия, надежды, свободы;

  6. пурпурный (красный с оттенком синего) — могущество, достоинство;

  7. черный — скромность, мудрость и печаль. (Слайд 7).

Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур — изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело свое значение:

  1. дуб, медведь означали силу;

  2. факел, раскрытая книга — знание;

  3. пчела — трудолюбие;

  4. лавр — славу;

  5. крылатый змей — зло, смуту;

  6. дракон — могущество;

  7. рука в перчатке — храбрость;

  8. лев — символ силы, мужества, великодушия;

  9. леопард — храбрость, отвага;

  10. ворон — долголетие;

  11.  петух — символ боя.

Часто встречается изображение коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель)

Геральдика представлены деревьями — дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами — роза, лилия (геральдическая и натуральная 45-46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь. Искусственные фигуры представлены предметами военного быта — различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского — орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.). Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).

Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит. По сторонам щит поддерживают фигуры — щитодержатели — люди, птицы, звери. (Слайд 8). Герб украшает лента с девизом.

Девиз — это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Например:

«Усердие все превозмогает»
«Честь превыше всего»
«За честь и достоинство».

Венчает герб корона.

В XIV веке в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые «гербовые платья». Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами — символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке. (Слайд 9).

Гербы были и у ремесленников. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы.

— Сегодня у вас есть возможность создать свою символику герба.

Представьте себе, что вы древние рыцари. Вы должны подумать о том, какой формы будет ваш герб. Выбрать цвет геральдических фигур, придумать или выбрать из древней символики негеральдические фигуры и составить композицию. В ней вы должны учитывать принцип симметрии и законы сочетания цветов. Помните, что контрастные цвета взаимно подчеркивают и выделяют друг друга.

Нельзя сочетать в композиции (накладывать друг на друга) цвета, лежащие рядом на цветовом круге. Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко читаемыми и видны издалека.

Придумайте девиз, который наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления.

III.    Практическая работа.

Задание: выполнить композицию герба.

IV.  Обобщение знаний по теме. Анализ работ.



Свежие документы:  Конспект урока физкультуры на тему «Весёлый ручеёк»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: